Николай Радов: Стоит ли Белоруссии всерьез воспринимать угрозы ЕС
Известие о новом обострении отношений между Белоруссией и
Первое - наконец-то Брюссель перешел к действительно серьезным действиям, которые смогут образумить президента Белоруссии и привести к скорым политическим и социально-экономическим переменам. Главным основанием подобной идеи является то, что Европа, скорее всего, решится ввести в отношении Минска некие экономические санкции, которые, по мнению ряда европейских аналитиков, могут окончательно разрушить белорусскую экономику за пару месяцев. Казалось бы, рациональное зерно здесь есть, так как по данным, представленным в пресс-релизе Национального статистического комитета, в январе 2012 года положительное сальдо внешней торговли товарами в Белоруссии составило 126,1 млн. долларов США (год назад наблюдался дефицит в размере 739,9 млн. долларов США), что объясняется профицитом торговли товарами (в основном нефть и нефтепродукты) со странами Евросоюза (1 млрд. 216,3 млн. долларов США). В случае реальных экономических санкций, о которых так мечтают белорусские оппозиционеры, считая, что "чем хуже, тем лучше", Минску грозит очередная волна финансово-экономического кризиса, оправиться от которого самостоятельно страна вряд ли сможет. Однако развитие по такому сценарию ограничено рядом довольно существенных проблем, которые, скорее всего, похоронят идею экономической блокады Белоруссии.
Во-первых, экономическая нецелесообразность каких-либо серьезных ограничений. Причем отказ от сотрудничества не выгоден абсолютно никому, что совсем недавно продемонстрировала Словения, не позволившая ввести санкции в отношении
Во-вторых, политическая нецелесообразность, которая выражается, в первую очередь, в боязни ЕС окончательно утратить Белоруссию, полностью "отдав" ее под влияние России. Истерия Брюсселя, которая, похоже, подогревается в основном из Варшавы, основана на стремлении противостоять российскому продвижению на Запад в любом его проявлении. Поэтому Белоруссия, как, впрочем, и Украина, представляет собой своеобразную разменную монету, которая при прочих равных может склонить чашу весов в чью-либо сторону. Вряд ли Запад намерен отдать ее России.
В-третьих, у Брюсселя все еще нет четкого объяснения того, зачем необходимо принимать те или иные санкции в отношении Белоруссии. Известно, что права человека в полной мере не соблюдаются ни в одной стране мира, так как в противном случае это грозило бы анархией и распадом ряда государственных систем. Поэтому требовать от Белоруссии того, чего в принципе нет ни в Евросоюзе, ни в США достаточно сложно. Более того, необходимо учитывать, что нынешняя конфронтация представляет собой конфликт не столько между Западом и Лукашенко, сколько между двумя культурно-идеологическими системами: западной моделью с ее опорой на индивидуализм и свободу действий, и постсоветской, где в основе лежит государственный патернализм с различными национальными особенностями. Политическая культура белорусов, сформированная на базе традиционализма, коллективизма и пассивности в общественной жизни, вряд ли в ближайшем будущем воспримет западные ценности в том объеме, в котором этого хотят в Брюсселе и Вашингтоне и, по-видимому, в ЕС это понимают. Поэтому ничего, кроме пустых разговоров о гражданском обществе, правах и свободах человека, белорусам ни Западная Европа, ни США предложить не могут. В итоге получается, что европейским политикам, по-прежнему, выгодно, чтобы в Белоруссии все оставалось так, как есть, тем более, что на "борьбу с режимом" все еще выделяются финансовые средства, которые с легкостью оседают в карманах еврочиновников.
И, наконец, в-четвертых, внешнеполитическая позиция Российской Федерации. В связи с тем, что Москва на сегодняшний день добилась многого в своих отношениях с Минском, ожидать в обозримом будущем усиления давления на Минск со стороны Кремля не приходится. Более того, несмотря на прошлые противоречия, Москва все еще готова предоставлять белорусам определенную помощь. Примером политической поддержки являются, как самостоятельные, так и совместные заявления политиков двух стран. Так, еще 24 февраля президенты России и Белоруссии выступили с совместным заявлением о недопустимости применения экономических санкций в отношении официального Минска со стороны Евросоюза и США: "президенты Белоруссии и России подтверждают недопустимость использования мер экономического давления либо принуждения в межгосударственных отношениях". Чуть позже первый зампред комитета Госдумы по международным делам
Исходя из всего вышеизложенного, приходится признать, что идея об окончательной решимости Запада "дожать" президента Белоруссии на сегодняшний день несостоятельна. На наш взгляд, более близка к реальности другая часть экспертов, которая заявляет, что белорусско-европейские отношения в скором времени вернутся к прежнему состоянию. Фактов, которые, как напрямую, так и косвенно, говорят об этом, предостаточно.
Первое. Первоначальная шумиха, которая должна была возвестить о начале новой, более жесткой политики Евросоюза по отношению к официальному Минску, закончилась звуком лопнувшего пузыря. На саммите в Брюсселе 2 марта Совет ЕС, как обычно, выразил "серьезную и глубокую обеспокоенность продолжающимся ухудшением ситуации" в Белоруссии. В итоговом протоколе саммита белорусскому вопросу даже отвели отдельный параграф, где страны Европы призвали принять "дальнейшие меры" по отношению к республике, что вызвало в оппозиционных кругах бурные аплодисменты. Правда, на большее, чем очередное расширение списка лиц, к которым будут применены визовые и экономические санкции Евросоюза в связи с тем, что они "ответственны за нарушения прав человека, репрессии в отношении оппозиции и гражданского общества в Белоруссии, а также поддерживают или являются бенефициарами режима Лукашенко", Брюссель пойти так и не решился. Очередная же отсрочка "последнему авторитарному режиму Европы" до 23 марта, когда запланировано заседание министров иностранных дел ЕС, по всей видимости, будет продлена и дальше, так как маловероятно, что за это время в Евросоюзе выработают новую программу взаимодействия с Минском.
Второе. Экономические санкции не страшат крупный белорусский бизнес так, как смена политического режима. Известно, что все так называемые белорусские олигархи обязаны своим существованием нынешней официальной власти, без которой они существовать вряд ли смогут. Поэтому и требовать от них пойти против главы государства, не предлагая взамен ничего, попросту наивно. К тому же вряд ли у поддерживаемой Западом оппозиции (если, конечно, ее не купят) в будущем изменится отношение к "пособникам режима", что значительно сужает рамки переговорного процесса с теми, кого считают "бенефициарами режима Лукашенко". В подобной ситуации Брюссель может рассчитывать лишь на то, что крупный белорусский капитал решится на поиск и поддержку оппозиции в окружении главы государства, которая будет способна обеспечить дальнейшее существование status quo в экономике, при котором и Юрий Чиж, и
Третье. Белорусские власти довольно спокойно воспринимают отъезд послов и скептически относятся к требованиям введения экономических санкций (хотя оппозиция говорит о панике в правительственных кругах). Конечно, подобное поведение можно объяснить растерянностью и непрофессионализмом большинства чиновников, находящихся у власти, однако, на наш взгляд, причина кроится не только в этом. Минск на фоне улучшения отношений с Россией и создания
Сегодняшние попытки Евросоюза отрегулировать свои отношения с Белоруссией на основе политических, экономических или каких-либо иных санкции, являются абсолютно бесперспективными. Более того, расчет европейских политиков на то, что после официального вступления в должность президента России
На наш взгляд, нынешнее обострение в белорусско-европейских отношениях необходимо рассматривать не как начало новой политики ЕС, а как желание Евросоюза сохранить лицо при осознании своей беспомощности в деле трансформации общественно-политической и идеологической модели современной Белоруссии. Так ли это на самом деле - покажет ближайшее время.