Эксперт: Чем меньше в Мировом океане льда, тем больше судов, тем больше нефтяной грязи
Москва, 12 апреля, 2012, 18:35 — ИА Регнум. Заместитель руководителя департамента Росгидрометцентра по Северо-Западному федеральному округу РФ Валерий Цепелев сказал сегодня, 12 апреля, выступая на встрече экспертов на тему "Трудности развития хозяйственной деятельности человека в условиях уязвимой экосистемы арктического региона": "Изменение природных условий - потепление - приводит к повышению вероятности катастроф, а соответственно, к увеличению вероятности загрязнения окружающей среды". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, встреча проводилась в рамках рабочей программы российского павильона на Всемирной выставке ЭКСПО-2012, которая пройдет с 12 мая по 12 августа в Южной Корее.
Валерий Цепелев уверен, что основные угрозы для Балтики несут транспортировка нефти и очень интенсивное судоходство: "Основное нефтяное загрязнение Мирового океана происходит совершенно не там, где происходит добыча нефти. Нагрузка шельфовой добычи нефти составляет всего 2% от общих нефтяных загрязнений. А основные загрязнения происходят от транспортировки нефти. Причем тоже интересный факт, что там, где нефть загружается в танкеры, загрязнения значительно меньше, чем в местах ее разгрузки. Судовой трафик по Балтийскому морю увеличивается в разы из года в год, то есть за последние два десятилетия осуществился прирост раза в два. Количество того же сброса нефтяных отходов с судов в Балтийское море так же увеличивается".
Транспортная нагрузка дополняется изменением климата. "Данные, которые мы получаем, показывают, что в последние годы происходит резкое потепление, резкое изменение климата. Причем северные районы подвержены этому потеплению значительно сильнее, чем южные, даже на таком небольшом масштабе, как Балтийское море. Например, показано, что на юге Балтийского моря за последние 40 лет температура выросла на 1 градус по Цельсию, тогда как в северной части потепление на целых два, - сказал Валерий Цепелев - Главное изменение в климате характеризуется не столько тем, что мы замечаем это потепление, сколько резким увеличением количества экстремальных случаев. Погоду начинает лихорадить - бросает из жары в холод. Самый простой пример - это 2010 год: очень интенсивная жара на европейской части России сменилась очень сложным ледовым сезоном в Финском заливе, когда сотни судов стояли, ожидая очереди на проводку ледоколом".
"Поэтому, с одной стороны, потепление климата вызывает облегчение нагрузки, снижение угроз. Уменьшается лед, например, ледовый сезон на Балтике уменьшился на две недели. Но в то же экстремальные случаи приводят к тому, неподготовившееся человечество попадает в ситуацию, когда вероятность возникновения катастроф резко увеличивается. И соответственно, чем меньше льда, тем больше судов, тем больше нефтяной грязи," - резюмировал Валерий Цепелев.