Взяться за перо меня заставил случай. Нашёл я у себя на антресолях брошюру "Народный фронт [Латвии, НФЛ]. Программа и устав" (издательство "Avots", 1989 г.) и вспомнил молодость. Чтение этого сочинения по прошествии более 20 лет позабавит любого.

Вот несколько выдержек: "В настоящее время появилась историческая возможность избавиться от тяжёлого бремени прошлого, возродить ленинские принципы социализма, сформировать общество,отвечающее интересам, нуждам и воле народа. [...] НФЛ поддерживает и консолидирует устремления всего населения Латвии, направленное на демократизацию общества и способствующие моральному его обновлению. [...] Участие в НФЛ несовместимо с проповедованием сталинистских, фашистских и других авторитарных взглядов с проповедью расизма, национализма, религиозной или другой ненависти и нетерпимости, поддержкой насилия. [...] НФЛ решительно выступает против проявлений административно-командного стиля и обюрокрачивания госаппарата. [...] НФЛ выступает против преследования людей за их политические и религиозные взгляды, против любой политдемагогии и опорочивания оппонентов. [...] Граждане обращаясь в государственные органы, учреждения и предприятия Латвийской ССР могут пользоваться как латышским так и русским языком и получать официальные документы на любом языке по своему выбору. В сфере социального обслуживания должно обеспечиваться свободное использования латышского и русского языков".

Цитирование можно было бы продолжить, но довольно и этого, чтобы могло показаться, что это манифест коммунистической партии. А иначе и быть не могло - в инициативную группу НФЛ входили и эту программу составляли комсомольские и компартийные аппаратчики, представители обласканной Советской властью творческой интеллигенции, возомнившие себя борцами за возрождение Латвийской Республики, пробудителями национального самосознания. Ничем, кроме, как большой ложью, эта затея не могла закончиться, и мне искренне жаль тех, кто поверил этим людям.

Говорят, что инициативу пробуждения самосознания латышского народа взял на себя расширенный пленум Союза писателей Латвийской ССР (июнь 1988 года), но это миф. В целях демократизации общественной жизни в СССР отдел по идеологии при ЦК КПСС через творческую интеллигенцию в союзных республиках инициировал национальные народные движения. Так что разрешение пробудить национальное самосознания было латышам спущено сверху.

Слушая и читая высказывания так называемых лидеров Атмоды, создавалось впечатление, что все 50 лет "советской оккупации" они боролись за независимость Латвии, а некоторые включались в борьбу с ненавистным советским режимом, едва покинув утробу матери. Только вот борьба была изощренная - даром получить образование в союзных вузах (по линии национальных кадров), получать всевозможные республиканские и всесоюзные премии "за творческий вклад", а также ордена и медали "в связи" и "по случаю", пользоваться всеми благами, причитающимися работникам партийно-государственного аппарата и т.д. И ни один из "борцов с режимом" не сдал диплом, не вернул премий, не швырнул в лицо "оккупантам" ордена и медали, вообще ничего из благоприобретенного, кроме партийных билетов.

Из песни слов не выкинешь. Этой группе лживых приспособленцев удалось убедить латышский народ в том что в ее лице он имеет национальную элиту, которой полагаются обожание и гарантии неприкосновенности. Заполучив в своё распоряжение экономически развитую советскую республику, новоиспечённая элита начала "восстанавливать" Латвийскую республику образца 1940 года. Под нож пустили созданную усилиями народа промышленность, уничтожили колхозы и совхозы. На этом нехитром деле некоторые "борцы" сделали свои первые миллионы.

Однако от такого стремительного "восстановления" народ мог прийти в замешательство и высказать своё недовольство. Чтобы народ не мешал правящей элите и дальше безнаказанно разворовывать страну, надо было стравить латышей и нелатышей, а для этого без устали убеждать рядовых латышей в том, что все их беды из-за русских, что латыш в Латвии - сверхчеловек, что главная угроза латвийской государственности - Россия и русские, а русским твердить, что они в Латвии никто. Так и сделали. Следует признать, что эта тактика блестяще себя оправдала. Покуда Янка и Иван спорят, кто кому больше должен, правящая элита беспрепятственно занимается самообогащением, не забывая держать по ветру красивые патриотические лозунги.

Только чем ниже средний уровень жизни, тем выше температура патриотизма, который давно уже выродился в национализм самого низкого пошиба. На протяжении более 20 лет умело разыгранная национальная карта помогает правящей латышской элите избегать народных волнений и при молчаливом, можно сказать, рабском согласии народа безнаказанно уничтожать страну. Думаю, что те латыши, что верят правящей элите и поддерживают ее так же несут ответственность за уничтожение Латвии. Стараниями правящей элиты единый некогда народ Латвии безнадежно расколот. Страна имеет двухобщинное общество. Правящая элита пресекает любые попытки нелатышских партий войти в правительство, преподнося их латышам как угрозу Латвийскому государству.

Как-то я разговорился с одной знакомой латышкой. "Вот если бы весь народ - и латыши, и русские - вышли на улицу против этой власти и потребовали бы прекратить унижать народ, может и жить стало бы лучше", - сказала она. "А причём здесь русские? 20 лет латыши голосуют за одни и те же партии, за одних и тех же людей, которым на народ наплевать. И если русские решат вдруг помочь латышам и выйдут на улицы, ты первая побежишь строить баррикады и спасать страну от "русской угрозы"", - ответил я ей. И даже не удивился, услышав: "Наверное, ты прав". Так и будет. Пока латыши не искоренят в себе неприязнь к соседям-нелатышам, страна так и будет сползать в пропасть.

Истерика, которую правящие устроили из-за референдума по вопросу присвоения русскому языку статуса государственного в Латвии покоробила не меня одного. К ней подключили все и вся - от латышских СМИ до карманных, называемых лояльными, русских. Казалось, наступает конец света. А между тем, никто из тех, кто голосовал за русский язык как второй государственный, не выступал против латышского языка; 273 тысяч граждан Латвии голосовали против унижения со стороны правящей элиты, против пренебрежения интересами русскоговорящей части общества.

Как и предвидел я в разговоре с моей латышской знакомой, 20 лет зомбирования не прошли бесследно - в который раз латыши встали, как один спасать государство "от русской угрозы". И ведь спасли! В угрозу существованию латышского языка продолжают верить ¾ латышей. Однако, печальный итог референдума 18 февраля в том, что он сорвал с 75% избирателей маску приверженцев демократического пути развития страны, выдав в них сторонников лозунга "Латвия для латышей", который на глазах превращается в альфу и омегу государственной политики.

Еще не посчитали все бюллетени, как правящие бросились искать "врагов народа". В результате поисков сомневаться, конечно, не приходилось. Без малейших доказательств инициатора вынесенных на референдум поправок к Конституции общество "Родной язык" обвинили в получении денег из Кремля, т.е. - ни много, ни мало - в государственной измене. Хотя истинный виновник беспокойства ходит теперь с гордо поднятой головой, раздавая интервью направо и налево. Это бакалавр социальных наук, депутат Сейма Латвии, сопредседатель объединения "Все - Латвии!"-ТБ/ДННЛ Райвис Дзинтарс. Если бы не его упорство в деле сбора подписей в поддержку законопроекта о переводе всего школьного образования на латышский язык, то едва ли могла состояться акция "Родного языка". Возникает вопрос: кого спонсирует Кремль? Общество "Родной язык" или Райвиса Дзинтарса и Кº?

Правящие, конечно, организовали по горячим следам пару-тройку дискуссий на тему интеграции. Но у них, как всегда, всё сводится к тому, как из русских сделать латышей и как добиться того, чтобы русский язык в Латвии звучал только в специально отведенных для этого местах, а лучше - нигде. И первая ласточка этого "обновления", этой "перезагрузку интеграции" - инициатива "интеллектуалов" из "Все - Латвии!" и "Единства" - партий власти! - по переводу русских детских садов на латышский язык. Подобные провокациям инициативы правящей элиты чреваты конфликтом в обществе.

Большинство латышских избирателей не хочет признать, что с момента восстановления независимости Латвии и до наших дней страной руководят исключительно латышские партии, избираемые латышским электоратом. Большинство не признает, что под руководством латышской правящей элиты Латвия превратилась в страну-попрошайку, и не желает признавать своей вины в этом.

В Латвии царит безработица, но правящие озабочены этим только на словах. Цены на топливо растут, столичный поставщик тепла "Rīgas Siltums" постоянно и не считаясь с ограничениями платежеспособности населения повышает цены на свои услуги, владельцы земель под многоэтажными домами повышают плату за аренду земли, государство повышает пенсионный возраст. А народ безмолвствует.

Почти 100% избирателей проголосовало за роспуск Сейма прошлым летом. Хотели изменить жизнь в лучшую сторону. Но на внеочередных парламентских выборах проголосовали за тех же самых людей. Абсурд!

Нашим уважаемым соседям-латышам давно пора задаться вопросом: что для них и для Латвии сделали те, кого на протяжении 20 лет выбирают во власть латышские избиратели, и можно ли в действительности считать правящую элиту примером патриотического отношения к стране? Совместимо ли с патриотизмом лоббирование интересов бизнеса спонсоров правящих партий и приближённых к ним? Почему правящие легко игнорируют требования своего народа, а волю Брюсселя и Вашингтона блюдут как закон? И что, наконец, останется, от бюджета Латвии, если сбудется вековечная мечта политиков-русофобов, которых и в Сейме, и в правительстве хоть отбавляй?

Чтобы лозунг "Латвия - наш общий дом", который в свое время выдвинул Народный фронт, воплотился в реальность, нужно многое изменить, начиная с всенародных выборов президента и сокращения на 50% численности занятых в госаппарате, и заканчивая активизацией борьбы с коррупцией. Прокуратуре, на основании статей 17; 18; 19; 20 Конвенции ООН о борьбе с коррупцией (резолюция 58/4 от 31 октября 2003 года) следует проверить деятельность правящей элиты, начиная с 1991 года. пора предать остракизму людей, которые привели Латвию к ее нынешнему состоянию. Правительство должно формироваться не по партийному принципу, а на профессиональной основе, а депутаты Сейма должны ежеквартально отчитываться перед избирателями о проделанной работе. При этом избиратели должны получить право отзыва не оправдавшего доверие депутата, а круг избирателей следует расширить за счет неграждан. Гражданство надо присваивать любому постоянному жителю Латвии на момент 1991 года, на основании его заявления. Налоги на труд и потребление, а также тарифы, которые суть те же налоги, должны быть снижены.

Что касается интеграции, то первым шагом к сближению и объединению латышей и нелатышей должен стать Форум Согласия, который выработал бы перечень безболезненных мер по сплочению общества. На национальных или коммерческих телеканалах следует создать билингвальную программу, посвященную культуре проживающих в Латвии народов. В то же время любые националистические организации должны подлежать немедленному запрету. Латвийскому обществу следует выработать и последовательно проявлять аллергическую реакцию на национализм. И... следовать идеологии Народного фронта не на словах, а на деле.