Национальный вопрос в России, который в последнее время все чаще называют "русским вопросом", получил небывалый резонанс в канун парламентских и президентских выборов. В этой связи все большее количество аналитиков сейчас размышляют о курсе, который выберет Владимир Путин после своего вступления в должность президента страны. Свое видение ситуации ИА REGNUM предлагает профессор-социолог из Казани Александр Салагаев. Именно в Татарстане положение русских сейчас наиболее показательно для уяснения сути проблемы во всероссийском масштабе.

Современная модель федеративного устройства Российской Федерации была заложена в 1922 году созданием СССР. С самого начала она создавалась как асимметричная этнофедерация. Опираясь на благую идею о ликвидации фактического неравенства наций путем помощи отсталым народам, большевики создали модель, заложившую на много лет вперед непреодолимое неравенство субъектов федерации.

Первоначально подобная модель служила для выравнивания социально-экономического положения окраин по отношению к центру. Иерархический федерализм, оформившийся в СССР к началу 1930-х годов, по мнению профессора Александра Вдовина, был целиком обусловлен "правом на помощь" и размерами "возвращаемого долга". Для удобства взимания исторического долга русский этнос был исключен из числа субъектов федерации; ни русской союзной республики в СССР, ни русской автономной республики в РСФСР не было. Ресурсами РСФСР и русского народа бесконтрольно распоряжался наднациональный союзный Центр.

Последствия такой политики были катастрофическими для всех народов нашей страны. Ряд исследователей (А. Барсенков, Е. Троицкий) считают, что главной причиной разрушения СССР стало ослабление русского этноса, уменьшение его роли в экономической и государственно-политической жизни.

Нынешняя федерация, созданная на основе федеративных договоров 1992 года и закрепленная в Конституции 1993 года в большей мере базируется на фундаменте старой советской государственности, чем на собственных основах. Федеративные договоры (их было три) реанимировали асимметричную этнофедерацию и установили следующие типы субъектов Российской Федерации:

1) национально-государственные образования: суверенные республики в составе РФ, образованные по национальному признаку, являющиеся, согласно положениям Договора, государствами в составе Российской Федерации, обладающие государственным суверенитетом;

2) административно-территориальные образования: края, области, города федерального значения, образованные по территориально-географическому признаку, не имеющие статус государства;

3) автономные области и автономные округа.

В современном мире существуют как симметричные (Австрия, Бразилия, Германия, США, Швейцария и др.), так и асимметричные федерации. К последним относятся Российская Федерация, а также индийская, канадская, танзанийская и некоторые другие. Однако Российская Федерация является не просто асимметричной федерацией, а асимметричной этнофедерацией.

Для республик в России источником их образования является государственный суверенитет, реализующий права народов на самоопределение, а области и края функционируют на основе полномочий, переданных федеральным центром. Таким образом, народ, проживающий в республике суверенен, и, следовательно, имеет больше прав, чем народ любого другого субъекта РФ.

Вместе с тем, как признает ряд исследователей, более половины национальных образований в Российской Федерации являются не национальными, а "квазинациональными", что видно из следующей таблицы.

Доля титульных этносов в республиках по годам
РеспубликаЭтнос198920022010
ЧечняЧеченцы57,8*93,595,3
ИнгушетияИнгуши12,9*77,394,1
ДагестанВсего80,286,688,0
Аварцы27,529,429,4
Даргинцы15,616,517,0
Кумыки12,914,214,9
Лезгины11,313,113,3
Лакцы5,15,45,6
ТываТувинцы64,377,082,0
ЧувашияЧуваши67,867,767,7
Кабардино-БалкарияВсего57,667,069,9
Кабардинцы48,255,357,2
Балкарцы9,411,612,7
Северная Осетия - АланияОсетины53,062,765,1
КалмыкияКалмыки45,453,357,4
ТатарстанТатары48,552,953,2
Карачаево-ЧеркесияВсего40,949,852,9
Черкесы9,711,311,9
Карачаевцы31,238,541,0
Саха (Якутия)Якуты33,445,549,9
Марий ЭлМарийцы43,342,943,9
МордовияМордва32,531,940,0
АлтайАлтайцы31,032,733,9
БурятияБуряты24,027,830,0
БашкирияБашкиры21,929,829,5
УдмуртияУдмурты30,929,328,0
АдыгеяАдыгейцы22,124,225,2
КомиКоми23,325,223,7
ХакасияХакасы11,112,012,1
КарелияКарелы10,09,27,4

* в границах Чечено-Ингушетии 1989 г.

Существование республик не всегда оправдано численным преобладанием титульного этноса. Так, только в четырех субъектах титульный этнос составляет более двух третей населения: В Чечне после войны и этнических чисток доля чеченцев достигла 93,5%. В эту группу можно отнести Ингушетию, Туву и Чувашию (соответственно 77,3, 77 и 67,7%).

Более половины населения титульный этнос составляет в Калмыкии (53%), Северной Осетии и Татарстане. Абсолютное большинство составляют вместе взятые народы Дагестана и два титульных этноса Кабардино-Балкарии, причем доля кабардинцев составляет более половины населения республики.

К этой границе вплотную подошла Якутия, которая отличается сильным оттоком русского и украинского населения при более высокой рождаемости титульного этноса. Удивительный скачок отмечен в Мордовии (с 32 до 40%), причем демографических и миграционных причин для него нет, но республика Мордовия отличается и статистическими, и электоральными чудесами. Значительно медленней росла доля титульных этносов в республиках юга Сибири (Бурятия, Алтай, Хакасия). В республиках европейского Северо-Запада (Коми, Карелии) и в Удмуртии она сокращалась вследствие ассимиляции и низкой рождаемости титульных этносов. Причем, в Республике Карелия он составляет всего 7,4%.

Число автономных округов в России в настоящее время сократилось до четырех. Доля титульных этносов в них незначительна от 2,1% в Ханты-Мансийском АО и 5,9% в Ямало-Ненецком - до 18,6% в Ненецком АО и 26,7% Чукотском АО. В Чукотском АО эта доля выросла с 23,7% в 2002 году благодаря более высокой рождаемости чукчей и продолжающемуся миграционному оттоку русского населения. В Еврейской автономной области, искусственно созданной в 1930-е годы, доля "титульного" этноса и в советское время не превышала 4%, а к 2010 году сократилась до 1%.

Таким образом, Российская Федерация является глубоко и всесторонне асимметричной, т.е. асимметрия проявляется в различных сферах государственной деятельности: правовой, властной, бюджетной, экономической и т.п. Асимметрия в бюджетной сфере проявляется в том, что среди субъектов, получающих наибольшие дотации на душу населения, где доля дотаций также является наибольшей, преобладают республики. Наименьшие дотации на душу населения приходятся на области. Там же доля дотаций составляет наименьшую долю в бюджетах субъектов (данные по исполнению бюджетов в 2011 году).

В число 10 регионов с минимальными дотациями попала только одна республика - Башкирия. Цифры таковы: Белгородская область - 958 рублей на человека; Свердловская область - 997; Нижегородская область - 1004; Красноярский край - 1044; Калужская область - 1066; Оренбургская область - 1286; Вологодская область - 1572; Башкирия - 1762; Калининградская область - 1894; Новгородская область - 1898.

В число 10 регионов с максимальными дотациями попали исключительно республики и три субъекта Дальневосточного федерального округа: Бурятия - 12 454; Еврейская автономная область - 12 730; Чечня - 13 021; Ингушетия - 15 258; Чувашия - 20 331; Алтай - 29 683; Тыва - 31 686; Саха (Якутия) - 42 998; Магаданская область - 48 947; Камчатский край - 86 957.

Налоговая система Российской Федерации построена таким образом, что большинство регионов являются дотационными. Но республики Северного Кавказа продолжают получать более значительные дотации из федерального бюджета, чем области центральной России, населенные преимущественно русскими. И этот возврат "исторического долга", о котором писал В.И. Ленин в начале прошлого века, продолжается уже более чем 90 лет.

Кроме выделения огромных дотаций северокавказским республикам, асимметричность федеративного устройства России привела к тому, что политический вес главных республик (Татарстан, Башкирия, Саха (Якутия) сделал их инициаторами бюджетной асимметрии. Республики не без успеха строят с центром отношения конфедеративного типа. Эти субъекты имеют независимые от федерального центра бюджеты, позволяющие им самостоятельно осуществлять социально-экономическую и культурную политику на собственной территории, а остальные регионы полагаются только на федеральный бюджет.

За период между переписями 2002 и 2010 годов доля русских выросла в 60 регионах. В 2002-2010 годах максимальный рост доли русских имели республики Коми и Карелия, а также Москва (с 85% до 92%) и Санкт-Петербург (с 85% до 93%). Русские остаются самым многочисленным этносом в 72 из 83 субъектах РФ, а в 70 субъектах они составляют более половины населения, но это не позволяет хоть как-то изменить ситуацию.

Стремление к равноправию уже приводило к требованиям со стороны отдельных областей создания Уральской и Вологодской республик, но отказ в признании суверенитета русского народа не позволил эти попытки реализовать. Повышение статуса краев и областей до уровня республик невозможно по причине конституционного различия в образовании республик и прочих субъектов Российской Федерации.

В свое время критику существующей федерации можно было услышать из уст бывшего председателя Федерального Собрания Совета Федерации Егора Строева, который в 2001 году говорил, что "... Федерация не бывает какой-то косой, у одних больше, у других меньше. Попытка сделать для одной республики льготы, для других регионов, особенно русских, вообще никаких льгот не давать, приводит к перекосу".

Российские власти долгое время не были заинтересованы в самоопределении русских, создании Русской республики и даже в создании национально-культурных автономий русских, поскольку это может негативно повлиять на поддержку политики нынешних властей со стороны русских и неизбежно приведет к развалу России. Российской власти выгодно видеть в русских имперскую нацию, которая была бы их опорой, всячески культивируя в русских имперское сознание. Но в то же время в угоду либералам и этнорегиональным элитам российские власти оказались не готовы принять Закон о русском народе как государствообразующем этносе.

Изменение ситуации наметилось после думских выборов, когда правящая партия "Единая Россия" получила самые низкие результаты в исконно русских регионах и наиболее высокие - в республиках (аналогичные результаты были получены на выборах президента РФ 4 марта 2012 года с поправкой на административный ресурс).

Премьер-министр Владимир Путин в своей статье "Россия: национальный вопрос", опубликованной 23 января в "Независимой газете", признал, что русские являются государствообразующим народом: "Русский народ является государствообразующим - по факту существования России. Великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию". Вместе с тем, он косвенно признал незыблемость асимметричной этнофедерации, когда подверг критике сторонников лозунга: "Хватит кормить Кавказ".

В таблице можно увидеть прямую корреляционную зависимость (для большинства регионов) между размером дотаций регионам и долей голосов отданных за "Единую Россию", значение которой близко к единице. Это означает, что чем больше денег идет в регион из федерального центра, тем больше голосов на выборах получает правящая партия. Такую же зависимость можно увидеть по итогам президентских выборов, хотя она не такая явная, поскольку там повлияли и другие факторы.

Доля голосов за "ЕР"Субъекты Российской Федерации
29%Ярославская область
30-39%Алтайский край, Архангельская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Иркутская область, Калининградская область, Кировская область, Костромская область, Красноярский край, Ленинградская область, Московская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Новгородская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Орловская область, Пермский край, Приморский край, Псковская область, Республика Карелия, Рязанская область, Самарская область, Свердловская область, Смоленская область, Санкт-Петербург, Тверская область, Томская область, Хабаровский край
40-49%Амурская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Ивановская область, Калужская область, Камчатский край, Курганская область, Курская область, Липецкая область, Магаданская область, Москва, Нижегородская область, Омская область, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Республика Хакасия, Сахалинская область, Ставропольский край, Удмуртская Республика, Ульяновская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Челябинская область, Чувашская Республика
50-59%Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Воронежская область, Краснодарский край, Пензенская область, Республика Алтай, Республика Коми, Республика Марий Эл, Ростовская область
60-69%Кемеровская область, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Северная Осетия, Саратовская область, Тамбовская область, Тульская область
70-79%Республика Башкирия, Республика Татарстан, Тюменская область, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ
80-89%Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва
90-99%Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Мордовия, Чеченская Республика

Следует признать, что асимметричная модель российского федерализма, зафиксированная в таких основополагающих документах, как Федеративный договор и Конституция РФ, в настоящий момент несет в себе наибольшую опасность для России. По мнению В.Б. Пастухова, "правовая асимметрия РФ - это индикатор ее нестабильности".

Другой опасностью является то, что федерация построена по квазинациональному принципу. И пока в России он будет сохранен, будут существовать все рассматриваемые выше различия и неравенства.

Таким образом, нужно признать, что для сохранения и развития России необходима реформа территориального устройства. Она может быть проведена в два этапа: сначала необходимо упразднить квазинациональные республики, где доля титульного этноса составляет менее половины населения, а потом провести реорганизацию федерального устройства в целом.

Перед избранным президентом России Владимиром Путиным в настоящее время стоит дилемма: продолжать существующую политику, получая "виртуальную" поддержку в виде высоких процентов на выборах в национальных республиках, либо провести реформу федеративного устройства, уравняв различные субъекты в правах, чтобы получить реальную поддержку большинства населения России.