Санкт-Петербург: "Печатню" из Петропавловки хотят оправить на Мойку, печатники - против
Москва, 30 марта, 2012, 13:08 — ИА Регнум. В Санкт-Петербурге "Печатне" в Невской куртине Петропавловской крепости (Государственный музей истории Санкт-Петербурга), где каждый желающий может узнать об искусстве граверов и даже сам создать свою гравюру или монотипию, где проходят мастер-классы с детьми и создана "Школа печатной графики", грозит закрытие. Как сообщает сегодня, 30 марта, корреспондент ИА REGNUM, такие новости появились в социальных сетях.
Ведущий специалист "Печатни", сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга и генеральный директор Центра графического искусства Санкт-Петербургского Союза художников
Сердюков напомнил историю создания уникальной, единственной в своем роде в России "Печатни", которой в феврале 2012 года исполнилось 15 лет. Николай Сердюков рассказал, что до 1992 года в Невской куртине в этих казематах размещалось издательство "Художник РСФСР",а когда начались реставрационные работы, печатники уходить не захотели, сами принимали активное участие в раскопках в каземате, примыкающем к Невским воротам, нашли немало интересных артефактов, которые до недавнего времени были выставлены в "Печатне", а теперь по распоряжению руководства музея убраны.
Печатники разыскали исторические чертежи, восстановили подпорные арки. Теперь в этой части крепости можно видеть раскоп, срез культурного слоя. В казематах, где ныне располагается "Печатня", реставрационные работы велись с 1992 по 1997 годы, торжественное открытие "Печатни" состоялось 14 февраля 1997 года. Ныне в "Печатне" находятся пять старинных станков, четыре из которых были приобретены Сердюковым и подарены музею, а один - станок 1834 года (на нем, как отмечает Николай Cердюков, вполне могли бы печататься прижизненные издания Пушкина, а, возможно, так оно и было - прим. ИА REGNUM) - был передан в экспозицию из Комендантского дома Петропавловской крепости.
Николай Сердюков уверен, что "Печатня", располагающаяся в Невской куртине, дает возможность широкому кругу петербуржцев и гостей города ознакомиться с традиционным петербургским видом классического искусства: "Еще 30 лет назад в городе работали сотни художников, создававших литографии и гравюры, ныне же - несколько десятков, а ведь это искусство традиционно для города - вспомните Остроумову-Лебедеву. А сейчас осталось три художника в городе, которые владеют искусством гравюры на дереве".
Сердюков также напомнил, что еще в 1696 году Петр I собственноручно в Амстердаме создал в гостях у известного мастера Шенебека офорт - сложную многофигурную композицию "Торжество православия над магометанством", а в 1704 году в только что основанный Санкт-Петербург был приглашен также известный голландский гравер
Николай Сердюков рассказал, что раньше "Печатня" относилась к отделу культурно-массовой работы музея, а теперь переведена в отдел дополнительных услуг, поэтому все больше места в "Печатне" отводится торговле сувенирами, как правило, китайского производства.
Между тем, как отмечает Николай Сердюков, "Печатня" - не убыточное для музея предприятие, при ежегодных эксплуатационных затратах в 400 тыс. рублей, "Печатня" приносит музею даже в кризисные годы всегда больше миллиона рублей, хотя для рентабельности надо отдать музею 900 тыс. рублей. С 2006 года дети выполнили в "Печатне" более 500 литографий, десятки тысяч монотипий, в мастер-классах одновременно участвуют до 30 человек. Круг посетителей широк - от петербуржцев до жителей Москвы, Екатеринбурга, Владивостока, Камчатки, других российских регионов, а также Англии, Франции, Германии, Эстонии, Украины. Во время "Ночи музеев-2011" в "Печатне" были просто толпы людей.
2 марта Николай Сердюков написал официальное письмо директору Государственного музея истории Санкт-Петербурга
Помещения Невской куртины, где располагалась "Печатня", на сегодняшний день нуждаются в ремонтных работах. После их осуществления музей планирует разместить в этих помещениях продолжение постоянной экспозиции "История Петропавловской крепости".
Сотрудники "Печатни" не поддерживают это решение, они отмечают, что в Музее печати на Мойке посещаемость гораздо ниже, сразу сузится круг людей, которые смогут ознакомиться с графическим искусством, не многие иногородние туристы "дойдут" до Музея печати.
Галина Артеменко