Прозрачность границ в Средней Азии ведет к перетеканию конфликта к соседям: эксперт
Весь мир, 9 апреля, 2012, 17:55 — ИА Регнум. Прозрачность границ в Средней Азии предполагает перетекание конфликта из Афганистана в соседние государства - об этом в ходе экспертного совещания "Региональная безопасность в контексте афганской неопределенности", которое проходит в Алма-Ате, заявил начальник управления Центра военно-стратегических исследований министерства обороны Казахстана Рафик Таиров.
По его данным, "особенно это касается таджикско-афганской, узбекско-афганской и туркменско-афганской границ, по которым идет транзит наркотрафика, оружия, происходит незаконная миграция и распространение идей исламских радикалов. За последние десять лет число пограничных проблем уменьшилось отчасти потому, что потенциальные джихадисты из Таджикистана, Узбекистана и других бывших республик Советского Союза были переброшены в Афганистан и Пакистан, чтобы сражаться с силами США и
Также военный эксперт из Казахстана выделил новый фактор государственного устройства Афганистана - права национальных меньшинств. По его мнению, "афганское общество, в котором до предела обострены религиозные, национальные, региональные противоречия, является обществом, часть которого готова двигаться в сторону европейских ценностей, а другая ратует за сохранение уровня родоплеменных отношений. Вместе с тем, между этими частями нет и не может быть четкой территориальной границы. Причем каждая из этих "частей" также неоднородна по своей природе, и внутриафганская проблема не сводится лишь к противоречию между пуштунской частью населения и непуштунской. Существуют долговременные конфликты, скрепленные кровными обидами, как между самими пуштунами, так и между иными национальностями". Более того, уверен Рафик Таиров, "за годы войны поднялось национальное самосознание нацменьшинств. Они идентифицировали себя этнически, как народ со своими национальными интересами, которые, конечно, должны вписываться в интересы общенациональные".
Учитывая поставленную проблему, специалист предложил, прежде всего, "прекратить военные действия между собой, проводить политику толерантности среди населения, используя имеющиеся общественные объединения: политические партии, советы старейшин, политические движения", а также "решить национальный вопрос, чтобы причины этнических разногласий были устранены, а все этнические группы имели равные права". В этом контексте казахский эксперт ожидаемо, в рамках государственной риторики Казахстана предложил "изучить уникальный институт по решению межнационального и межконфессионального согласия Ассамблеи народов Казахстана и применить в афганской практике".
Еще одна проблема, на которой акцентировал внимание специалист, является "динамичный рост абсолютной численности граждан в возрасте 18-24 лет в соседствующих с Афганистаном государствах", который "становится серьезной проблемой. Лавинообразный рост доли молодежи в ряде соседствующих с Афганистаном государств может привести их в ближайшем будущем в "мальтузианскую ловушку". Это когда рост производства средств к существованию не сопровождается в долгосрочной перспективе ростом производства на душу населения и улучшением условий существования подавляющего большинства населения, остающегося на уровне, близком к уровню голодного выживания. А это все приведет к дестабилизации в регионе. Так как большие когорты молодежи зачастую привлекают новые идеи или ортодоксальные религии, бросающие вызов старым формам власти, что неизбежно может создать в любой системе серьезные структурные напряжения, порождая нестабильность".
Но самое главное, эксперт уверен, что "помощь в проведении индустриализации Афганистана центральноазиатских государств должна быть исключительно как бизнес-проект для транснациональных компаний, а не как государственная помощь в целях его развития. К примеру, можно развить транзитный потенциал Афганистана путем внедрения проекта газопровода ТАПИ (Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия), который будет заключаться в транспортировке энергоресурсов из стран ЦАР в Южную Азию".
Также, для того, чтобы "снизить зависимость Афганистана от гуманитарной помощи", надо, по мнению Таирова, "сделать страну привлекательной для внешних инвесторов". "Для этого необходимо совершенствовать национальное законодательство, которое улучшит инвестиционный климат в стране". Это нужно для того, чтобы появилась возможность разработки "инструментария по созданию единого международного фонда развития Афганистана, вклад в который могли бы делать и отдельные государства, и региональные и международные организации (ООН,