Премьер-министр Узбекистана Шовкат Мирзияев пояснил Таджикистану позицию своей республики по всем противоречивым вопросам. Об этом говорится в поступившем в ИА REGNUM письме Мирзияева своему таджикскому коллеге Акилу Акилову.

В частности, глава узбекского правительства объяснил выход своей страны из "Объединенной энергетической системы Центральной Азии". "Выход Узбекистана из так называемой "Объединенной энергетической системы Центральной Азии" связан с тем, что, во-первых, она была создана в советский период как часть единой энергетической системы СССР и в постсоветское время показала свою недееспособность, ввиду отсутствия реальных механизмов ее нормального управления, приводящих к угрозе техногенных аварий, а также в связи с регулярными несанкционированными отборами электроэнергии Таджикистаном у соседних стран", говорится в документе.

Мирзияев подчеркнул, что "Узбекистан принял такое решение вслед за Туркменистаном и Казахстаном, которые ранее последовательно объявили о своем выходе из "Объединенной энергетической системы Центральной Азии".

На проблему задержки таджикских грузов на территории Узбекистана, глава правительства этой страны указал, что "Узбекистан за годы независимости последовательно обеспечивал и продолжает обеспечивать по сети своих железных дорог бесперебойный транзит таджикских грузов". "Вынужденная остановка на короткое время транзита грузов на железнодорожной ветке Галаба-Амузанг была связана с известными Вам трагическими событиями, имевшим место в декабре 2011 года (подрыв опор моста, через который проходит полотно)", отметил Мирзияев.

Он также указал, что "необходимо также иметь в виду, что полная изношенность железнодорожного полотна, построенного более чем 50 лет назад, и часто повторяющиеся аварии не позволяют использовать его пропускную способность более чем на 10 процентов и обеспечить дальнейшую безопасную эксплуатацию".

Тем не менее, пишет Мирзияев, несмотря на эти обстоятельства, все грузы назначением на Хатлонский участок Таджикской железной дороги беспрепятственно передаются на другие участки железной дороги Таджикистана через межгосударственный стыковой пункт Кудукли и задержек в продвижении вагонов по данному направлению не имеется.

Затрагивая тему роста транзитных тарифов, в котором Таджикистан обвиняет соседа, глава узбекского правительства проинформировал, что "рост тарифов является вынужденной и ответной мерой для железнодорожной администрации Узбекистана, так как железнодорожная администрация Таджикистана ГУП "Рохи охани Точикистон" за короткое время в разы увеличила тарифы, а именно в 2011 году в 3 раза, в 2012 году - на 40 процентов". "При этом за аналогичный период со стороны ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" соответственно рост составил лишь 30 и 32 процента", указал Мирзияев.

Он отметил, что на повышение тарифов также повлиял неоднократный рост цен на подвижной состав, запасные части, комплектующие и горюче-смазочные материалы, а также эксплуатационные расходы.

Мирзияев затронул также тему транзита туркменского газа в Таджикистан через территрию Узбекистана. "Таджикской стороне должно быть хорошо известно, что в связи с функционированием туркменской и узбекской газопроводной системы отдельно друг от друга, транзит туркменского газа через территорию Узбекистана не представляется возможным", указал узбекский премьер.

Говоря о минировании узбекской стороной участков таджикско-узбекской границы, Мирзияев пояснил, что граница была заминирована в период острой фазы гражданской войны в Таджикистане в 1992-1996 годах. "Правоохранительные органы Узбекистана были вынуждены провести минирование (притом на территории Республики Узбекистан) на отдельных высокогорных участках госграницы высотой не менее 3,5 км, где возникла опасность просачивания бандформирований, а также бесконтрольного потока наркотрафика на территорию Узбекистана, а нормальное сообщение осуществляется через согласованные пограничные участки перехода, и это не вызывает никаких нареканий с обеих сторон", подчеркнул глава узбекского правительства.

Еще один острый вопрос, который вызывает постоянную полемику между двумя странами - введение Узбекистаном визового режима. "Визовый режим между Республикой Узбекистан и Республикой Таджикистан установлен в 2000 году на основании подписанного межправительственного соглашения о взаимных поездках граждан, что соответствует общепризнанным нормам международного права", резюмировал Мирзияев.

Стоит отметить, что данные пояснения руководителя узбекского правительства прозвучали непосредственно после публикации на сайте посольства Таджикистана в России заявления, в котором выражаются претензии по всем вышеуказанным вопросам. Как уже сообщало ИА REGNUM, к вечеру 3 апреля данное заявление, выставленное утром того же дня, исчезло с сайта.