Вкусы Минтимера Шаймиева уродуют культурное наследие народов Татарстана: мнение
Москва, 22 марта, 2012, 19:17 — ИА Регнум. Нынешняя деятельность бывшего президента республики
Кроме решения насущных проблем, которые имелись у Свияжска и Болгара, Шаймиев пошел по пути создания мифов и их материализации в виде соответствующих сооружений. Так, год назад Свияжск попытались объявить булгарским поселением, поскольку еще во времена Волжской Булгарии и Золотой Орды на территории острова якобы жили предки современных татар. Обосновать эту гипотезу "мудрого Бабая" взялись татарские археологии из Института истории местной Академии наук Татарстана, которые быстро обнаружили "мусульманский след" в культурном слое города. Это дало повод тут же заявить о необходимости построить мечеть в центре Свияжска, правда, непонятно для кого, если учесть, что среди 228 жителей острова сейчас нет ни одного татарина (223 русских и 5 грузин).
Как выяснилось позже, "мусульманский след" в Свияжске - это всего лишь предполагаемые захоронения воинов Шах-Али - касимовского хана, усердно помогавшего
Та же ситуация сегодня происходит и в древнем Болгаре. Легенду о прибытии трех сахабов - сподвижников пророка Мухаммеда - Абдрахмана ибн Зубаира, Зубаира ибн Жагдаха и Талха ибн Гусмана в 631 году в Болгар Шаймиев признал исторически реальным фактом, хотя сами булгары - предки казанских татар - появились в Среднем Поволжье только во второй половине VII века. Однако, несмотря на явный вымысел, на территории Болгарского музея-заповедника был установлен памятный знак, посвященный этому событию. И на этом "возрождение мусульманской святыни" не закончилось.
Одновременно с установкой памятных знаков мифическим персонажам Минтимер Шаймиев инициировал на территории исторического комплекса строительство Музея хлеба. Совершенно неясно, к чему его необходимо было строить именно в Болгаре - город, как известно из исторических источников, славился больше своими ремеслами - ювелирным и кузнечным делом, торговлей. Там гораздо уместнее было бы построить музей этих атрибутов городской жизни, а Музей хлеба можно было построить в любом другом райцентре Татарстана. Однако выбран был именно Болгар.
Но и на этом креатив не иссяк - на пожертвования, собираемые в фонд "Возрождение" по всей республике и за ее пределами, в Болгаре затеяли строить резиденцию муфтия, хотя у Духовного управления мусульман Татарстана давно есть свое здание в центре Казани. Может быть, Минтимер Шаймиев полагает, что нынешний глава мусульман республики
Что касается эстетических взглядов госсоветника, то можно отметить его страсть к роскоши и большим размерам. Взять тот же "самый большой Коран в мире", в прошлом году изготовленный для Болгара по заказу того же фонда "Возрождение" в Италии за 1 млн евро, украшенный золотом и драгоценными камнями, который пока хранится в холле казанской мечети "Кул-Шариф". Этот Коран, который никто не может прочитать (чтобы просто открыть его, требуется помощь двух людей), будет храниться как музейный экспонат и никогда не послужит своим непосредственным целям.
Правда, и тут с идеей попасть в историю ислама вышел прокол: через месяц после доставки Корана из Италии в Казань выяснилось, что самый большой Коран в мире сделали в Афганистане, причем, в отличие от татарстанского, он рукописный. Чтобы остаться в Книге рекордов Гиннеса, куда был занесен татарстанский экземпляр, в Казанском кремле поспешили уточнить, что в Казани "самый большой печатный Коран". Это, по мусульманской традиции, значительно снизило его ценность, поскольку труд машины не сравним с многолетним трудом человека.
Последним достижением, точнее, апофеозом гигантомании, стал заказанный Минтимером Шаймиевым у бурятского скульптура Даши Намдакова 12-метровый памятник "Хранительница". Монумент представляет самку барса с восемью сосками, крыльями летучей мыши и лапами, заканчивающимися подобием крысиных когтей. Именно это произведение современного искусства госсоветник Татарстана планирует установить в Болгаре 21 мая - в канун 1090-летия официального принятия ислама в Волжской Булгарии.
Первоначально "Хранительницу" планировалось установить рядом с новой мечетью, но татарская мусульманская общественность, до последнего момента молча наблюдавшая за экспериментами госсоветника, обратилась лично к президенту
Как известно, желание заказчика - закон. Хотя по мусульманским традициям изображения людей и животных, тем более, в виде скульптур, не допустимы, особенно в том месте, которое в Казани усиленно позиционируют в качестве "центра российского ислама". Без сомнения, все это даст лишний повод ваххабитам обвинять татар-ханафитов, совершающих зиярат (посещение святого места) в Болгаре, в идолопоклонстве. Православным же остается только молиться, чтобы ничего подобного не случилось в Свияжске.
Раис Сулейманов, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ