В Казани обсудили влияние арабских революций на мусульман России и Татарстана
Москва, 13 марта, 2012, 19:59 — ИА Регнум. Последствия геополитических изменений в арабском мире и их воздействие на российских мусульман обсудили в Казани на круглом столе "Влияние арабских революций на Ближнем Востоке на мусульман России и Татарстана".
Председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), директор Центра изучения Корана
Именно Кардави, считает Фарид Салман, неоднократно демонстрировал свои антироссийские настроения как в 1990-е годы, когда Россия вела борьбу с боевиками на Северном Кавказе, так и сейчас. А в преддверии возможной зарубежной интервенции в Сирию он активно призывал мусульман к бойкоту России. Однако, подчеркнул Салман, из всех российских муфтиятов заявления катарского русофоба осудили пока что РАИС и ДУМ Татарстана в лице председателя его Совета улемов Рустама Батрова.
Заведующий кафедрой исламского права Российского исламского университета Мухаммед Муратов предложил разделять арабскую оппозицию на конструктивную и неконструктивную. "Когда в государстве не созданы условия для поступательного развития общества, неизбежно будет критика правительства. Но те, кто критикуют, могут это делать с предложением конкретных решений накопившихся и нерешаемых государством проблем - такая оппозиция будет полезна умме, и ислам к этому относится положительно. Другое дело, когда оппозиция предлагает свергнуть свое правительство, при этом открыто призывает к вооруженному вторжению на территорию своего государства зарубежных стран. Такая оппозиция не может с точки зрения ислама быть признана благом для уммы", - уверен ученый.
По мнению Муратова, дальнейшее продолжение перманентной арабской революционной волны неизбежно приведет к укреплению фундаментализма, с чем в итоге придется (и уже приходится сталкиваться) российским мусульманам.
Председатель казанского Общества ревнителей истории Василий Ордынский обратил внимание на "революционную" риторику агитации в среде закамских ваххабитов в Татарстане. Так, в начале марта 2012 года по школьным и дошкольным учреждениям Нижнекамска (третий по численности город в Татарстане) ходили проповедники и говорили учителям и детям, что нужно ходить на занятия в вечернее медресе, в котором преподают выпускники печально известного медресе "Йолдыз" в Набережных Челнах (студенты "Йолдыз" воевали на стороне боевиков во время второй чеченской войны 1999-2001 годов). При этом в своей агитации бородатые визитеры говорили, что "скоро и у нас будет революция, как в Египте и Ливии".
Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов обратил внимание на попытки инспирировать арабский сценарий развития событий в ходе последних массовых акций протеста в России с помощью российских мусульман. По мнению эксперта, активно принять участие в декабре 2011 года в "белоленточном движении" стремилась группа исламистов, объединившая вокруг так называемой "Исламской гражданской хартии". Под ней подписались такие персонажи как позиционирующий себя в качестве "умма-строителя" Ринат Мухаметов, председатель Исламского комитета России
От Татарстана эту декларацию подписали лидер набережночелнинских национал-сепаратистов
Как это не покажется странным и удивительным, считает Сулейманов, но "либералы и исламские радикалы находят полное взаимопонимание между собой в плане ненависти к российскому государству". "Если заглянуть на фундаменталистские интернет-сайты, то для них характерна либерально-правозащитная риторика подачи материалов о якобы притеснениях мусульман в России, об отсутствии гражданских свобод в России, как будто для них идеалом является западная форма демократии. Многие наивные или сознательно настроенные на их поддержку либералы покупаются на подобную фразеологию и лексику, становясь адвокатами и защитниками мусульманских радикалов. В итоге получается весьма оригинальный винегрет из антироссийски настроенных сил: от либерастов до ваххабитов", - отмечает исследователь. В Казани, по его мнению, к части митинговавших пытались примкнуть салафиты из Закамья.
В итоге участники круглого стола сошлись во мнении, что в арабских странах после осуществленных и предстоящих в будущем государственных переворотов произойдет уничтожение традиционных для этого региона форм ислама, в том числе, физическое уничтожение представителей суфизма, что обернется усилением ваххабизма и ихванизма. А те центры религиозного образования, которые посещали российские мусульмане, в частности, университеты Каира и Дамаска, ждет окончательная салафитизация, после чего отправка на обучение или даже стажировку туда россиян будет еще более усиливать радикализацию мусульманской уммы России.
В конечном итоге постреволюционный арабский мир будет стремиться навязать новые ценности и мировоззренческие установки радикального фундаментализма российским мусульманам.