Виген Акопян: Геноцид армян. 97 лет спустя: новый передел Закавказья?
Москва, 24 апреля, 2012, 19:11 — ИА Регнум. Тема Геноцида армян в Османской Империи 1915 года в 2009-2012 годах приобрела особую политическую актуальность. В текущем году она стала причиной громкого дипломатического скандала между Турцией и Францией. Ежегодно традиционные дебаты по этой проблеме проходят в обеих палатах американского конгресса. Президент США 24 апреля обращается к армянской общине. В этом году так же поступит французский президент
Новому звучанию армянской проблематики способствовали несколько факторов. Во-первых, это сам факт наличия независимой Армянской Республики, обязанной проводить некий внешнеполитический курс в этом вопросе. Второе - это текущая активная конкуренция за влияние в Закавказье, в которой проблема Геноцида сводит практически на нулевой уровень армяно-турецкие контакты, а значит и резко уменьшает уровень проникновения Турции в Закавказье. Кроме того, это активное вовлечение Турции в процесс нового передела Ближнего Востока, когда армянская (христианская) и курдская темы активно используются против Анкары в случае необходимости. Далее: это последствия попытки добиться разблокирования армяно-турецкой границы, предпринятой в 2009 году международными посредниками. Сам по себе факт подписания Цюрихских протоколов, так и не ратифицированных парламентами Турции и Армении, способствовал "информационной реабилитации" темы Геноцида армян. Однако главный двигатель "армянского вопроса" это, конечно же, многочисленная армянская диаспора во многих странах мира - прямое следствие массового изгнания армян с мест компактного проживания.
Турция пытается бороться с политическим и информационным нажимом, трактуя события по-своему. В этом ей активно помогает Азербайджан, тщательно связывающий свои проблемы с Арменией с армяно-турецкой политической повесткой. В целом, активная пропагандистская кампания вокруг "армянского вопроса" продолжается, обещая достигнуть апогея к апрелю 2015 года - к 100-летию трагических событий.
Как будут обстоять дела к тому времени?
Проблема Геноцида армян не потеряет своей актуальности, пока армяне будут чувствовать угрозу с турецкой стороны. Армению и Турцию невозможно сравнивать по мощи и потенциалу. Защита от Турции для Армении возможна только в случае привлечения гаранта безопасности, коей исторически является Россия. Более того, членство Турции в
В этом контексте стоит внимательнее присмотреться к политике Турции, осуществляемой в отношении соседней Сирии. Фактически, инспирировав гражданскую войну в этой стране, Турция, в ответ на неминуемый приток беженцев и дестабилизацию собственный границы, запросила помощи у Североатлантического альянса. Министр иностранных дел Канады Джон Бэрд в ответном заявлении подчеркнул, что в случае пересечения сирийскими солдатами границы с Турцией, НАТО придет на помощь Анкаре. А представитель НАТО
Очевидно, Армения не может представлять никакой угрозы для Турции, за спиной которой стоит столь мощный военный блок. А может ли исходить угроза для армян со стороны современной Турции, отрицающей ответственность за события почти 100-летней давности?
"Организованный в Стамбуле 26 февраля 2012 года митинг по случаю годовщины трагических событий в Ходжалы, свидетельствует о том, что проживающие в Турции армяне находятся в опасности", - заявил известный турецкий историк, публицист и профессор
Надо отметить, что ничего подобного нельзя увидеть на традиционных многотысячных шествиях памяти 24 апреля в Ереване. Причина проста: память армян, связанная с этой датой, запрограммирована в контексте обороны и спасения, а не нападения и уничтожения.
В официальной позиции турецких властей время от времени проскальзывает формулировка о том, что армяне были изгнаны и уничтожены за то, что поддержали противника Османской Империи в Первой мировой войне - Россию. Это накладывает на российскую сторону (впрочем, как и на всех других участников той войны - Германию, Великобританию, США, Францию и тд.) определенную политическую ответственность, хотя бы по части выработки собственной позиции по данному вопросу. Посол России в Армении
Что же происходит сегодня?
Сегодня, когда ситуация в Закавказье напряжена до предела, армянский фактор между Россией и Турцией (Азербайджаном) приобретает мощную интригу. Особенно она обостряется с учетом позиции Грузии, стремящейся стать членом НАТО и ввести Альянс уже непосредственно в Закавказье. Если это произойдет, то единственной гарантией Армении от турецких угроз становится членство в НАТО, поскольку влияние России в регионе критически упадет. Пока же этого не произошло, Североатлантический альянс, отвечающий за безопасность турецких границ, становится полноправным участником блокады Армении и давления на ее экономику. Давления, связанного, прежде всего, с урегулированием карабахского конфликта.
В октябре 2009 года в Цюрихе состоялось подписание протоколов, нацеленных на снятие политической напряженности между Ереваном и Анкарой. Эксперты утверждали, что данная инициатива целиком и полностью проталкивалась Госсекретарем США
Однако усилиями Азербайджана процесс был провален. Баку связал армяно-турецкие переговоры с карабахским вопросом, хотя весь Цюрихский процесс явственно демонстрировал, что Армения будет вынуждена ответить на добрую волю Турции шагами именно в карабахском направлении. Круг замкнулся.
Безопасность Армении со стороны Турции - ключевой вопрос региональной повестки, поскольку включает и карабахское урегулирование. Он сопоставим по характеру и значению с российско-грузинским противостоянием. Закавказье заблокировано с севера, что открывает широкие перспективы для конкурирующего вектора влияния - Запад-Восток. Вторжение Турции в регион активно протекает через Грузию, Армения же становится островком стратегического влияния России, испытывающим жесточайший прессинг со стороны турецко-азербайджанского тандема. Именно эти условия позволяют утверждать, что карабахский конфликт является производной проблемы Геноцида армян в Турции, а не наоборот. Самооборона армян в Карабахе, таким образом, становится частью усилий России по сохранению влияния в Закавказье, а роль России в Карабахе - продолжением гарантирующей безопасность армян исторической миссии.
Пока Россия и Турция (НАТО) не достигнут консенсуса относительно сфер влияния в Закавказье, встроив Армению и Азербайджан в эту схему, проблема Геноцида армян не уйдет с повестки. Если же этого не произойдет, то новое столкновение в регионе неизбежно, что откроет совершенно новую картину, немалую роль в которой может сыграть еще один важнейший региональной игрок - Иран, не заинтересованный в критическом ослаблении Армении, что фактически приведет к сращиванию члена НАТО Турции с Азербайджаном.
Указанный клубок противоречий и конфликтующих интересов на многие годы вперед обеспечивает политическую актуальность "армянского вопроса". Но сама память о Геноциде, тем не менее, находится совершенно в другом месте - в сердцах, умах, документах и фотографиях, хранящихся у потомков жертв Геноцида. Не случайно, последние усилия турецких политических кругов направлены именно на обеспечение контакта с влиятельными представителями армянской диаспоры, а руководство Азербайджана прямо заявляет, что имеет в лице "армянского лобби" - "врага номер один". Судьба независимой Армении в данной трактовке отходит для Турции и Азербайджана на задний план, но при этом угроза ее существованию день ото дня все более актуализируется. Круг замкнулся. Безопасность Армении становится задачей армянской диаспоры, а потенциал диаспоры - предметом заботы официального Еревана. И чем слабее Армения, тем глуше будут требования диаспоры.