Николай Радов: Что происходит с белорусами?
Создается впечатление, что белорусское общество на сегодняшний день насквозь пропитано инфантилизмом, имеющим дикую смесь с безразличием к происходящему в стране. Этот симбиоз проявляется абсолютно во всех сферах жизни: от повседневности и до политики, и связан с абсолютной незрелостью социума и задержкой его развития на уровне последней четверти прошлого столетия. Практически все, что происходило предыдущие несколько лет, оказывается, ничему не научило простых граждан, кроме одного - каждый в этом мире выживает по отдельности. Это, по-видимому, единственная из множества ценностей западной цивилизации, которую белорусы восприняли в ХХI веке.
Наверное, не стоит говорить о том, что происходящее сегодня, так или иначе, связано не только с деятельностью государственной власти, но и с отношением простых людей к судьбе страны, да и своей собственной. Желание как можно дольше пребывать в сладком неведении о происходящем вокруг, надеясь на положительное решение возникших проблем, стало аксиомой жизни большинства белорусов, которые в массе своей не готовы отстаивать собственные интересы перед институтами государственной власти. Экономика, политика, сфера культуры и образования - все это отдано на откуп чиновникам, которые укоренили в массовом сознании тезис о своей исключительной роли в жизни простых людей: "Мы лучше знаем, что вам нужно!". И, как не парадоксально это звучит, население осознанно или бессознательно верит этому. Иначе трудно объяснить то, что сегодня происходит в Белоруссии.
Наверное, можно порадоваться за тех предприимчивых граждан, которые использовали трудности белорусской экономики, вскочив в конце прошлого года в сказочный вагон под названием "депозиты под 50-55% годовых в белорусских рублях". Однако последствия подобной наживы, по всей видимости, превзойдут все самые мрачные предсказания независимых экономистов. Краткосрочные депозиты приносили своим владельцам довольно неплохую прибыль, и множество белорусов бросились сдавать валюту, желая заработать на "халяве", предоставляемой банками. Правда, практически никто из большинства простых вкладчиков ни тогда, ни сегодня, не задумывался о том, что ни в Белоруссии, ни где-либо еще практически невозможно найти область применения денежных средств (тем более в виде белорусских рублей) с подобной прибыльностью, а потому большинство денежных вкладов попросту останутся лежать на счетах банков невостребованными. Этакий мыльный пузырь, который продолжает разрастаться и по сей день, готовый в любой момент лопнуть точно так же, как это повсеместно происходило в России в 1990-х годах.
Многие эксперты сравнивают нынешнюю ситуацию в сфере кредитно-финансовых отношений с классическими пирамидами, правда, уже на государственном уровне. Но, несмотря на это, белорусские чиновники бодро рапортуют об увеличении вкладов и пополнении золотовалютных резервов при постоянном росте продажи валюты населением. Так, за январь - февраль 2012 года чистая продажа валюты (объем продажи за вычетом объема покупки) всеми субъектами хозяйствования Белоруссии составила 318,5 млн. долларов США. По данным Национального банка РБ, за этот же период физическими лицами было приобретено 659,4 млн., а продано - 1039,9 млн. долларов США (чистая продажа достигла 380,5 млн. долларов).
Население республики остается чистым продавцом валюты уже с апреля 2011 года, что связано не с тем, что стали продавать больше, а с тем, что стали покупать гораздо меньше. Данные тенденции сопряжены не только с вымыванием "заначек" белорусов и денежными переводами множества гастарбайтеров, работающих, в первую очередь, в России, но и желанием простых людей, как правило, не разбирающихся в тонкостях финансового рынка, заработать на сумасшедших процентах по вкладам. Правда никто не хочет думать о том, что произойдет, когда процентные ставки понизятся настолько, что народ начнет массово снимать свои вклады, переводя их в валюту. Вряд ли власти будут распечатывать ЗВР для нужд населения, а это значит, что в очередной раз бесплатный сыр окажется в мышеловке, которая ударит по экономике республики гораздо сильнее, чем это было в 2011 году. Но ведь так хочется верить, что за нас уже подумали и всегда можно вовремя спрыгнуть с несущегося в бездну поезда.
Желание "халявы" настолько затуманило мозг белорусов, что многие из них в очередной раз ввязались в авантюру С. Мавроди и его пресловутой "
Белорусы сегодня настолько зомбированы государственными СМИ, что слова местных чиновников и главы государства являются для большинства общества успокоительным средством: если об опасности не говорят с экрана телевизора и государственных газет - значит все в порядке. Да и последние высказывания руководства республики звучат куда привлекательнее и убедительнее, чем заявления оппозиции, всей вместе взятой. Первый вице-премьер Белоруссии
Отказ от самостоятельности при принятии решений, без оглядки на мнения и позицию других, вырабатывался в белорусах не одно десятилетие и сегодня трансформировался в извращенную форму, главным принципом которой является весьма распространенная ныне в Белоруссии фраза, которую произносят с оттенком печали на лице: "Ну, ведь вы сами всё понимаете...". Обреченность в данной фразе основывается, прежде всего, на том, что простой человек не в силах ничего изменить, а сложившиеся обстоятельства гораздо выше возможностей людей. Подобная ситуация сегодня наиболее ярко проявляется в сфере образования, где соответствующее Министерство вознамерилось провести новую реформу - перевести высшую школу на четырехлетний срок обучения, сократив практически до нуля социально-гуманитарный блок. При этом, как известно, в республике делается все для народа и от имени народа. И в этот раз импульс был организован снизу. Более того, за подобную реформу ратовали никто иные, как представители гуманитарных наук, приближенные к министру образования. Конечно, при таком подходе, их места работы будут сохранены, а вот что делать тысячам квалифицированных специалистов, которых уже в ближайшее время выбросят на улицу, практически никого не интересует.
Странным в данной ситуации выглядит реакция со стороны преподавательского состава, который будет сокращен минимум в 2 раза: апатия и единственная мысль о том, что может все обойдется. Более того, даже в таких условиях, когда большинству уже практически терять нечего, в ВУЗах так и не появилось сколько-нибудь значимое движение, готовое отстаивать свои права. Многие попросту боятся быть уволенными уже сегодня, а не через несколько месяцев, кто-то надеется на связи, а кто-то готов со смирением взойти на плаху во имя прихоти местных чиновников, желающих лишь одного - угодить президенту. И так повсеместно. Даже осознание того, что подобная реформа не только отдалит белорусскую систему образования от Болонской, но и превратит ВУЗы страны в заштатные учреждения, не позволив им в будущем конкурировать с подобными организациями не только на Западе, но и в России, где в последние годы мировые и европейские стандарты принимают общеобязательный характер, не может остановить белорусских чиновников. Более того, уничтожение всей сферы образования преподносится сегодня как единственно возможный шанс экономического прорыва в будущем. Правда надеяться на это, готовя "специалистов" два года в ВУЗе и два года на предприятии, на наш взгляд, не стоит, так как данная система создает не столько профессионалов своего дела, сколько покорных и ни о чем не думающих исполнителей.
Белорусская "абыякавасць" (слово "безразличие" не может передать всей эмоциональной сути белорусской действительности) стала одним из факторов, снизившим практически до нуля и деятельность оппозиции, которая вынуждена сегодня заниматься чем угодно, но только не политикой. Отсутствие не только достаточного финансирования, но и интереса простых граждан к политической сфере привели к тому, что нынешняя белорусская оппозиция не интересна практически никому, кроме ее самой: в обществе никто бурно не реагирует на запрет выезда оппозиционеров из страны, никому не интересы политические мероприятия, проводимые оппонентами власти, а сами они практически полностью переключились на гражданские инициативы. Примером может служить деятельность не так давно гремевшей по всей Белоруссии гражданской кампании "Говори правду!", которая сегодня занимается только местными проблемами, не способными кардинально повлиять на ситуацию в стране (конфликт в Смолевичском районе, часть жителей которого выступает против строительства белорусско-китайского индустриального парка и т.п.). Даже такое, казалось бы, знаковое событие для оппозиции, как День воли, оказался практически никому не интересен, даже властям. Напомним, что столичные власти дали разрешение на проведение 25 марта шествия и митинга, посвященному дню провозглашения независимости Белорусской Народной Республики (государство, официально оформленное в годы Первой мировой войны на оккупированной кайзеровскими войсками территории). И если подобное, например, в России можно было бы расценивать в качестве признания властью существования в стране гражданского общества, с которым необходимо искать точки соприкосновения, то в Белоруссии это напоминает отмахивание от назойливой мухи, которую и убивать нельзя, и слышать противно.
Такова белорусская действительность, в которой массовое сознание с каждым днем принимает все более своеобразные формы. Главной его особенностью становится искаженное восприятие окружающей действительности. Экономическая сфера предстает перед белорусами как непонятное, но манящее к себе Поле чудес из Страны Дураков, политическая - как темная сторона Луны, о которой все знают, что она есть, но никто ее не видел, а сфера духовного развития полностью отдана под контроль государственных идеологов и представителей оппозиции. И результаты этого видны уже сегодня. Белорусское общество практически готово придать мученический облик не тем 15 погибшим в результате взрыва 11 апреля 2011 года, а тем, кого белорусский суд официально признал виновными в теракте, приговорив их к высшей мере наказания. Белорусское общество практически готово пожертвовать будущим своих детей, ради сиюминутной зарплаты в 500 долларов. Белорусское общество уже готово забыть свои историю, культуру и национальные традиции, подменив их пресловутым дуализмом - "чарка и шкварка". Подобная трансформация, происходящая сегодня с белорусами, по всей видимости, уже в ближайшее время поставит их перед нелегким выбором: пересмотреть свою современную систему ценностей или отказаться от надежды на будущее.