Ирина Стародубровская: Северный Кавказ перед прямыми выборами: пути корректировки
Перспектива выборов глав регионов делает еще более актуальным корректировку федеральной политики на Северном Кавказе. Представляется, что эта корректировка могла бы идти по следующим направлениям.
Во-первых, в сфере стимулирования экономического развития необходимо в большей мере опираться на внутренний экономический потенциал северокавказских регионов. Стратегия развития СКФО во многом исходит из представлений о Северном Кавказе как депрессивной территории, где господствуют бедность и безработица. Поэтому считается, что стимулы к развитию должны быть привнесены извне. Между тем ситуация в регионе очень разная, в нем есть собственные центры экономического роста, реализуются инвестиционные проекты, внедряются современные технологии. Конечно, все это не столь масштабно, как, например, проекты туристического кластера. Но зато внутренние инвесторы прошли "проверку на прочность", доказали свое желание и способность работать в достаточно сложных и неблагоприятных институциональных условиях Северного Кавказа. Особого внимания требует поддержка некрупных, но очень важных для Северного Кавказа проектов, которые бы снимали барьеры к повышению эффективности местного, локального производства. Подобные проекты должны опираться на местные сообщества и малый бизнес, который до сих пор в основном является теневым. Наиболее очевидная сфера их реализации - аграрная.
До сих пор не задействованный инструмент улучшения инвестиционного климата, а также разрешения многих характерных для региона конфликтов - это урегулирование прав собственности на землю как один из основных экономических ресурсов. Вопросы проведения земельной реформы являются чрезвычайно сложными и деликатными, в каждом конкретном случае требуют широких консультаций между всеми заинтересованными сторонами, которые сейчас могут выдвигать пересекающиеся права на землю (местные сообщества, бизнес, властные структуры и т.п.). Достижение договоренностей между ними является необходимой предпосылкой закрепления земельных прав. Однако данный процесс необходимо инициировать и поддерживать, поскольку, при всех рисках земельной реформы, продолжающаяся неурегулированность прав на землю несет не меньший конфликтный потенциал, при этом не давая перспектив позитивного разрешения ситуации.
Наконец, нужно принять все возможные меры к тому, чтобы инвестиционные проекты не обостряли старые и не провоцировали новые конфликты в регионе. Необходимо установить требования по доступности информации о проектах для местного населения и сформировать механизмы согласования интересов инвесторов и местных сообществ. Представляется целесообразным установить мораторий на проекты, которые предусматривают вывод из хозяйственного оборота значительных объемов плодородных земель, как обладающие наибольшим конфликтным потенциалом.
Во-вторых, экономические инициативы должны дополняться политикой общественного диалога и достижения общественного согласия, поскольку только в такой атмосфере они имеют хоть какие-то шансы на успешное осуществление. До сих пор проводимая в регионе политика исходит из смешения проблем терроризма и радикального ислама, отдавая приоритет силовым решениям в этой сфере. Собственно, некоторые региональные законы фактически приравнивают людей, относящихся к определенному направлению ислама, к экстремистам. Представляется, что терроризм и радикальный ислам - это две разные проблемы, и ни одна из них не решается чисто силовыми методами.
В сфере антитеррористической деятельности необходимо с федерального уровня поддержать те инициативы по урегулированию ситуации, которые уже реализуются главами некоторых северокавказских республик. Так, комиссии по адаптации прекративших участие в незаконных вооруженных формированиях боевиков функционируют в Ингушетии и Дагестане. Поддержка федерального центра позволила бы придать подобному диалогу большую легитимность и устойчивость, гарантировать на более высоком уровне достигнутые договоренности, а также более четко согласовать политику силовых структур с задачами мирного урегулирования в регионе. Целесообразно более активно привлекать к борьбе с терроризмом местные сообщества. Все это не никак не отменяет необходимость эффективных силовых действий в отношении непримиримых боевиков. С закоренелыми бандитами и убийцами никто договариваться не предлагает.
В борьбе с радикальными исламскими течениями ставка обычно делается на поддержку традиционного ислама. Однако при этом не принимается во внимание, что радикальные религиозные взгляды во многом питаются социальным протестом молодежи против существующей системы общественных отношений в северокавказских республиках, а "официальный" ислам воспринимается как часть этих отношений. Политике общественного урегулирования в наибольшей мере соответствовала бы другая позиция государства в данной сфере, предусматривающая:
• четкое разделение сферы религиозной идеологии (где светское государство нейтрально) и сферы политического экстремизма (где оно должно стоять на защите личности и собственности);
• позиционирование государственных институтов как гаранта свободы вероисповедания в рамках, обозначенных Конституцией РФ;
• государственная поддержка диалога между различными течениями внутри ислама.
Однако очевидно, что барьеры к смене государственной политики в данной сфере достаточно высоки.
В-третьих, нужно стремиться формировать механизмы продвижения наиболее активной и талантливой молодежи "поверх" существующих клановых и коррупционных вертикальных лифов, ориентируясь на перспективы формирования новой северокавказской элиты. Одним из инструментов решения этой непростой задачи могла бы стать президентская инициатива "Кадровый резерв Северного Кавказа", предусматривающая максимально объективные механизмы отбора и участие в интенсивных образовательных программах. Программы должны включать углубленное изучение иностранных языков (дополнительным фильтром мог бы быть контроль за освоением иностранного языка после первого года обучения), освоение наиболее передовых управленческих технологий, серьезный общегуманитарный культурный компонент. Результат подобного обучения - не только повышение человеческого капитала, а тем самым и расширение карьерных перспектив его участников, но и появление сообщества молодых активных людей из различных республик, имеющих свой, более широкий взгляд на кавказскую проблематику, на решение характерных для региона проблем.
Наконец, в-четвертых, государство должно вести целенаправленную политику по формированию позитивного имиджа Северного Кавказа. Разыгрывание националистической карты в условиях столь взрывоопасной ситуации в регионе может чересчур дорого обойтись российскому обществу.
Автор - руководитель направления "Политическая экономия и региональное развитие" Института экономической политики им. Е.Т.Гайдара