"Чёрный список" СМИ, или передёргивание фактов: интервью главы Чувашии
В последние недели в Чувашии произошло сразу несколько событий, получивших резонанс на российском уровне. Самый большой отклик вызвала появившаяся в прессе информация о формировании в Чувашии "чёрного списка" СМИ, "пишущих неправду". Якобы такое заявление сделал глава Чувашии
REGNUM: Михаил Васильевич, ещё до появления аудиозаписи и стенограммы совещания ряд журналистов республиканских СМИ, в том числе присутствовавших на совещании, выразил сомнение по поводу точности толкования вашего заявления. Сомнение подкреплялось тем, что информация о "реестре СМИ, пишущих неправду", появилась лишь в одном издании. Остальные подхватили тему, кстати, без ссылки на первоисточник, не являясь участниками заседания. Как вы сами восприняли информацию о "собственном заявлении" по поводу "чёрных списков"?
Должен признаться, я тоже негодовал. Как и многие отозвавшиеся на публикацию чувашского корреспондента РИА Новости о создании реестра СМИ, "пишущих неправду", считая подобную идею давлением на прессу и зажимом свободы слова. Однако не меньшее удивление вызвало то, что данная инициатива, как следовало из публикации, принадлежит мне - главе региона, который давал присягу соблюдать Конституцию России и Чувашии, обеспечивать права и свободы граждан... У тех, кто нашёл время ознакомиться с аудиозаписью и стенограммой совещания, вопросы, вероятно, отпали сами собой. Для всех остальных вынужден сделать пояснения.
На республиканском координационном совете по противодействию коррупции отдельно обсуждался вопрос мониторинга СМИ по данной тематике, который представляла министр культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела. Активное обсуждение вызвала обозначенная руководителями силовых структур проблема "полноты информации", однобокость её подачи, "передёргивания фактов" журналистами и появления "статей заказного характера". В дискуссии участвовал главный федеральный инспектор, а также прокурор республики, начальник Следственного управления СКР по Чувашии, которые выразили обеспокоенность данной тенденцией. При этом указывалось на необходимость активной работы пресс-служб со СМИ, активности самого журналистского корпуса по получению полной и исчерпывающей информации, а также проведения семинаров для начинающих журналистов, которые только пришли в профессию и ещё не имеют достаточных знаний и опыта. Причём речь шла исключительно о публикациях об уголовных делах, по которым впоследствии были оправдательные приговоры, но которые по тем или иным причинам не нашли отражения в прессе - таковых, по данным прокуратуры, в 2011 году было шесть. А поводом к обсуждению стала публикация в государственном СМИ "Советская Чувашия", которую по определению нельзя причислить к оппозиционным, однако в последующих публикациях акцент был сделан именно на этом: статью об уголовном деле в отношении должностного лица предприятия газета разместила, а оправдательный вердикт - нет (возможно, потому, что подсудимый в газету просто не обращался). Я дал поручение промониторить СМИ по данной проблематике и вывесить результаты мониторинга на сайте.
И что же мы видим на выходе? Ровно то, что обсуждалось на совещании! Полная иллюстрация того, чему было посвящено полуторачасовое совещание: начинающий журналист ужал информацию до диалога двух участников, вырвав мои слова из контекста, скомпилировав разные ответы на разные вопросы. В последующих публикациях появились такие приписываемые мне формулировки, как "чёрный список" СМИ, публикующих "недостоверные сведения". А следом - обвинение в административном нажиме, цензуре, зажиме свободы слова. И это журналистика? И это правда? Это "передёргивание фактов", как минимум. То, о чём говорил начальник СУ СКР Александр Мигушов, приводя слова своего федерального руководителя Александра Бастрыкина, который сообщил, что Чувашия лидирует по числу выявленных преступлений коррупционного характера, а СМИ преподнесли данный факт иначе - назвав Чувашию самым "коррупционным" регионом. Как говорится, почувствуйте разницу: не то, что силовики хорошо сработали, а что в Чувашии - сплошь коррупционеры... Или же это - клевета, то, о чём предупреждал прокурор республики.
И ещё на одном моменте я хотел бы заострить внимание. Если бы действительно это не была вольная интерпретация журналиста, компиляция, подтасовка слов, а я на самом деле произносил нечто подобное, требуя введения цензуры, составления "чёрных списков" СМИ, неужели на такое не отреагировали бы правоохранительные органы, призванные следить за соблюдением законов и представленные на совещании в самом широком составе? Если бы попиралась Конституция, неужели не отреагировал бы участвовавший в дискуссии главный федеральный инспектор
Слово может вылечить человека, а может и убить. Журналисты должны осознавать свою меру ответственности перед читателями, телезрителями, радиослушателями. Я понимаю, что часто неточности допускаются ими по неопытности, поэтому и поручил профильному министру вести постоянную работу с молодыми журналистскими кадрами. Но самое главное, я предложил гласно и открыто обсуждать проблемы СМИ с привлечением широкого круга общественности, главных редакторов и журналистов. Одной из таких площадок, по моему мнению, могла бы стать Общественная палата Чувашии.
Хочу подчеркнуть, что в Чувашии уделяется большое внимание развитию информационного пространства, о чём свидетельствуют 15-летняя история портала органов власти, так называемого "электронного правительства", а также то, что в небольшом регионе с населением 1,3 млн человек достаточно широко представлены медиаресурсы, в том числе федеральные. В республике нет даже намёка на государственную цензуру в отношении прессы, все аспекты взаимоотношений власти и СМИ находятся строго в рамках правого поля. И об этом свидетельствует функционирование ряда СМИ, которые проводят определённую информационную политику, в соответствии с установками их владельца - о Чувашии либо плохо, либо никак. Это, конечно, моё личное мнение, но оно основано на анализе публикаций в газетах и сюжетов на ТВ. Тем не менее, нет никаких препятствий работе журналистов этих средств массовой информации. Все СМИ имеют равный свободный доступ на официальные мероприятия, проводимые органами власти, должностные лица открыты для комментариев. Однако следует отметить, что даже такие критические публикации - это та необходимость, которая позволяет чиновникам совершенствовать свою работу, сделать её более эффективной.
Будем считать, что ситуация с публикациями о списках лживых СМИ - недоразумение, на которое откликнулись уважаемые люди, высказавшие свои гневные суждения и протесты против несуществующей цензуры. По сути, все эти страсти разгорелись на пустом месте. Много шума из ничего! Вот вам наглядный пример созидательной и разрушительной силы печатного слова. Сейчас ситуация напоминает известный анекдот: ложечки-то нашлись, но осадок остался... В этой связи мы направили официальное обращение в адрес РИА Новости и других СМИ, изложивших материал корреспондента информационного агентства в собственной редакции. Надеемся, что руководство изданий внимательно изучит приложенные аудиозапись и стенограмму совещания и примет адекватные меры.
REGNUM: Второе скандальное событие последних дней, касающееся вас лично, - это инициация чувашской "Справедливой России" вашего досрочного отрешении от должности. Как вы расцениваете данную инициативу? Действительно ли есть основания, а может, желание досрочно уйти в отставку? Между тем, согласно популярному "рейтингу выживаемости губернаторов", у вас - "четвёрка".
Никаких оснований уходить в отставку у меня нет. Социально-экономические показатели Чувашии обнадёживающие, ситуация в целом стабильная, межнациональных и межконфессиональных конфликтов нет, отношения с федеральным центром - деловые и продуктивные. Поэтому я могу только догадываться о причинах, толкнувших чувашское отделение "Справедливой России" на эти шаги. Конкретных предложений они не выдвигают, конкретных обвинений мне не предъявляют. А общие заявления о каком-то "развале, деградации" и тому подобное - это не более чем популистская демагогия. Они её использовали в предвыборный период, когда пугали жителей Чувашии якобы планирующимися ядерными свалками, продолжают идти по накатанной дорожке и сейчас.
Я не знаю, чем вызвана эта бессмысленная агрессивность. Возможно, "Справедливая Россия" чувствует, что она - первый кандидат на развал после либерализации закона о регистрации партий. Члены
Возвращаясь к теме СМИ, не могу не прокомментировать и последние публикации по поводу так называемого "рейтинга выживаемости губернаторов". У меня в этом рейтинге "четвёрка" по пятибалльной шкале - в общем, оценка хорошая. Но что же мы видим в комментариях неких экспертов в ряде изданий? Что у Игнатьева "большие" проблемы с оппозицией, элитами - и это преподносится как страшный минус. А хорошие показатели социально-экономического развития региона - это такой маленький плюсик, что вообще ничего не стоит. Что можно сказать о такого рода экспертах? Что это - непрофессионализм, некомпетентность или сознательное искажение картины?
REGNUM: В борьбе за свои права оппозиция в парламенте объединилась и требует диалога. Первые признаки намечавшегося конструктивного сотрудничества можно связать с вашей встречей с представителями фракций в Госсовете. Между тем снова пошло как-то всё не так: сначала в знак протеста оппозиционеры покинули сессию, затем вышли на улицу. Почему не получается диалога и совместной работы? Что мешает?
Этот вопрос относится, скорее, к компетенции руководства Госсовета. Если хотите знать моё мнение - оппозиция сама не хочет идти на компромисс и использует любой повод для митингов. Возможно, такая установка идёт из их центральных аппаратов в Москве.
Проект закона о "детях войны" был только предлогом для демарша на последней сессии. Все прекрасно понимают, что в бюджете республики пока нет таких денег - 3,5 млрд. рублей для реализации такой инициативы. Да и сама оппозиция это понимает, поэтому на митингах уже начинает говорить: "Хорошо. Нет денег, тогда давайте примем закон частично". Как это частично?! Я не понимаю. Одним ветеранам дадим льготы, а другим не дадим? Нельзя быть частично беременным, а наша оппозиция пытается вот.
Меня неоднократно спрашивали об этом законе на встречах с ветеранами, и я открыто и честно признавался, что пока нужной суммы в бюджете нет. Это десятая часть бюджета региона, почти половина бюджета целой отрасли здравоохранения, шесть бюджетов отрасли культуры! Начнёт республика зарабатывать больше (а все предпосылки к этому есть) - закон о "детях войны" станет первым законом, который я готов лично внести на обсуждение в парламент.
Что касается моего личного отношения к парламентским фракциям оппозиционных партий, то оно у меня ровное и равное ко всем. Я встречался со всеми федеральными руководителями партий, которые приезжали в Чебоксары -
REGNUM: С оппозицией всё понятно, но почему чиновники находятся в ожидании смены власти, почему они замирают? Какая разница для профессионала, кто руководитель региона - Игнатьев, Иванов или Петров?
Любая смена власти и формирование нового кабинета министров касается, прежде всего, членов правительства. Даже на заместителей министров оно влияет постольку-поскольку, ибо это номенклатура правительства. Я сам заместителем министра работал: когда профессионально выполняешь свои прямые функциональные обязанности, какие к вам вопросы? Вы - специалист в своей сфере, на профессиональной основе работаете, ошибок не допускаете, поводов для оказания недоверия или предъявления определённых санкций к вам, как к должностному лицу, нет. Какой министр такого уволит? Не говоря уже о более нижних чинах. Другое дело - что уровень оплаты труда госслужащего довольно низок, поэтому довольно остро стоит вопрос о профессионализме сотрудников и кадровом голоде. Между тем не устану повторять, что государственная гражданская служба даёт колоссальный опыт, расширяет кругозор и перспективы.
REGNUM: Ещё одна тема, которая так или иначе волнует общественно-политическую элиту, - передача
Как уже сообщалось, все кандидаты в депутаты, состоявшие в региональной группе федерального списка "Единой России" от думского мандата отказались, написав соответствующие заявления в партию. Этому есть ряд объективных причин: двое из списка получили государственные должности. Алла Самойлова стала вице-премьером-министром здравоохранения и социального развития,
REGNUM: Одна из самых главных претензий к вам - кадровая политика и смена глав муниципалитетов. Странность не в том, что главы меняются, а в том, что никто не знает, по какой причине. Только ли результаты выборов здесь причина? В каких-то районах недовольство народа, возможно, действительно достигло критической массы. Но есть такие, где и результаты голосования хорошие, и вроде особых претензий высказано не было - а глава администрации подаёт в отставку.
Сейчас довольно много слухов о революционных преобразованиях, замешанном на кумовстве, при решении кадровых вопросов. Однако справедливости ради должен сказать, что придя на должность президента Чувашской Республики и формируя правительство, по-максимуму оставил на своих должностях тех же министров. Они взяли на себя обязательства работать со мной в одной команде и служить народу. Со временем кто-то ушёл - ротация кадров, конечно, произошла.
Что касается муниципалитетов, то по новому законодательству глава самоуправления избирается из состава депутатского корпуса, а глава администрации назначается на конкурсной основе, где окончательное решение о назначении принимает тоже депутатский корпус. Сити-менеджеры отвечают за весь социально-экономический блок. И если там происходят сбои, то это ответственность руководства муниципалитета. Конечно, мы предъявляем претензии, объективно оценивая социально-экономическое положение, политическую ситуацию того или иного муниципалитета. Кроме того, растут запросы и требования жителей, они высказывают свои предложения и дают сигналы в наш адрес. Впрочем, главы и сами чувствовали, что не соответствуют требованиям и запросам сегодняшней ситуации. И подавали заявление об отставке в адрес собрания депутатов. Замечу: не на имя какого-то министра, не на имя руководителя региона.
Вообще я считаю, что смена элит должна происходить обязательно. Конечно, не кардинально, без перегибов и скачков, взвешенно, сохраняя преемственность. В иных случаях именно кадровые вливания, приток новых сил ограждает от стагнации и даже, если хотите, от деградации. С одной стороны, это должен быть естественный процесс, но порой отдельные "долгожители" настолько сливаются с креслом, настолько входят в образ, что им кажется, что жизнь в том или ином районе вертится вокруг них.
REGNUM: Последние законодательные инициативы - выборность губернаторов и поправки в закон о партиях. Ваши комментарии.
В Российской Федерации изначально существовали прямые выборы глав регионов. Затем система была видоизменена, и глав стали утверждать законодательные собрания регионов по представлению президента России. Думаю, все помнят, с чем это было связано - нужно было обеспечить оперативное реагирование регионального руководства на возможные чрезвычайные ситуации, в том числе и террористические проявления. Сегодняшняя ситуация в России не вызывает опасений. Развиваются демократические институты, гражданское общество стало более зрелым. Оно хочет непосредственно участвовать в принятии основных решений по управлению государством. Поэтому возвращение к выборной системе - это логичный и последовательный шаг в модернизации и демократизации России.
Я его одобряю и поддерживаю. Уверен, многонациональному народу Чувашии хватит мудрости и ответственности, чтобы в будущем выбрать достойного руководителя республики. Такую уверенность в меня вселяют итоги мартовских выборов текущего года. Жители республики не поддались на запугивание и провокации отдельных политиков, проголосовали за стабильность и поступательное движение вперёд.
Меня, конечно, спрашивают, буду ли я баллотироваться. На это я обычно отвечаю, что срок моих полномочий в должности главы Чувашии заканчивается в августе 2015 года, поэтому пока рановато обсуждать данный вопрос, время ещё есть. Я обязан служить и выполнять свои обязательства сегодня, каждый день - и до последнего дня на этом посту. Моя задача - принимать те управленческие, политические решения, которые будут улучшать социально-экономическое положение республики, а в конечном счёте - повышать качество жизни людей.
Что касается моего личного опыта в публичной политике, то я проходил процедуру прямых выборов, когда баллотировался в главы самоуправления Чебоксарского района Чувашии. Не простого с электоральной точки зрения района, который, по сути, является пригородом столицы, где два районных центра - Кугеси и Ишлеи, отголоски борьбы за статус райцентра которых порой доносятся до сих пор. Это было тяжёлое время - когда не выплачивались зарплаты и детские пособия, не оплачивались коммунальные услуги. Непростые времена, которые пусть останутся только в истории. И я тогда набрал более 80% голосов - то есть опыт участия в политической борьбе у меня есть.
Сейчас активно обсуждается процедура избрания губернаторов. И я совершенно согласен, что необходимы так называемые "фильтры" - на президентском уровне, на муниципальном, чтобы исключить возможность того, чтобы главой региона стал человек, связанный с криминалитетом. А это опасно, потому что может расшатать ситуацию. То же самое я могу сказать и об упрощении процедуры регистрации партий. Пусть будет много партий, хороших и разных. Главное в этом процессе - не допустить регистрации радикальных, националистических, экстремистских партий, которые несут в общество нетерпимость и ненависть.
REGNUM: Ещё один вопрос - о выборности сенаторов. В настоящее время предполагается, что кандидаты в губернаторы должны будут представить не менее трёх кандидатов на сенаторскую должность, которые должны будут пройти процедуру выборов. Народ не запутается? Не лучше ли давняя практика, когда в Совете Федерации заседали губернаторы, прошедшие сито предвыборной борьбы и получившие народное доверие?
Законопроект по выборности сенаторов пока сырой - предстоит его обсуждение, доработка, сейчас обозначены только лишь штрихи. Стоит ли вернуть старую систему формирования верхней палаты парламента РФ - трудно сказать. Но даже по своему небольшому опыту руководством регионом понимаю, что чрезвычайно тяжело было бы заниматься ещё и законотворчеством - времени катастрофически не хватает. Быть сенатором - это, прежде всего, быть политиком, а мы, руководители регионов, хоть и участвуем в политической борьбе, но всё-таки больше должны заниматься экономическими, хозяйственными вопросами.