На прошлой неделе Эстонию посетил председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин и подписал совместный меморандум с главой Госконтроля ЭР Михкелем Овийр (Mihkel Oviir). Документ касается результатов проведенных обеими сторонами аудитов перемещения товаров и транспорта через границу в Ивангороде и Нарве, а также экологии общего для России и Эстонии Чудского озера.

Отвечая на вопрос корреспондента русскоязычного инфопортала rus.Delfi.ee о цели визита, "главный российский ревизор" ответил непривычно по-домашнему: "Мы с Михкелем в 2010 году встретились в Таллине и решили, что хватит просто обмениваться опытом и, что называется, дружить семьями, давай проведем совместный аудит. И я ему говорю - давай выберем две темы. И он назвал их. Мы сделали первый шаг, это наша самостоятельная идея, никто нас на эти проверки не направлял, никто нам не мешал". То есть межгосударственный контакт осуществлен в порядке общественно-политической самодеятельности, что ли?

***

Русскоязычная пресса, захлебываясь от восторга, цитировала Сергея Степашина - мол, представители двух стран после эстонских "бронзовых ночей" в апреле 2007 года, "вот так" давно уже не сидели за одним столом. Во-первых, это лукавство, тот же Сергей Степашин и другие эмиссары из России не раз наезжали в последние годы в Эстонию, во-вторых, они каждый раз заискивающе заявляли о решимости деполитизировать отношения двух стран. Хотя эстонская сторона оставалась и остается глухой к этим потугам.

Комментируя смысл своего очередного в Эстонию визита, Сергей Степашин заявил тому же инфопорталу: "Мы не представляем российско-эстонскую межправительственную комиссию, которая, к сожалению, сейчас не работает, но получилось так, что наш аудит привлек для диалога, для выработки конкретных решений представителей очень многих ведомств России и Эстонии. Я считаю, что сам факт нашей совместной работы, нашего параллельного контрольного мероприятия очень важен в рамках российско-эстонских отношений". И еще из багажа "степашинской дипломатии": "Отсутствие пограничного договора между нашими странами сдерживает вопрос сооружения моста через Нарову, другой дороги и т.д. Это - вопрос уже чисто политический, и он мешает".

Но логично задать вопрос: кому мешает? России или Эстонии, товарообмену между Евросоюзом и Россией? Или конкретным российским бизнесменам, которые и после апреля 2007 года не скрывали своего желания решать свои не то бизнес-, не то финансовые интересы в Эстонии, часто ходатайствуя о получении эстонского гражданства или постоянного вида на жительство?

Можно предположить, что Россия хочет ради каких-то высших, глобальных интересов любой ценой наладить нормальные контакты с Эстонией, а визит Сергея Степашина надо рассматривать как акт доброй воли. Возможно, это политико-дипломатическая игра - показать Западу, что Россия не держит камня за пазухой, что заморожены нормальные отношения, как и подписание пресловутого пограничного договора, вовсе не по вине России, а Эстонии. И это-де следует оценить, тем более на фоне непрекращающейся русофобской и антироссийской риторики эстонских политиков и СМИ.

Не зря видать, в привычном для Сергея Степашина стиле "кота Леопольда", он заявил на пресс-конференции: "Мы - добрые соседи, мы жили вместе, нам жить вместе, поэтому, конечно, надо находить те точки соприкосновения, где нет проблем. Вот между нашими ведомствами проблем нет, мы работаем вместе, открыто и профессионально, не политизируя те или иные вопросы". А смысл сказанного им же в интервью самому популярному у русских и русскоязычных жителей в Эстонии телеканалу ПБК (Первый Балтийский канал) сводится к причитанию о том, что нашим народам и странам надо забыть недавнее прошлое, не акцентировать внимание на языковой проблеме, не делить людей по этническому принципу. Надо, надо, надо...

***

Это тем более обидно и унизительно, поскольку эстонская сторона и в ус не дует, усмехается над такими потугами. Как раз в дни пребывания Сергея Степашина на северо-востоке Эстонии разыгралась драма с похищением, а в итоге и убийством в Нарве 9-летней Варвары Ивановой. Случившееся взбудоражило всю Нарву и Эстонию, даже некоторые эстонские СМИ и некоторых эстонских политиков. Высказался даже президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес (Toomas Hendrik Ilves). Эстонская полиция заявила, что найти девочку, а позже - поимка убийцы, это - дело чести правоохранительных органов страны. И тут выяснилось, что на "русском" северо-востоке Эстонии из-за скудости средств не хватает камер слежения, а полиция небольшой Нарвы не укомплектована - не хватает около 40 полицейских. Причина - высокие языковые требования. По этому поводу даже эстонские политики, высокие полицейские чины и даже подпевалы власти - т.н. лояльные русские журналисты заговорили о языковых послаблениях. Действительно, зачем полицейскому в Нарве владеть перфектно эстонским языком, когда у 97% горожан родной язык - русский? И что мы услышали в ответ от министра внутренних дел ЭР Кен-Марти Вахера (Ken-Marti Vaher). Вот его "ответ Чемберлену" (читай - и "голубю мира" Сергею Степашину): "Мы не собираемся облегчать требования к знанию языка - полиция должна продолжать думать над тем, как привлечь на работу в полицию образованных и знающих эстонский язык людей". Это слова министра из его интервью газете "Ээсти пяэвалехт" (Eesti Päevaleht). И так вот - продолжается вот уже 21 год!

Ну, а последняя выходка эстонских парламентариев, чего стоит? Сразу после отъезда Сергея Степашина на родину, эстонская газета "Постимеэс" (Postimees) сообщила, что "девять членов эстонского парламента написали открытое письмо правительству и Госдуме РФ, в котором просят освободить из-под стражи участниц группы Pussy Riot, арестованных за проведение акции "панк-молебна" в Храме Христа Спасителя". Парламентарии утверждают, что, несмотря на то, что девушек арестовали по обвинению в хулиганстве, всем понятно, что концерт в церкви стал выражением протеста против... отсутствия свободы слова в России".

"В нормальной стране штрафуют, а не сажают человека в тюрьму", - объяснила газете Ыхтулехт (Õhtuleht) член Рийгикогу Лийза Пакоста - один из подписантов открытого письма Владимиру Путину с требованием (требованием! - прим. Д.К.) освободить арестованных участниц панк-группы Pussy Riot. Она сравнивает сложившуюся ситуацию с тем, как в советское время задерживали панков, которые разгуливали по улицам с пивом в руках. Лийза Пакоста напомнила, что несколько лет назад Ану Саагим с друзьями устроила праздник в церкви, но в "Эстонии тех, кто веселился, на семь лет не посадили. Вот в чем разница". Кстати, суд еще не состоялся.

А по сообщению коммерческого телеканала TV3 в минувшее воскресенье в столичном театре Von Krahl состоялся концерт в поддержку арестованных участниц Рussy Riot. Несмотря на поврежденную руку, среди зрителей был и президент ЭР Тоомас Хендрик Ильвес. Вот его, цитируемое порталом rus.Delfi.ee мнение: "В свободном обществе церковь не должна быть рабочим инструментом власти". Не зря кто-то из комментаторов на этом портале спрашивает: "Неужели и Палдиски 52 закрыли?". По этому адресу расположена психиатрическая больница, аналог которой в Москве - "Кащенко".

Принимавший его в театре министр культуры ЭР Рейн Ланг (Rein Lang), также присутствовавший на концерте, отметил, что в действиях музыкантов не было ничего, за что их можно было бы арестовывать. "Нельзя считать нормальным то, что человека лишают права на самовыражение", - заявил министр, заметьте, культуры. Тот самый, который несколько лет назад отпраздновал свой юбилей в ресторане, на стене которого был закреплен огромный красный нацистский флаг с белым кругом и черной свастикой.

Оппозиционер из России Артемий Троицкий высоко оценил действия эстонских политиков. Он сказал TV3: "Поскольку это первая международная акция солидарности с Pussy Riot, я думаю, что это смелый шаг. Пусть все делают то, что им подсказывает собственная совесть. Считаю, что в данном случае совесть эстонского государства уже может быть чиста".

***

На этом фоне странной смотрится "толстовская" позиция россиян с подставлением другой щеки, - если не сказать: безнравственная и предательская по отношению к русским Эстонии. Как можно беззаботно искать "те точки соприкосновения, где нет проблем", когда треть населения Эстонии превращена в людей "второго сорта" и даже получившие эстонское гражданство по натурализации не во всем равны с потомственными гражданами?

Вообще, это типично для большинства российских политиков, прочих посланников "доброй воли", которые время от времени наезжают в Таллин наводить "мосты дружбы" - они искренне полагают, что главной и единственной причиной размолвки между руководствами и политэлитами двух стран является демонтаж Бронзового солдата в апреле 2007 года. Это - глубокое заблуждение.

За "русским бунтом", последовавшим за осквернением исторической памяти и варварским перезахоронением останков советских воинов, освобождавших Эстонию от немецких оккупантов в 1944 году, на самом деле надо видеть постыдное для Запада отвратительное межэтническое неравноправие русских, которых открыто дискриминируют и политически, и экономически, а также в области образования, культуры, языковой политики.

Короче, Сергей Степашин и возможно те, кого время от времени засылают в Эстонию проводить малоубедительную "народную дипломатию", считают нормальным и неизбежным бедственное положение живущих рядом с Россией российских соотечественников, и потому, пытаясь нормализовать отношения с Эстонией, сознательно превращают местных русских в разменную монету своей политики.

Не пора ли России отказаться от карикатурных усилий в борьбе "за мир и дружбу между народами" и действовать по примеру Соединенных Штатов Америки, которые не стесняются даже силу применять ради утверждения своих позиций в других странах мира. Например, в Ливии, Сирии... Тем более, что у России задача намного скромнее - защитить себя от интервенции Запада имени Рussy Riot.