Эксперт: Между стратегическими посылами Путина и реальными достижениями внешней политики РФ - пропасть
Назначение вице-премьера
На мой взгляд, назначение Дмитрия Рогозина специальным представителем президента России по Приднестровью необходимо рассматривать не только в привязке к региональной ситуации, но и в контексте российских внутриполитических процессов.
В российской власти происходят, возможно, самые серьезные политические изменения за всю новейшую политическую историю. Статьи
Ориентируясь на обозначенные контуры можно сказать, что новый политический курс будет кардинально отличаться от политики прежних лет, в том числе и от политики самого Путина в период его первого правления. Это может означать, что в скором времени мы с вами станем свидетелями появления новых заявлений в духе знаменитой "Мюнхенской речи".
Безусловно, новые потребности российской власти приведут в публичную политику новых или "новых старых" людей, к числу которых однозначно принадлежит и Дмитрий Рогозин.
Появление таких людей не носит спонтанный характер. Очевидные провалы с так называемой "перезагрузкой" и "новой архитектурой европейской безопасности" поставили Россию на грань внешнеполитического банкротства. Даже отстраненному наблюдателю очевидно, что между стратегическими посылами Путина и реальными достижениями российской внешней политики лежит пропасть.
Восполнить пробелы можно только приводом во внешнюю политику людей однозначно ориентированных на выполнение задач нового уровня и однозначно разделяющих политику Путина. На мой взгляд, Дмитрий Рогозин принадлежит к числу таких людей. Однако в этом контексте не стоило бы прогнозировать резкого перехода к фазе конфронтации между Россией и Западом, тем более, что в приднестровском вопросе существуют определенные предпосылки к переходу в фазу кооперации, которая возможна только с учетом возрастающей роли России в регионе.
По моему мнению, не существует линейной связи между тем, что Рогозин курировал проблематику ПРО и растиражированными в СМИ версиями о возможном размещении в Приднестровье ракетных комплексов "Искандер" или использовании РЛС. Это сложная и неоднозначная тема. Не хотелось бы видеть Приднестровье в качестве точки отсчета в новой "холодной войне", однако, и в этом вопросе возможны определенные подвижки, связанные с желанием России усилить свое региональное влияние.
В отношении процесса приднестровского урегулирования, прежде всего, стоит обратить внимание на то, что хаотические движения вокруг отношений Республики Молдова и Приднестровья привели к возникновению совершено абсурдных тем для обсуждения. Например, к теме равенства сторон за столом переговоров, что в принципе не может оспариваться никем из участников процесса. Очевидно, что этот хаос во многом возник из-за того, что Россия с 2006 года ни разу не обозначила свою четкую и ясную позицию по приднестровской теме. С одной стороны, Москва заявляет о территориальной целостности Республики Молдова, с другой - настаивает на выполнении ранее подписанных договоренностей и равенстве переговорных позиций Кишинева и Тирасполя. Такая невнятная позиция возбудила у молдавской стороны иллюзии относительно достижимости цели т.н. "реинтеграции страны". Сейчас России придется вносить ясность в данный вопрос.
Думается, что будет излишним предугадывать этот процесс и заниматься домыслами, но внесение определенных корректировок в позицию России и связанных, в том числе с назначением Дмитрия Рогозина, является очевидной перспективой.