Корреспондент ИА REGNUM встретился с Чрезвычайным и полномочным послом Белоруссии в Литве Владимиром Дражиным и попросил Владимира Нестеровича ответить на вопросы, которые можно отнести к теме "злобы дня".

- Ваше превосходительство, хотелось бы понять, как официальный Минск реагирует на точечные экономические санкции Европейского Союза. Тем более, что вы представляете интересы Белоруссии не просто в государстве-члене ЕС, но в государстве - соседке.

- В 2011 году через Литву прошли 13,5 млн. тонн белорусских грузов. При этом половину составили калийные удобрения. Но уже сегодня идет разговор о поставках до восьми миллионов тонн калийных удобрений в год, а общий объем грузов, переваленных через порт Клайпеда, может достичь 20 млн. тонн. По оценкам наших экспертов, это составит 50% возможностей порта.

Что касается товарооборота вообще, предлагаю сравнить показатели 2005-2006 и 2011 годов.

Товарооборот в 2005 году - 486 млн. долларов. В 2011 году - 1 млрд. 160 млн. долларов. Рост в 3 раза.

Объемы услуг: 150 млн. долларов в 2005 году - 550 млн. долларов в 2011 году. Рост в 4 раза.

Инвестиции: в 2001 - 2010 годах в среднем по 15 млн. долларов в год. В 2011 году - 115 млн. долларов прямых инвестиций Литвы в Белоруссию. Чуть меньший пакет инвестиций пришел из Белоруссии в Литву - 100 миллионов долларов.

- Прозвучала цифра 100 миллионов долларов белорусских инвестиций в Литву. Любопытно, в какие отрасли пришли эти средства?

- Мне приятно сегодня сказать, что движение капитала идет в области, которые позволяют получать экспортно ориентированную продукцию. Это металлообработка, производство коммунальной техники, развитие производства мини-тракторов, приобретение недвижимости, в первую очередь - для расширения производства на территории Литвы. Кстати, приобретения недвижимости, вопреки мнению некоторых литовских политиков, бояться не надо. Это процесс, который сегодня характерен для общемировых тенденций.

Прямые инвестиции из Литвы тоже направлены на создание экспортно ориентированных производств. Например, литовцы строят в Белоруссии пять заводов по лесопереработке, производству плит, мебели, клеев, смол, фурнитуры и упаковочных материалов. Планируемые объемы экспорта - 200 миллионов долларов в год. Белорусские и литовские бизнесмены работают над рядом больших бизнес-проектов и я хочу заметить, что они состоятся. Один из таковых - производство мяса индейки в Вороновском районе, практически рядом с границей. Мощности включают производство кормов, выращивание птицы, ее переработку и поставку на экспорт. Объем прямых инвестиций - 15 миллионов евро. Объемы экспорта - до 10 тысяч тонн в год.

Инвестиционный процесс нарастает. Если мы рассматриваем всю территорию через призму инвестиций, то на первом месте стоят свободные экономические зоны, столица Белоруссии Минск, областные центры, крупные города и промышленные зоны. Отдельно хочу подчеркнуть: если политики не вмешаются, и не будут путаться под ногами, то торгово-экономические отношения между Белоруссией и Литвой будут только возрастать, а Клайпеда в перспективе станет главным морским портом для Белоруссии. Нас в Литве все устраивает.

- Говоря о политиках, Вы. конечно же, имеете ввиду экономические санкции Европейского Союза против Белоруссии?

- Да. Думаю, что Литва понимает последствия санкций для своей экономики. Вот данные литовских и белорусских экономистов. Если сегодня мы прекращаем поставки грузов через Клайпеду, потери Литвы составят 7 миллиардов литов.

Если Европейский Союз пойдет по пути отрицания белорусских товаров на зарубежных рынках, как это может случиться, то Белоруссия будет вынуждена принимать адекватные меры. Если отрицаются все 38% белорусского экспорта, то, отрицая всю гамму продукции и транзит только в направлении Литвы, одного из членов Евросоюза, потери могут составить 2 млрд. евро. Кто их возместит Литве?

Начнут простаивать высокотехнологичные мощности в порту. Высвободится примерно 4 500 работников Клайпедского порта и сочлененных с ним предприятий. Железная дорога сократит примерно 3 500 рабочих мест. По приблизительным подсчетам всего в Литве армия безработных вырастет на 12 000. А это уже проблема национального масштаба.

Вот цена вопроса, и литовские политики должны над этой ценой задуматься. Вы, наверное, слышали, что Белоруссии уже приходится переориентировать грузы из портов Латвии. Для латвийской экономики это нанесет колоссальный ущерб - до 3 млрд долларов.

На этом фоне практически 100% литовских компаний выступают за недопущение санкций. Ни один участник нашего сотрудничества не высказался за позицию ЕС. Мы видим сильный контраст во взглядах бизнеса и политики. Можно только удивиться: политики или не понимают происходящего. Или понимают, но делают все вопреки логике, в убыток свое стране. Однако если Литва будет вести себя корректно, ей удастся избежать латвийского варианта. Думаю, литовским политикам нужно обратиться к реалиям. К последствия, которые могут усугубить ситуацию и создать дополнительное, но ненужное напряжение. Пока об этом еще никто не задумывался.

В Литве любят говорить: "мы и ЕС", "мы поддерживаем общую позицию ЕС". Хочу заметить: если Европейский Союз будет возмещать потери литовской экономики - тогда отчего бы и не быть с ним солидарным? Но вряд ли в нынешних финансово-экономических тисках, когда идет речь о сокращении помощи Литве со стороны Брюсселя на 14%, ЕС согласится на такой шаг.

В итоге применения санкций Литва понесет экономические потери на сумму в 7 миллиардов литов и получит дополнительную армию в 12 000 безработных.

- Уважаемый Владимир Нестерович, но когда мы говорим о санкциях со стороны Евросоюза, как-то не учитывается факт, что существуют долгосрочные проекты, которые не так-то просто "заморозить" или остановить...

- Такие проекты не только есть, но их много. Сегодня Белоруссия находится в условиях Единого экономического пространства с Россией и Казахстаном. Учитывая мощь этих стан, мы должны думать о единых межгосударственных центрах приложения сил. Я вас информирую о том, что Белоруссия и Казахстан будут строить в Белоруссии крупнейший в Европе терминал зерна. Казахстан активно работает на рынке зерна и ему необходим выход на рынки Европы. Казахстанцам надо иметь накопительную базу, Белоруссия такую возможность предоставляет.

Но хотелось, чтобы и Литва делала шаги в этом направлении. Пока транспортная составляющая такова: Клайпеда - Каунас - Вильнюс - Минск - Смоленск - Москва - и далее. Но это путь. А единой системы, которая трудилась бы над логистикой доставки продукта, пока нет. Хотя именно скорость доставки для производителя сегодня выходит на первый план. От нее зависит насыщение рынка, оборот средств, быстрота их возврата в развитие или модернизацию производства.

Сегодня в Белоруссии строится около 40 центров логистики. Много строит Литва. Но в этой работе участвует и Россия, поскольку ей небезынтересные такие направления, как Брест, Украина и вообще юг или Калининград. Поэтому еще раз подчеркну: дай Бог, чтобы не вмешивались политики со своими санкциями и не мешали нормальной работе. Если санкции будут довлеть, Белоруссия будет вынуждена себя защищать.

Для наглядности я бы сравнил происходящее с рекой. Вода все равно находит русло, сколько плотин не ставь поперек течения. И в этом смысле Белоруссии хочется, чтобы это было цивилизованное русло, а не русло стихийное, от которого страдают люди, живущие по берегам реки.

К слову, помимо двухсторонних проектов, в Белоруссии осуществляются и многосторонние экономические проекты. В одном из таких активно участвует литовская компания SENUKAI. Вместе с финнами и белорусами она строит гипермаркет в Минске, где планирует торговать товарами самого широкого назначения. В планах еще два гипермаркета в столице и по одному в Могилеве и других областных центрах.

Нам всем пришло время признать: экономика - это часть политики. Если не сказать, что экономика - это вся политика.

- В этом контексте понимает ли литовская политэлита, что экономическое сближение с Белоруссией - это одновременно и сближение с Россией на всех уровнях сотрудничества?

- Думаю, что политэлита Литвы боится, что через Белоруссию или с помощью Белоруссии Россия попытается захватить литовские компании. Тем более, что известен интерес россиян к некоторым литовским проектам.

Однако давайте будем честными. Весь мир видит, что белорусское руководство не слишком прогибается перед официальной Москвой и твердо отстаивает свои национальные интересы. Так что верить в такой сценарий, в котором Россия руками Белоруссии сможет кого-то захватить или поставить на колени, можно с трудом.

К слову, твердая позиция Белоруссии, ее открытость к сотрудничеству позволит и соседям быть спокойными. Сложился стереотип, что белорусы - бедный и несколько отсталый, примитивный народ. Это совершенно ошибочный взгляд. У нас есть солидная экономика и возможности. Но, главное, у нас есть четкое видение перспектив. И возможность их достигать. Поэтому мы смело смотрим в завтра и приглашаем соседей к сотрудничеству, которое обогатит наши государства. А в итоге обогатит каждого гражданина.

- Господин посол, в последние недели много разговоров вокруг гигантских очередей на границе Таможенного союза и Союза Европейского. Я лично побывал на по обе стороны границы. Скажу откровенно - завидовать нечему. Водители грузовых авто по 3-4 суток живут в кабинах со всеми вытекающими последствиями...

- Проблема имеет давние корни. Когда Литва переходила на шенгенские стандарты в движении населения, транспорта и грузов, было принято решение сократить количество переходов на границе Шенгена, ЕС И НАТО с восточной Европой.

На тот момент между Литвой и Белоруссией работали 12 погранпереходов. Их надо было развивать, создавать материальную базу, инфраструктуру и коммуникации. Но решили, что обойдемся 4 погранпереходами. В этих точках многое было усовершенствовано и модернизировано. Но коммуникации, то есть, подъезды к погранпереходам, усовершенствованы не были. В условиях ограничения движения на ось в зимнее время только два перехода соответствуют нормам. Еще два перехода допускают нагрузки на ось до 8 тонн. Фактически, на них интенсивное движение зимой запрещается, а грузопотоки перенаправляются на 2 оставшихся погранперехода.

Отсюда вместо 400 -500 машин на каждый пункт мы сегодня получаем от 1300 до 1500 грузовых автомобилей.

Существует и экономика каждого автопоезда. Например, возможность заправиться в Белоруссии и въехать в Литву с 1 тыс. литров дизельного топлива. На каждом грузовом автомобиле компании дополнительно зарабатывают 1 тыс. евро только на разнице в цене топлива в Белоруссии и Литве.

Польша такой топливный "Клондайк" запретила, позволив ввозить лишь 200 литров. Тут же автопоезда на Польшу пошли через Литву. И это тоже повлияло на количество автомобилей в приграничных очередях.

Кстати, унифицировать ситуации достаточно сложно. У каждой стороны свои законы. Но какая-то система должна появиться. Белоруссия, например, перекидывает часть грузов на железную дорогу. Использование таких транспортных маршрутов, как Viking и Merkury позволяет сократить количество грузов, перевозимых колесным транспортом. Но, замечу, нужно работать над коммуникациями. К счастью, уже достигнута договоренность о вводе дополнительно 1 погранперехода ежегодно. Такие пункты будут работать параллельно основным. Например, погранпереход "Шумскас" станет "дочкой" погранпереходам "Лаворишкес" и "Мядининкай". Это особенно важно в процессе подготовки к открытию малого приграничного движения.

- Что касается приграничного движения, то о нем много говорит МИД Литвы и МИД Белоруссии. А когда оно начнется фактически?

- Литовская сторона подготовила все необходимые документы. Она заявляет - мы готовы. И тут же вводят санкции. Когда литовские политики делают громкие заявления о высылке белорусских послов, то о каком приграничном движении может идти речь? Думаю, надо сначала научиться вести диалог....

Белоруссия никогда не была против малого приграничного движения с Литвой. Более того, такое соглашение уже действует с Латвией в Даугавпилсском районе. Но латышская сторона немножко иначе вела себя с Белоруссией. Поэтому и прогресс там ощутим.

Складывается впечатление, что литовская сторона как бы и работает в этом направлении, но в достижении конечной не заинтересована. Кстати, в ее работе нет искренности. Поэтому на месте коллег из литовского МИД я бы не перекладывал проблему на белорусские плечи.

- Господин посол, последний вопрос. Сегодня как в Литве, так и Белоруссии много говорят о белорусско-литовском экономическом форуме, который в Гродно состоится уже в 8 раз.

- Отвечу метафорой: мы используем Богом данную возможность. Гродно находится на границе с Литвой. Благодаря этому все взаимовыгодные процессы здесь идут наиболее динамично.

Основной целью форума является углубление и дальнейшее развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. Мы готовы продемонстрировать экономический потенциал Белоруссии, ее ведущих предприятий-товаропроизводителей. Но надеемся так же найти новых деловых партнеров, укрепить имидж на зарубежных рынках, обменяться положительным опытом.

В работе форума предусмотрены консультации в четырех секциях: экономическое, научно-техническое и гуманитарное сотрудничество. Далее - сотрудничество по экологическим и природоохранным проектам. Сотрудничество в сфере транспорта и логистики. И проекты развития малой энергетики и машиностроения. Почему именно этих проекты? Практика показала, что здесь наибольшие успехи. Кстати, после работы в секциях будет организована контактно-кооперационная биржа, где точечно будет рассматриваться каждый проект.

Что касается представительности, то мы надеемся принять примерно 150 компаний из Литвы, около 50 - из Финляндии и примерно 200 белорусских. Плюс представители системы государственного управления. Итого примерно 450 участников.

Буквально в двух словах хотелось бы коснуться третьего участника форума - Финляндии. Гродно десять лет сотрудничает с финским Турку. Финны вложили в Белоруссию в 2011 году 34 млн. евро прямых инвестиций. Средства вложены в объединения "Лидское пиво", "Речицкое пиво", в малую и среднюю энергетику, например, в Пружанах и Жлобине. Торговый оборот между нашими странами достиг 300 млн. долларов в год. Это немного, но потенциал есть.

Финны вложили 5 млн евро из средств Европейского Союза в Белоруссию в контексте экологии Балтийского моря. Это немаленькие деньги, и финны, заботящиеся больше других о чистоте Балтики, абы куда их вкладывать не будут.

Кстати, финские экологические стандарты считаются самыми жесткими в Европе. Но их можно рассматривать и как самые лучшие в Европе. То есть сегодня Белоруссия открыта к сотрудничеству с самым передовым, прогрессивным, лучшим...