Станислав Тарасов: Баку "сдает" Анкару ради альянса с Израилем
23 апреля в Баку с официальным визитом прибудет израильский министр иностранных дел
Накануне Авигдор Либерман побывал с визитом в Республике Кипр, где на русском языке провел переговоры с президентом Димитрисом Христофиасом. Либерман заявлял, что его переговоры в Никосии были связаны с тем, что "с 1 июля Кипр станет дежурным председателем
Более того, по утверждению кипрского издания Politis, в марте 2011 года на встрече в Иерусалиме Либерман объявил, что считает своей целью "создание израильского внешнеполитического блока, включающего Кипр, Грецию, Балканы, Восточную Европу и Россию". И за словами следуют дела. Серия предыдущих визитов руководителя израильского внешнеполитического ведомства в государства Восточного Средиземноморья и Балкан, как отмечала израильская печать, была направлена на выстраивание противовеса Турции, ее выдавливание из Европы, и нейтрализацию других региональных амбиций Анкары. Поэтому нынешний визит Либермана в Азербайджан создает еще одну геополитическую интригу. Тем более, что однажды президент Азербайджана Ильхам Алиев уже говорил, что его отношения с Израилем являются "айсбергом, который на девять десятых скрыт от посторонних глаз". И девять десятых в этом сотрудничестве составляют как разыгрываемая Израилем в Закавказье "азербайджанская карта", так и "израильская карта", разыгрываемая Азербайджаном в более широком диапазоне.
По этому поводу влиятельная турецкая газета газеты Тodays Zaman писала следующее: "Тесные отношения Азербайджана с Израилем могут дорого стоить официальному Баку. До 2008 года Израиль с его сильной американской поддержкой был жизненно важным партнером грузинской, азербайджанской и турецкой геополитической оси. Азербайджан следовал за Турцией и Египтом в развитии более глубоких двухсторонних, стратегических и экономических отношениях с Израилем. Но кризис в турецко-израильских отношениях 2009 года, начавшийся с выступления Эрдогана в Давосе, а затем и с обвинениями в захвате судна "Мави Мармара", стал ударом для этой сети. В Турции среди общественности и правительственных чиновников стали задаваться вопросом о преданности Азербайджана".
Действительно, почему Баку решил идти наперекор интересам Анкары? Если исходить из версии, предложенной газетой Тodays Zaman, "то Азербайджан рассматривает Израиль как посыльного США и как страну, которая может помочь ему усилить свои отношения с Вашингтоном". Газета неслучайно вспоминает, что когда ухудшились отношения между Турцией и Израилем, Тель-Авив стал налаживать тесные отношения с армянской диаспорой в США, а в 2011 году кнессет обсуждал перспективу официального признания событий 1915 года как "геноцида"". И только благодаря усилиям Ассоциации Израиль-Азербайджан (AZIZ) официальный Тель-Авив воздержался от этой затеи.
Так что нельзя исключать того, что сейчас азербайджанская дипломатия будет пытаться через МИД Израиля изменить не только прохладное отношение США к попыткам решения карабахской проблемы по своему сценарию, но и, минуя Ереван, выйти на контакты с армянской диаспорой в США. Дело в том, что президент США
В то же время, учитывая, что все геополитические схемы Авигдора Либермана в ЕС так или иначе одним углом упираются в Грецию, то для Баку появляется возможность сыграть в пользу альянса с Израилем на "чужом поле". Так, к примеру, Афины не раз подавали сигнал официальному Баку: в случае признания Азербайджаном Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) греческая сторона может признать Нагорно-Карабахскую Республику (НКР). Правда, Баку не признал это государство, однако еще в 2005 году признал паспорта ТРСК. Недавно, как сообщил глава туристических ассоциаций ТРСК Орхан Толун, Азербайджан отказался в наступившем туристическом сезоне от организации чартерных рейсов между Баку и ТРСК.
С другой стороны, Либерман конструирует "христианский антитурецкий альянс" с включением в него Москвы. Поэтому нельзя исключать, что Тель-Авив будет добиваться того, чтобы США и Россия признали региональную гегемонию Азербайджана, что позволит ему выступать не только с более сильных позиций в отношении Турции, но и стать потенциальным ударным копьем против Ирана. На наш взгляд, с обсуждением дипломатической подготовки именно такого развития событий в регионе начинают формироваться и позиции Турции в отношении нормализации отношений с Арменией. Так что игра Баку на обострении отношений с Анкарой и Тегераном не означает, что такую игру не могут повести Турция и Иран в отношении Азербайджана. Так что самые интересные события еще впереди.