Начавшаяся в России политическая реформа, и, в частности, ожидание всенародных выборов глав регионов заметно оживили подковерную политическую жизнь Дагестана. Группы, имеющие свои виды на пост главы республики, пошли на активные информационные "запуски".
Но главное в этом вопросе - чего хочет Владимир Путин? По нашему мнению, возвращающемуся на свой пост президенту России нужен стабильный Дагестан с руководством, отвечающим за ситуацию. Выборы президента России закончились в республике с хорошим процентом в пользу Путина, и это результат действующего главы Магомедсалама Магомедова. Но слухи о борьбе за кресло главы республики в обществе все равно растут, и мы решили проанализировать эти процессы, а также выяснить, что за группы и альянсы могут повести борьбу за власть в регионе, каковы их сильные и слабые стороны.
Союзы и альянсы
Мы видим, что существуют две московские группы, имеющие интерес к республике. Одна сконцентрирована вокруг члена Совета Федерации Сулеймана Керимова, а другая - вокруг бизнесменов Зиявудина и Магомеда Магомедовых. Эти две группы заняты виртуальной борьбой за лидерство в республике, хотя некоторые их представители, на наш взгляд, далеки от проблем республики и дагестанцев в целом.
Во времена прошлого главы республики Муху Алиева поднимался вопрос о том, что действия некоторых олигархов направлены против республики и ориентированы на саботаж действий республиканской власти. Эксперты, придерживающиеся мнения, что это наблюдается и в настоящее время, приводят недавний пример с ОАО "Дагестанские авиалинии", сотни сотрудников которого остались без работы. Основными "потерпевшими" во всех случаях, когда не реализовываются какие-то проекты, заявленные московскими группами, оказываются простые люди: не оправдываются их ожидания на получение работы, улучшение жизни. Претензии "московских" на лидерство в республике, если они не опираются на реальных политиков на местах, так и остаются претензиями.
Перейдем к основным группам, которые на сегодня имеют реальное влияние на политическом поле республики. Первая - это команда главы республики Магомедсалама Магомедова, наделенная государственной властью и фактически решающая основные вопросы внутри Дагестана. Вторая - группа мэра Махачкалы Саида Амирова, которая контролирует столицу, а также имеет определенное влияние на районы, населенные даргинцами. К этой группе примыкает и глава города Дербент Имам Яралиев. Лидер этой группы Амиров заявляет о том, что он полностью поддерживает главу республики Магомедсалама Магомедова. Третья - это группа главы города Хасавюрт Сагидпаши Умаханова, ориентированная на лидерство среди аварцев и контролирующая интернациональный Хасавюрт. Четвертая группа собралась вокруг руководителя дагестанского отделения Пенсионного фонда РФ Сагида Муртазалиева. Она интегрирована в команду действующего главы республики и контролирует север Дагестана, кроме Ногайского района, а также отчасти запад Нагорного Дагестана.
На сегодня из-за обострения оперативной ситуации в республике стали муссироваться слухи, о том, что Владимир Путин может не сохранить пост главы республики за Магомедсаламом Магомедовым. В связи с этим пошли разговоры, что у главы республики есть какие-то договоренности с "московскими" группами. Звучат, например, версии о том, что в случае, если главой Дагестана станет Магомед Магомедов, то нынешний глава получит пост председателя правительства. Озвучивается и вариант с "керимовской" группой: если ее представитель возглавит республику, нынешний глава станет спикером Народного Собрания. Председателем правительства тогда может стать представитель аварцев, депутат Госдумы Магомед Гаджиев. Эти версии, хотя нигде публично не заявляются, имеют активное хождение в республике.
Однако, если анализировать действия Владимира Путина, то станет очевидным, что президент России не показывал особого желания приводить к власти олигархов. Имея огромные ресурсы, олигарх, претендуя на пост главы республики, преследует только политические цели. А как наша российская власть рассматривает такие поползновения, мы уже хорошо знаем. Проявлять же себя крупные бизнесмены могут, и не влезая в политические интриги, примером чего служит история с ФК "Анжи" Сулеймана Керимова. Среди уроженцев и выходцев из Южного Дагестана, конечно же, есть упорное желание видеть главой республики Сулеймана Керимова, но при беспристрастном анализе очевидно, что у власти в республике он стоять не будет.
Нам пришлось слышать от некоторых республиканских чиновников версии, что депутат Госдумы Магомед Гаджиев станет главой республики или на худой конец председателем правительства. Но ожидать этого, по нашему мнению, сложно. Вне республики Гаджиев имеет огромные возможности и доступ к материальным ресурсам, а придя в республику, он завязнет в рутине местных проблем. Сейчас Гаджиев во многом регулирует контакты дагестанцев с Сулейманом Керимовым, но если Гаджиев перейдет на работу в Дагестан, эта схема будет нарушена: загруженность республиканскими проблемами и работой на месте не даст ему исполнять нынешние функции. Кроме того, лидеры названных четырех дагестанских политических групп видят Гаджиева в Москве, где он не особенно мешает их интересам, но никак не в Дагестане. Приход Гаджиева в Дагестан повлечет передел сфер влияния в республике и может сопровождаться конфликтом с местными элитами.
Аналогичная ситуация и с братьями Магомедовыми. Но, согласно циркулирующим среди местных политиков слухам, они могут быть заинтересованы в том, чтобы пост главы региона занял Умахан Умаханов (зять Магомедовых, депутат Госдумы РФ) или Сагидпаша Умаханов. Тогда им для традиционного альянса с даргинцами нужен политик из этой среды, коим может стать Саид Амиров, имеющий влияние и на лезгин. В этом случае пост председателя правительства может занять сын мэра, нынешний депутат Народного Собрания Магомед Амиров. Однако и в этом случае возникнут свои проблемы. Саид Амиров - самостоятельная фигура в Дагестане уже на протяжении последних двадцати лет, и среди действующих политиков республики на данный момент не найти другого, кто в такой степени владел бы ситуацией в регионе. По доминирующему среди экспертов мнению, время вывести сына на первое место в республике у Саида Амирова еще будет и в более управляемых союзах.
В этом плане показательно и интересно заявление Саида Амирова, сделанное по поводу проведенного sms-голосования за кандидатуру главы республики нашими коллегами: "В связи с тем, что у нас с президентом Республики Дагестан единое направление работы и программа по обеспечению социально-экономического развития республики и поднятию уровня жизни населения, прошу своих сторонников поддержать в голосовании Магомедова М.М.". Учитывая такую позицию Амирова, уровень влияния которого мы уже обозначили, а также нацеленность на поддержку курса президента многих других политиков республики, понятным становится восприятие Магомедсалама Магомедова в качестве безусловного лидера в республике, где пока есть только одна команда - это команда главы республики, а остальные объединения политиков - это не команды, а только группы.
Есть также мнение, что Москва будет рассматривать для Дагестана и проект создания системы власти, аналогичный существующему в кадыровской Чечне. В этом случае на роль первого лица прочат Сагида Муртазалиева. Согласно этой версии, Москва дает полномочия первому лицу, такие же, как и чеченскому главе, а он будет нести ответственность за происходящее в республике напрямую перед Владимиром Путиным. Слабые стороны этой модели в следующем. Во-первых, Сагид Муртазалиев сейчас в команде действующего главы республики. Во-вторых, в Чечне преобладает один этнос, а в Дагестане их много. Надо учесть и холодные отношения окружения Сагида Муртазалиева с группами Саида Амирова и отчасти Сагидпаши Умаханова.
Все эти прогнозы, связанные с постом главы Дагестана, вероятно, возникли из-за ожидания, что президент России после инаугурации начнет по-новому расставлять акценты на местах и это ожидание политические игроки республики решили использовать в свою пользу. Ожидания перемен в регионе связаны, по нашему мнению, и с теми митинговыми страстями, которые бушевали в республике до выборов президента. Учитывать надо и то, что в свое время Владимир Путин отнесся очень благосклонно к союзу Магомедсалама Магомедова с Сулейманом Керимовым.
На наш взгляд, союзы этих политических групп между собой и в тандеме с "московскими" группами серьезно повлияют на ситуацию в республике. Команда Магомедсалама Магомедова находится у власти, и вопрос, идти или нет на выборы главы республики, у Магомедова возникнет к концу этого срока, то есть через три года. За этот период логично ожидать только усиления влияния главы республики.
Премьер-министр республики
Ожидания смены второго лица не возникают из ниоткуда. Для них существуют свои причины. По нашему мнению, это связано с фигурой премьер-министра Магомеда Абдуллаева. Действия слабого премьера вызывают ощущение дисбаланса политической системы в республике. Возьмем недавнюю ситуацию с руководителем Управления ФНС России по Дагестану Умаханом Джабраиловым, когда группа Сулеймана Керимова защитила близкого ей человека на республиканском посту. Позиция Абдуллаева по данному и многим другим вопросам неясна. Поэтому все и ожидают, что произойдут кардинальные изменения именно в составе правительства республики.
На этот пост рассматриваются несколько кандидатур. Это директор республиканского филиала "Россельхозбанка", бывший вице-премьер Гитиномагомед Гаджимагомедов, который сохранил свою команду в аппарате правительства, долгое время работал под началом отца нынешнего главы региона Магомедали Магомедова, считается его воспитанником, проверенным временем, не подводившим и не предававшим его. На посту вице-премьера Гаджимагомедов курировал все крупные экономические проекты.
Не исключается некоторыми в качестве кандидата в премьеры и вице-премьер Ризван Газимагомедов - труженик и исполнитель, выходец из команды Саида Амирова. Про вариант с премьерством Магомеда Гаджиева мы уже писали. Одновременно говорят и о возможном приходе на этот пост Магомеда Садулаева - директора Дербентского завода игристых вин, которого поддерживает Магомед Гаджиев, приходящийся ему родственником. Последний вариант, по некоторой информации, не прошел стадию согласования с президентом Дагестана. В политических кругах в этой связи называется также кандидатура директора дагестанского филиала ОАО "РусГидро" Тимура Гамзатова. Но более серьезным кандидатом на пост председателя правительства некоторые эксперты считают постоянного представителя Дагестана при президенте РФ Гаджи Махачева.
Не будем полностью исключать и возможность сохранения за Абдуллаевым занимаемого им поста, ведь ожидания, что его покровитель станет премьер-министром России, пока еще в силе. Не исключено, что на должность премьера может быть привлечен какой-либо молодой перспективный руководитель, имеющий хорошее образование, опыт хозяйственной работы и способный сотрудничать с новым правительством России.
Марко Шахбанов - главный редактор газеты "Новое дело" (Махачкала)
Магомед Абдурашидов - обозреватель газеты "Новое дело".