Созван Национальный Совет - высший консультативный орган по урегулированию Кипрского вопроса при Президенте Турции. Он призван услышать и определить позиции парламентских партий второго ранга относительно перспектив кипрского урегулирования. Совет уже заслушал позиции всех лидеров парламентских партий по этой проблеме. Речь идет о результатах недавней пятой встречи в Нью-Йорке президента Кипра Димитриса Христофиаса с Генеральным Секретарем ООН Пан Ги Муном и лидером турок-киприотов Дервишем Эроглу.
Многолетняя кипрская проблема, возникшая в период "холодной войны" при определенных условиях, складывавшихся тогда в Средиземноморье, сейчас все больше стала напоминать многослойный пирог. Втиснутая в систему геополитики, кипрская проблема начинает приобретать такой характер, когда ее урегулирование на основе двухсторонних соглашений становится практически невозможным.
Летом 2012 года Кипр должен занять пост председателя Евросоюза. В ответ Турция пригрозила "заморозить" все свои отношения с ЕС. Но на такой шантаж Европа не отреагировала. По словам главы МИД Кипра Эрато Козаку-Маркулли, " восемь так называемых глав на переговорах о вступлении Турции в ЕС могут быть "разморожены" в том случае, если Турция реализует протокол к Соглашению об ассоциации с ЕС, который требует от нее, в частности, открыть свои порты для судов Кипра как страны-члена ЕС". Но после того, как Турция пошла на обострение отношений с Израилем, в образовавшуюся интригу был вброшен новый острый сюжет. "Неожиданно" в декабре 2011 года американская компания Noble Energy обнаружила на 12-м блоке кипрского шельфа месторождение, содержащее, по предварительным оценкам, от 140 до 230 млрд. кубометров газа. Специалисты сразу выдали этой находке высочайшую оценку: ее стоимость может достичь 80 млрд. долларов, что в три раза превышает ВВП Кипра и в 6 раз - размер его внешнего долга. Помимо этого, как утверждают эксперты, дальнейшие изыскания обнаружат новые месторождения газа и, вероятно, нефти. Правительство ТРСК сразу заявило протест: никакие работы на шельфе не могут проводиться до тех пор, пока не урегулирован правовой статус Кипра. В этой связи премьер-министр Турции Эрдоган пригрозил отправить к берегам Кипра и Израиля боевые корабли. Но такой ход Никосия просчитала, подписав с Израилем договор об оборонном сотрудничестве.
Затем был объявлен второй тендер, в который были приглашены более 30 компаний из разных стран мира, в том числе и из России и Китая. Кстати, Россия передала Кипру транш в размере 2,5 млрд. евро, что является демонстрацией ее готовности принять участие в разворачивающей "большой игре" в Восточном Средиземноморье, в регионе, который Турция считает непосредственной зоной своих национальных интересов. Одновременно китайская госкомпания China National Offshore Oil Corporation (CNOOC) также заявила о готовности инвестировать в разработку газового месторождения у побережья Кипра. Поэтому контуры конфликта Турции с Россией и Китаем, которые наметились в Сирии, могут в скором времени проявиться и на кипрском направлении. "Мы не преуменьшаем серьезность вызывающих заявлений и угроз, которые использует Анкара для продвижения своей позиции, не имеющей никаких законных оснований, - так комментирует ситуацию глава МИД Кипра. - При этом мы настаиваем на том, что избежание напряженности, создание добрососедских отношений и уважение к международному праву служит интересам всех стран региона, включая Турцию". Также, по словам министра, Евросоюз поддерживает Кипр в том, что касается председательства этой страны в Совете Европейского союза во второй половине 2012 года.
Теперь обратим внимание на общеевропейский политический фон, складывающийся для Турции. Сейчас многие сообщения турецких СМИ стали напоминать то, о чем писала Европа в первой половине 19-го века об Османской империи. Решения Европейского союза по Турции стали почти копировать политическую стилистику созданного русским императором Александром Первым в Европе "Священного союза ". Так в резолюции Комитета по иностранным делам Европарламента, принятой подавляющим большинством голосов, содержится призыв к Турции решить проблемы Кипра, Армении и курдский вопрос, "достигнуть прогресса в реформе судебной системы и защита гражданских свобод". А действия президента Франции Николя Саркози во многом напоминают попытки реанимировать в Турции режим капитуляций. После того, как Конституционный совет Франции отказался утвердить закон парламента о Геноциде армян в 1915 году, президент Франции распорядился подготовить новый проект закона, который " не препятствовал бы свободе самовыражения".
Дело тут не в желании обязательно вводить какие-либо санкции в отношении лиц, отрицающих факт геноцида армян, а в том, что в европейской политической повестке получает прочную "прописку" армянский вопрос. Таким образом, Анкару вводят в понятийный " вертеп". С одной стороны, Турцию стимулируют к участию в процессе "арабской весны", подчеркивая ее роль в качестве "источника вдохновения для демократизации арабских государств", с другой - категорически отрицают ее соответствие демократическим евростандартам, обвиняют в неспособности цивилизованно решать проблему со своими нацменьшинствами в целом, и с христианами - в частности. Неслучайно американский политолог Дэвид Филлипс, который в прошлом принимал активное участие в процессе армяно-турецкого диалога, в своей недавно изданной монографии обозначает наличие у Запада "плана Б" для Турции.
На днях министр Турции по вопросам Евросоюза и главный переговорщик с ЕС Эгемен Багыш в интервью британскому телеканалу BBC отметил, что "Европа в настоящее время нуждается в Турции". Но, по его словам, "Европа сегодня находится на грани экономического кризиса, а некоторые европейские политические деятели опасаются того, что утратят свои посты в результате предстоящих выборов". Любопытен и призыв Багыша: "Турция говорит: "Держись Европа: Турция идет тебя спасать, мы можем помочь!". Но выступить в роли "освободителя" в Европе Турции не удается. Буквально через несколько дней тот же Багыш в интервью издаваемой в ТРСК газете "Кипр" заявил о возможности присоединения Турецкой республики Северного Кипра к Турции. "Исследуются все варианты решения Кипрского вопроса. Решение проблемы возможно разделением и превращением в два разных государства или же присоединением ТРСК к Турции, - констатировал Багыш. - Все варианты рассматриваются. Но мы надеемся, что на Кипре будет возможно объединение двух государств в единую страну и проживание в мирных условиях. Объединение может произойти, может и не произойти".
Политические шарахания Анкары из стороны в сторону имеют свои объяснения. Романтическая ставка на то, что переживающая рецессию Европа в качестве одного из вариантов выхода из кризиса ускорит процесс вступления Анкары в ЕС, провалилась. Более того, цунами кризиса начинает постепенно приближаться и к самой Турции. На подходе выборы во Франции и Германии. В обоих случаях победа правых стоит под большим вопросом. В случае прихода к власти политиков социал-демократического толка, возможен сценарий модернизации ЕС с точки зрения сокращения численности его членов. Поэтому велика вероятность того, что Греция покинет еврозону. В будущем Афинам, скорее всего, придется искать новые коалиции. В этой связи многие греческие политики уже давно зондируют почву относительно возможного присоединения Греции к декларируемому Москвой Евразийскому экономическому союзу. При этом не исключен вариант и формирования Средиземноморского союза под эгидой Франции. Первый и второй вариант не устраивает Турцию. Поэтому министр Эгемен Багыш действует на упреждение: при определенном ходе событий Анкара может пойти на аннексию Северного Кипра.
Это - свидетельство того, что Турция, оказавшаяся замешанной на "густой" геополитике региона, готовится к пессимистическому для себя сценарию дальнейшего развития событий. Как пишет в этой связи известный армянский политолог Игорь Мурадян, события в Сирии, а также усложнение политических игр в регионах, "ускорили для Турции девальвацию понятий "союзник" и "партнер", окончательно сняли с повестки века такое понятие, как "стратегический партнер"". Кстати, в новом докладе Гейдельбергского института стратегических исследований Турция названа в числе стран, которые в 2011 году находились в состоянии войны. С Балкан ее начинает выдавливать Израиль, а на Кавказе ей приходится иметь дело с возрождающейся Россией, готовится к геополитическому броску Иран. В то же время депутат египетского парламента от исламистской партии "Братья-мусульмане" Исам аль-Ариан, возглавляющий комитет по иностранным делам, рассуждает о том, что египетское руководство должно рассмотреть способы возглавить процесс, начавшийся после революций в северо-африканских и ближневосточных государствах, и подчеркивает, что "Турция не будет управлять ближневосточными государствами". Действительно, история для турок вновь поворачивается вспять - опять в прошлое.