Юрий Баранчик: Белоруссия хочет втянуть Кремль в конфликт с ЕС
В последние дни в СМИ идёт оживленная дискуссия относительно возможности введения новых визовых и экономических санкций со стороны Европы в отношении официального Минска и приближенных к белорусской власти бизнесменов. Свое мнение по данным вопросам в интервью ИА REGNUM высказал 18 марта руководитель информационно-аналитического портала "Империя"
ИА REGNUM: Какова сейчас в общих чертах внешнеполитическая линия официального Минска?
Начиная где-то с 2000 года внешняя политика республики представляла собой маятник, который качался из одной стороны (РФ) в другую (Запад), выжимая максимальные преференции из каждой из сторон. Такая типично лимитрофная политика сталкивания лбами крупных игроков. С годами, в ходе снижения возможностей геополитического и экономического маневра, периодичность колебаний мятника стала увеличиваться, а где-то после 2006 года госаппарат уже не успевал следить за внешнеполитическими колебаниями официального Минска. В результате, просуществовав в чрезвычайно перегруженном состоянии в 2010-2011 годах, этот маятник сломался, и республику вынужденно прибило к берегам
Кроме того, маятник работал не только в результате усилий белорусских властей, но и благодаря позиции части европейской и российской элиты, которые использовали его работу в своих интересах. Теперь же, когда, по верному замечанию одного из аналитиков, маятник застрял в одной из крайних точек амплитуды, у российской и европейской стороны существуют большие вопросы относительно того, надо ли запускать его снова. Поэтому если раньше Европа была готова заигрывать с официальным Минском с целью навредить интеграционному проекту Москвы на территориях бывшего Советского Союза, который сегодня воплощается в виде ЕЭП, то сегодня, думаю, она пришла к другим, гораздо более жестким выводам в отношении официального Минска. И может изменить свою позицию только в том случае, если белорусская власть пойдет на уступки, прежде всего, это касается политзаключенных. Этот шаг на некоторый период сможет реанимировать маятниковую стратегию Минска.
ИА REGNUM: Если разложить ситуацию на составные, то в чем состоит сегодня интерес Белоруссии?
Политические интересы заключаются в продлении жизни той политической модели власти, которая сложилась в республике в последние два десятилетия. Экономические интересы заключаются в обеспечении выживания политической модели. Однако реформирование, как политическое, так и экономическое, воспринимается не как необходимость, а как зло, с которым предпочитают бороться.
ИА REGNUM: Оппозиционные эксперты говорят о том, что Европе выгодно поддерживать
Думаю, сегодня это уже не так. С одной стороны, происходящие в мире события подталкивают Европу к действиям, иначе она потеряется как субъект геополитики в мире. Именно с этим связаны ее действия на африканском континенте, в отношении которого она проводит сегодня политику неоколониализма, и это проявляется не только в отношении Ливии, но и еще в отношении многих африканских стран. С другой стороны, и официальный Минск перешел некий Рубикон в отношениях с Европой, в результате чего в ЕС принято решение перейти к ужесточению своей позиции. Спрашивается, в чем проблема выпустить политзаключенных, особенно после того как вся прозападная оппозиция разгромлена? Считаю, что эта проблема надумана. В той же России оппозиция представлена в парламенте, страна развивается. Это говорит о том, что и официальный Минск специально раздувает противостояние, чтобы затащить в него еще и Москву.
Соответственно, Европе сегодня выгодна смена белорусской власти, т.к. играя только с одним Лукашенко, Россия не создала здесь своего политического лобби. У России здесь нет ни одной серьезной общественной организации, не то, что партии. Соответственно, если власть поменяет избирательное законодательство в пользу пропорциональной системы и выборы пройдут свободно, хотя бы так, как в России, то в парламенте, кроме партии власти, будут почти одни прозападные лидеры, партии и общественные объединения. Это же касается и президентских выборов - прозападных политиков в республике много, они хорошо раскручены, создана целая сеть прозападных СМИ, поэтому в ходе выборов, в которых будут соблюдены хотя бы минимальные требования к прозрачности процедуры и осуществлен прозрачный подсчет голосов, победит не кандидат от власти, на которого будет возложена ответственность за все те беды, которые пережили белорусы в последние годы, а кандидат от прозападной оппозиции.
В итоге Россия получит здесь белорусский вариант Ющенко с возможным пересмотром, если победит какой-нибудь национал-радикал из рядов БНФ или "За свободу", приватизационных сделок. Т.е. России действительно надо поддерживать Лукашенко, который, судя по всему, сделал окончательный выбор в пользу евразийской интеграции и союза с Россией, в то время, как Европа, как никогда ранее, на фоне кризиса в Белоруссии заинтересована как раз-таки в смене власти, в свободных выборах как парламента, так и президента. Поэтому, т.к. внешнеполитические качели официального Минска почти выработали свой ресурс, Европа для расширения того экономического кризиса, который сейчас в Белоруссии, и активации трений в среде чиновничьей, силовой и бизнес-элиты, вполне может ввести как визовые санкции в отношении приближенных к власти бизнесменов, так и некоторые экономические санкции.
ИА REGNUM: Какие последствия могут быть в случае введения визовых санкций в отношении некоторых белорусских бизнесменов?
Они вынуждены будут свернуть свой бизнес с Европой и переориентировать свой бизнес на арабские страны и страны
ИА REGNUM: Какие экономические санкции может ввести Европа?
Думаю, пока ЕС не решится на серьезные шаги, к которым может быть отнесен только запрет на экспорт нефтепродуктов. Полагаю, пока могут быть введены некоторые точечные санкции, к которым можно отнести запрет на экспорт белорусской нефти или лакокрасочных материалов. В цифрах ситуация выглядит следующим образом. В стоимостном выражении нефтепродукты составляют 22,3% всего экспорта Белоруссии на европейский рынок (или 9,2 млрд. долларов), растворители и разбавители сложные - 3,8% (1,6 млрд. долларов), нефть сырая - 3,2% (1,3 млрд. долларов), при том, что почти вся белорусская нефть идет в Германию. Т.е. Европа может пойти на то, чтобы ударить по экспорту нефти или растворителей из Белоруссии, т.к. эти позиции для Европы абсолютно не принципиальны.
Хотя и экспорт нефтепродуктов из Белоруссии для Европы тоже величина небольшая. Если посмотреть на ситуацию с запретом экспорта нефти из Ирана, то Европа пошла на гораздо более сложные для себя условия и даже рост цены на нефть на 15%, только для того, чтобы попробовать оказать давление на руководство Ирана. Как показывает анализ, незаконное решение Евросоюза о введении нефтяного эмбарго против Ирана через 6 месяцев привело к подорожанию иранской нефти на 20 долларов, что принесет Тегерану в общей сложности не менее 10 млрд. долларов прибыли. Одним из важнейших событий, имевших место после утверждения проекта эмбарго на закупку иранской нефти
Т.е. в случае с Ираном Европа нанесла удар по своим нефтяным интересам в размере около 14,5 млрд. долларов - это годичная стоимость экспортируемой в Европу нефти из Ирана по старым ценам. Если Европа пошла на этот шаг, то она вполне может пойти и на то, чтобы отказаться и от импорта белорусских нефтепродуктов на сумму в 9,2 млрд. долларов. Вместе с тем, что происходит в реальности? Иранская нефть идет в Европу, только под другим названием. То же самое будет и с белорусскими нефтепродуктами и нефтью, только схемы будут иными и возрастут издержки, что также приведет к снижению той прибыли, которую получает официальный Минск. Российский нефтяной бизнес серьезного ущерба не понесет.
ИА REGNUM: В чем сегодня заключаются европейские интересы в отношении Белоруссии и что в этих условиях будет делать официальный Минск?
В последнее время США и ЕС заняли в отношении официального Минска гораздо более жесткую позицию. Это связано с тем, что определенные силы на Западе заинтересованы в выстраивании новой Берлинской стены в отношениях с Россией, только уже гораздо ближе к российским границам. Поэтому они используют конфликт с Белоруссией для того, чтобы втянуть в него Россию. Если же Россия позволит себя использовать подобным образом, то тем самым даст лишний повод обвинять себя в поддержке авторитарного режима. Думаю, официальный Минск пойдет до конца с целью втащить в этот надуманный обеими сторонами конфликт и Москву. По сути, Белоруссия провоцирует Европу на введение экономических санкций, чтобы втянуть в конфликт Кремль, чтобы уйти под его полное политическое покровительство, а затем обязать взять экономику республики на полное содержание, но при этом так, чтобы не предпринимать никаких шагов по ее реальному реформированию.
ИА REGNUM: Что делать в этой ситуации Москве?
Здесь очень сложная ситуация. С одной стороны, конечно, необходимо защитить союзника от внешнеполитических угроз. С другой стороны, нельзя допустить, чтобы конфликт по линии европейских столиц и Минска стал конфликтом Евросоюза и США с Россией. А именно это и пытается сейчас сделать официальный Минск для того, чтобы Россия взяла республику на полное содержание. Тогда, естественно, ни о каких реформах и о выполнении требований того же Антикризисного фонда ЕврАзЭс не может быть и речи - Белоруссию надо брать на содержание в полном объеме и при этом не иметь права требовать от руководства страны никаких политических и экономических реформ. На мой взгляд, такая конструкция, полным ходом ведущая к созданию европейской Северной Кореи, глубоко ущербна как для белорусского, так и для российского народов, и России, как геополитическому центру Евразии, принципиально не нужна. России нужна свободная, демократическая Белоруссия, которая самостоятельно обеспечивает свое социально-экономическое развитие. Поэтому нынешняя позиция Москвы правильная - она осуждает введение санкций со стороны ЕС. Вместе с тем, на мой взгляд, необходимо дать сигнал и официальному Минску о том, что Москва не заинтересована в возведении новой Берлинской стены, и что официальный Минск должен самостоятельно предпринять необходимые для выхода из данной кризисной ситуации шаги, а не спихивать решение этого вопроса на Москву.