ИА REGNUM публикует текст доклада заведующего кафедрой философии и социологии Херсонского национального технического университета, директора Центра исследований южно-украинского пограничья, кандидата социологических наук Владимира Коробова на международной конференции "Присоединение Бессарабии к России в свете многовекового молдавско-российско-украинского сотрудничества" (2-4 апреля 2012 года, Вадул-луй-Водэ, Молдавия).

Проблема Румынии в контексте украино-молдавских отношений: национальные идеи и проблемы регионализации

В конечном счете, проблемы внешней политики государства - это проблемы самого государства, ведущего свою внешнюю политику. Во внешней политике Украины главная проблема - это проблема самой Украины. Один из ведущих аналитических центров страны - Украинский центр экономических и политических исследований имени Александра Разумкова в своем аналитическом докладе, посвященном первому году деятельности новой власти (команды президента В.Ф.Януковича) отметил, что "внешняя политика осуществляется в закрытом, "ручном режиме", в зависимости от конъюнктурных интересов правящей государственно-политической элиты. Не хватает комплексных подходов в разработке и реализации внешнеполитических решений" [1; с. 52]. В полной мере эта характеристика относится к политике Украины по отношению к Румынии, Молдове, Приднестровью. Эта политика непрозрачна, несистемна и неконцептуальна. Она ситуативна и ориентируется в значительной степени на интересы финансово-олигархических кланов и международных центров силы, а не органические интересы украинского народа и населения приграничных областей. Тем не менее, по данным того же Центра Разумкова, 44,2% украинцев поддерживают внешнюю политику Украины, а 30,8% - ее не поддерживают [1; с. 53]. Такой "разброс" общественных оценок, прежде всего, связан с мировоззренческим и политическим расколом страны. Избиратели В.Януковича, сосредоточенные на Юге и Востоке Украины поддерживают укрепление отношений с Россией, а его оппоненты на Западе и в Центре Украины - на укрепление отношений с Европейским Союзом и США.

Особенностью украинской ситуации является проявление синдрома замалчивания и информационной фальсификации проблемы Румынии во внешней политике. О ней мало информации в СМИ, в аналитических докладах, в выступлениях дипломатов и политиков. Дефицит информации о проблеме Румынии, упрощение ситуации, сложившейся вокруг этой проблемы контрастирует, например, с массированным обсуждением в информационном пространстве украино-российских отношений, проблемы России. Таким образом, по одним темам внешней политики у нас на Украине доминирует гласность, свободное демократическое обсуждение, ведутся активные общественные обсуждения, а по другим - ситуация замалчивается, лакируется и упрощается. Причин такого положения несколько: 1) проявляется стремление "не навредить" украино-румынским отношениям, которое предусматривает традиционную у нас фигуру умолчания; 2) активное публичное обсуждение проблемы Румынии может нанести вред евроинтеграции, которая имеет огромное значение для Украины; 3) процесс осмысления и формулирования принципов политики Украины в отношении Румынии все еще не завершен; 4) принципиальная непрозрачность внешней политики; 5) румынская тема испытывает дефицит экспертов, журналистов, аналитиков. В последний год проявилась тенденция к постепенному улучшению ситуации, усилилось общественное внимание к теме. Тем не менее, уровень ее общественного обсуждения не соответствует ее реальной значимости в новейшей истории Украины.

Проблема Румынии не может рассматриваться вне контекста украино-молдавских отношений. Если можно так выразиться, Молдова является сутью проблемы Румынии для Украины. В последние годы значение украино-молдавских отношений возросло. Эта тенденция проявляется в ряде событий в отношениях двух независимых государств (например, решение застарелой "проблемы Паланки"), в интенсивном обмене государственными визитами, в активизации Украины на приднестровском направлении (посредничество Украины во встречах и переговорах молдавской и приднестровской стороны) и т.п. Не умаляя ни вопросы роста товарооборота, ни тему культурного сотрудничества двух государств, ни вопросы приднестровского урегулирования, следует отметить, что внутренней пружиной, источником возрастания значения отношений наших государств является, конечно же, совпадение геополитических интересов наших стран, народов и правящих элит. Это общий интерес в сохранении и укреплении молдавской государственности, молдавского суверенного, независимого государства, самостоятельной, сильной и независимой Республики Молдова. Украина заинтересована в обеспечении в регионе условий стабильного, устойчивого, мирного, безопасного развития, основанного на ценностях благосостояния населения и обеспечения прав национальных меньшинств.

Каждое государство в Черноморском регионе привносит в палитру международных отношений в этом регионе собственную проблематику, свои особенности, неповторимую конфигурацию политического поведения. Кто-то усматривает главную проблему региона в незрелости украинской государственности, другие исследователи делают акцент на слабости Молдовы, особенности же нашего подхода заключаются в том, что главной региональной проблемой мы считаем проблему Румынии, двойственности ее внешней, прежде всего, восточной политики. Эту двойственность мы видим в том, что "Румыния,... пытается реализовывать одновременно два проекта - этатизированного этнического национализма и демократического европейского развития, и никак не может избежать негативных последствий своего национального проекта". На предыдущей нашей конференции я попытался показать, как эта особенность румынской внешней политики становится источником конфликтности в региональных отношениях. [2; с. 54].

Проблема Румынии имеет вполне конкретный масштаб, она локализована в пространстве и времени. Эту проблему нельзя переоценивать, она не может стать основой для мировой повестки дня, в то же время, она несводима к межгосударственным отношениям Украина-Румыния, Молдова-Румыния и т.д. Это проблема региональная, проблема, влияющая на весь Черноморский регион, его безопасность и стабильное развитие.

Каковы очертания реальной политики Румынии на восточном направлении?

Главное направление - молдавское. Румыния сосредоточила усилия на том, чтобы не только получить доминирующее влияние в Республике Молдова, но и воспользоваться этим влиянием с целью изменить карту региона. Создаются условия для быстрого переформатирования карты мира в этом "пруто-днестровском углу".

Вторая важнейшая цель Румынии, которая только с вступлением в Евросоюз вышла из-под влияния России, это - вывод российских военных формирований из Приднестровья.

Крайне неблагоприятный вариант развития событий для Румынии - это возможное усиление координации политики между Россией и Украиной. С учетом ограниченности ресурсов для проведения Украиной активной и эффективной внешней политики, именно координация внешней политики с Россией является для Украины правильным решением.

В настоящее время румынские советники и специалисты работают в молдавских учреждениях, направляя свои усилия на фактическое сближение стандартов двух государств, по сути, на внедрение румынских стандартов в молдавское государство и общество.

Румынская политика отличается смелостью, решительностью, наступательным потенциалом. Деликатность международных проблем требует осторожности в критике румынской политики. Такое стремление привело к тому, что украинские журналисты, социологи, историки более жестко критикуют политику украинского правительства, чем политику румынского правительства. Свобода слова сжимается и минимизируется, когда речь заходит о Румынии...

Внешняя политика Румынии имеет сильные традиции. Ее отличают осторожность и прагматизм, тактика лавирования между центрами силы, склонность к "игре на нескольких досках", сочетание глобального и регионального подходов, конъюнктурность, использование метода интернационализации региональных проблем. Особо следует отметить традиционную антироссийскость и проявившуюся в последние десятилетия антиукраинскость внешней политики Румынии [3].

В социологии международных отношений пользуется популярностью понятие "ментальных карт" ("mental mapping"), введенное Е.С.Толманом в 1948 г. В этом понятии выражается способность субъекта исследования концептуализировать пространственные характеристики окружающего пространства [4]. Используя термин "ментальной карты", как сложной семиотической конструкции, можно охарактеризовать пространственные характеристики восточной политики Румынии, основанной на историко-географических картах Транснистрии, Бессарабии или Буковины. С помощью ментальных карт "Большой Румынии" мы можем создать эскиз политического портрета румынской власти, в котором проглядываются черты скомпрометированной в 20 веке геополитики национал-социализма. Экстраполируя идею ментальных карт на любые исторические периоды, румынская историография создает антиисторический образ "вечной Румынии", как вариант современной параисторической и политической утопии. Ментальные карты румынской истории - это язык румынской власти, важный инструмент продвижения определенной версии исторического развития и национального сознания в молдавское и украинское сознание.

В чем состоит проблема Румынии? На ее внутриполитические состояние, на ее внешнюю политику, на психологическое состояние ее лидеров и всего политического класса в той или иной мере оказывает воздействие политическая фрустрация, недостижимость ее амбициозных целей, которые существуя в латентной форме, проявляются, прорываются "наружу" то в виде эпатажных высказываний политических лидеров, государственных руководителей на тему оправдания участия Румынии во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии, то в виде научных исследований на тему "молдавского сепаратизма", то в форме такого радикального политического поведения как "ползучая паспортизация" населения в Республике Молдова, Одесской и Черновицкой областях Украины.

Какие основания есть для надежд на изменение международной конъюнктуры у открытых и скрытых сторонников румынского экспансионизма? Возможности отвоевать спорные территории, надеюсь, остались в 20 веке. Инструмент удовлетворения геополитических амбиций, показавший свою эффективность в веке 21-ом - международный суд, который как известно, помог Румынии получить контроль над значительной частью черноморского шельфа, ранее принадлежавшего независимой Украине. Используется европейское международное право. На службу решения румынских проблем поставлены мощные ресурсы Европейского Союза, союзников по евроатлантическому сообществу, союзу НАТО, в этом состоит новый вызов, новая острота проблемы.

Важнейшие составляющие проблемы Румынии в Черноморском регионе состоят в следующем:

- поведение Румынии в отношении Республики Молдова и в открытой, и в скрытой форме объективно способствует утрате Молдовой своего суверенитета и независимости;

- Румыния на государственном и общественном уровне не отказалась от пересмотра итогов Второй мировой войны, не провела мероприятия по моральному осуждению фашизма, устами своих государственных деятелей, ученых и политиков ставит вопрос о пересмотре итогов Второй мировой войны и изменении существующих границ;

- Румыния использует мировые центры силы для достижения целей своей внешней политики, ресурсы Евросоюза и США открыто используются двусмысленной румынской политикой (международный суд по о.Змеиному, размещение элементов ПРО США на территории Румынии и т.д.);

- Румыния допускает нарушения европейских стандартов и стандартов, общепринятых в остальном мире в отношении национальных меньшинств, в частности, венгерского, молдавского, украинского и т.п. Во всяком случае, в информационном пространстве нескольких стран обсуждаются возможные случаи таких нарушений.

Восточная политика Румынии за последние годы не отличается стабильностью. Еще при Ионе Илиеску в 1991 г. была сделана попытка официально предъявить претензии на Бессарабию, но во время своего второго президентства Илиеску признал суверенитет Республики Молдова, установив отношения с этим государством как приоритетные. В настоящее время кризисное развитие Европейского Союза, самой Румынии, в которой значительно выросла социальная напряженность и произошли в последнее время акции массового протеста и недовольства политикой правительства и президента - все это способствует радикализации и идеологизации румынской восточной политики. Неудачи во внутренней политике всегда создают предпосылки для отвлечения внимания обманутого народа с помощью радикальной внешнеполитической риторики.

Эксперты не исключают, что в обозримом будущем румынский экспансионизм найдет свое новое проявление на официальном уровне. Проблема Румынии состоит в частности в использовании этой страной "окон возможностей", ситуаций, которые предоставляет динамика международных отношений, международные процессы. Если ситуация в мире обострится, а зависимость от "центров силы" ослабеет, восточная политика Румынии вне всякого сомнения радикализируется, как это бывало в истории уже не однажды.

Проблема Румынии объединяет Украину и Молдову. Вместе с тем, есть существенные отличия в понимании этой проблемы в наших странах, общественного восприятия этой проблемы и ее интерпретации. С одной стороны, и Молдова, и Украина озабочены возможными угрозами суверенитету наших стран со стороны Румынии. С другой стороны, близость молдавского и румынского государств, и сходство молдавского и румынского народа только осложняют ситуацию. В отличие от Украины, которая едина и на Западе, и на Востоке в своих симпатиях к Молдове и однозначной поддержке независимости и суверенитета Республики Молдова, в самой Молдове есть прочная и широкая социальная база для так называемого унионизма, объединения Молдовы и Румынии. Процесс трансформации партийно-политической надстройки, выражающей и защищающей интересы этой социальной базы не завершен. Значительная часть граждан Молдовы воспринимает, например, Либеральную партию, ее ярких лидеров Михая Гимпу и Дорина Киртоакэ как маргинальные силы. Но уже унионизм Либерально-демократической партии и ее талантливого лидера Владимира Филата - это выражение политической респектабельности той же системы взглядов на геополитическое будущее Молдовы.

Украина, в тесном контакте с молдавскими экспертами и экспертами, которые работают в украинском Причерноморье, могла бы предложить Румынии План действий, направленных на кардинальное улучшение украино-румынских отношений. Принципиальной основой такого Плана может быть осуждение Румынией преступлений, совершенных в период оккупации 1918-1940 и 1941-1944 гг. Важнейшее решение, которое должно быть принято - заключение Договора с Молдовой о границах без всяких оговорок, признание ныне существующих границ. Румыния может отказаться от идеологии унионизма хотя бы на официальном уровне, прекратить государственную поддержку соответствующим организациям в Молдове. Было бы правильным изменить и поведение в отношении молдавского и румынского меньшинств в Украине.

Украинская внешняя политика нуждается в активном, глубоком и креативном изучении проблемы Румынии. Целесообразно создать научно-исследовательский институт, который будет исследовать эту проблему. Такой институт мог бы работать в структуре министерства иностранных дел, но располагаться, конечно, в Одессе. Цель такого учреждения - теоретическое и методологическое обеспечение внешнеполитической деятельности на румынском направлении, придания соответствующей политике системности, концептуальности, последовательности и креативности. Важнейшей задачей такой структуры должны быть - работа с общественностью и экспертным сообществом, ведение диалога с румынскими и молдавскими политиками, экспертами и учеными.

Литература:

1. Перший рік діяльності нової влади: наміри, дії, результати (Аналітична доповідь Центру Разумкова) / Національна безпека і оборона. - № 3 (121). - 2011 р. - С. 52.

2. Коробов В.К. Румынский этатизированный национализм как источник международных конфликтов / Доклад на конференции: Culegerea dată este alcătuită din comunicatele participanţilor conferinţei ştiinţifice internaţionale "Identitatea civică şi integrarea europeană - factori ai consolidării statalităţii moldoveneşti / Гражданская идентичность и европейская интеграция как факторы развития молдавской государственности / Civic Identity and European Integration as Factors in the Development of Moldovan Statehood". Chişinău, 5-6 octombrie 2011. - С. 54-56.

3. Васильев А.В. Влияние исторических традиций на формирование внешней политики Румынии: автореф. дис. на соискание науч. степени канд. истор. наук: спец. 07.00.03 "Всеобщая история" / А.В.Васильев. - М., 2001. - 26 с.

4. Шенк Ф.Б. Ментальные карты: конструирование географического пространства в Европе / Регонализация посткоммунистической Европы: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. политологи и правоведения, Ин-т сравнит. политологии, Российская ассоциация политической науки; Отв. ред. вып. Миллер А.И. - М., 2001. - (Полиитическая наука / Редкол. Сер.: Пивоваров Ю.С. (гл. ред.) и др.; 2001, № 4).- С. 6-32.

5. Биткова Т.Г. Политические аспекты регионализации и национальная идея в Румынии / Регонализация посткоммунистической Европы: Сб. науч. тр. / РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. политологи и правоведения, Ин-т сравнит. политологии, Российская ассоциация политической науки; Отв. ред. вып. Миллер А.И. - М., 2001. - (Полиитическая наука / Редкол. Сер.: Пивоваров Ю.С. (гл. ред.) и др.; 2001, № 4).- С. 131-150.

6. Шаров Е.П. Болевые точки в украино-румынских отношениях / Восточная политика Румынии в прошлом и настоящем (конец XIX - начало XXI вв.): сб. докл. междунар. науч. конф./ под ред. канд. ист. наук В.Б.Каширина; Рос. ин-т стратег. исслед. - М.: РИСИ, 2011. - С. 236-244.