Юрий Баранчик: Россия - единственный гарант независимости и политической либерализации Белоруссии
Во второй части интервью ИА REGNUM руководитель Белорусской региональной группы Международного движения "Интернациональная Россия"
ИА REGNUM: После начала очередной белорусско-европейской дипломатической войны многие оппозиционные эксперты предположили, что эти события выгодны России накануне президентских выборов и, соответственно, за эскалацией дипломатического конфликта стоит Россия.
Это откровенный бред. Россия исторически всегда была частью Европы, страной с великой мировой культурой. В настоящее время Россия позиционирует себя как часть единого большого евроазиатского геополитического пространства от Атлантики до Тихого океана. В последние годы проведена большая работа по формированию общих в Европой пространств, начиная от экономики и политики и заканчивая культурой и визовыми обменами. Наконец, при полной поддержке Европы Россия вступила в ВТО. Т.е. Россия осуществляет планомерную и долговременную стратегию по объединению своего и европейского культурного, гуманитарного, политического и экономического потенциалов. В этом контексте России очень неудобно иметь некие "горячие точки", какой является в последние годы Белоруссия, в своем диалоге с
ИА REGNUM: Тогда кто больше всего заинтересован в раздувании белорусско-европейского конфликта?
Больше всего в этом заинтересованы реакционные силы в Европе и США, которые продолжают мыслить категориями "холодной войны" и ищут малейший повод обострить ситуацию на континенте в надежде раздуть ее до прежних масштабов. Ведь не секрет, что с каждым годом в Европе все меньше сторонников пребывания на ее территории войск США и американских ядерных арсеналов. Поэтому геополитические радикалы пытаются использовать любой повод для воссоздания новой Берлинской стены в Европе.
ИА REGNUM: Один из достаточно известных в Белоруссии оппозиционных экспертов убежден, что, во-первых, визовые санкции таковыми на самом деле не являются, во-вторых, что они неэффективны, а, в-третьих, что они имеют обратный эффект - мол, группа властной элиты становится сильнее. Согласны ли Вы с таким мнением?
Конечно, каждый имеет право на свое мнение, но если говорить по содержанию этих тезисов, то я с ними не согласен. Во-первых, и это показало воскресное интервью главы белорусского государства, официальный Минск чрезвычайно серьезно отнесся к введению визовых санкций в отношении судейского корпуса и готовящимся визовым и экономическим санкциям в отношении приближенной когорты бизнесменов. С чем это связано, в принципе, понятно. Возьмем судей. Если европейские санкции заработают, то власти могут лишиться юридической поддержки своим зачастую не совсем корректным репрессивным действиям в отношении прозападной оппозиции. Соответственно, репрессивная машина воздействия на гражданское общество, которая в последние годы почти полностью собой подменила политический инструментарий работы, начнет ломаться. Это потребует перестройки всего механизма государственной идеологии и средств воздействия государства на общество. Как любая перестройка это вызывает серьезную ломку госаппарата, поэтому он, естественно, не хочет переходить к более сложным, но, как показывает опыт той же России и прошедших в ней вчера выборов президента, гораздо более действенным механизмам работы с обществом. Ведь понятно, что если будут введены санкции, то перед судьями будет такой выбор - всю жизнь провести в республике и жить на очень низкую зарплату или, в случае давления со стороны властей, попросить политического убежища на Западе и обеспечить себе и своим детям достаточно высокий уровень жизни, работы, обучения. Понятно, какой выбор станет для судей более притягательным.
Теперь возьмем приближенных к власти бизнесменов. Если будут введены санкции, то их бизнес понесет очень серьезный ущерб. Если не прикроется совсем. Это тоже вызовет серьезное напряжение внутри властной элиты. Поэтому понятна такая жесткая реакция официального Минска - в результате введения санкций Евросоюза он лишается серьезных рычагов воздействия на внутриполитическую ситуацию, в результате чего существует большой риск того, что она начнет выходить из-под контроля. Соответственно, предположения о том, что в результате таких санкций властная группировка станет только сильнее - ничем не оправдано. Наоборот, люди начнут задавать вопросы - стоит ли из-за з/п в 500 долларов, постоянного нервного климата в стране, лишать себя нормальной жизни и жить в европейской Северной Корее. Настроения недовольства как среди чиновников, так и силовиков уже начинают довольно серьезно ощущаться в республике, особенно на фоне огромного разрыва в зарплатах со своими коллегами в России.
ИА REGNUM: Кстати, как Вы оцениваете результаты состоявшихся вчера выборов президента России?
Победа
Наибольшим сюрпризом кампании стало третье место
ИА REGNUM: Некоторые оппозиционные эксперты все время говорят о некоей угрозе потери Белоруссией своей независимости со стороны России. В том числе, обвиняют и Вас лично, и историков-западнорусистов в том, что вы видите будущее республике только во вхождении в состав России? Так ли это?
Нет, это абсолютная ложь. Нет ни одного интервью или аналитического материала, в которых я или мои коллеги по убеждениям говорили бы о вхождении республики в состав России. Скажу даже больше. Полгода назад у меня состоялся даже спор с одним оппозиционером-националистом на эту тему. Я попросил его привести хоть одно мое высказывание, которое бы позволяло об этом говорить. Он перешерстил интернет, но так ничего и не нашел. Следовательно, такие подходы - это явное искажение нашей идейной позиции. Это следствие той информационной войны, которую эти люди ведут против союза Белоруссии и России, против признания того, что белорусы - такая же ветвь русского народа, как сами русские и украинцы, что белорусский язык - это один из диалектов русского языка. И так как у них в этой войне нет никаких серьезных аргументов, т.к. даже Библию известный белорусский первопечатник
Чтобы закрыть эту тему, скажу, что мы видим Республику Беларусь самостоятельным государством в тесном союзе с Россией, целиком поддерживаем евразийскую интеграцию и не считаем, что те или иные интеграционные проекты в виде
ИА REGNUM: Кто является гарантом независимости Белоруссии - Евросоюз со своими санкциями и требованиями или предоставляющая экономическую и политическую поддержку Россия?
Что касается Евросоюза - то его главная проблема в том, что он не имеет позитивной программы развития отношений с республикой. Что он нам предлагает по сути? Залезть в такую же кредитную каббалу, как странам Восточной Европы? Спасибо, но нам этого не надо - примера нынешней разоренной, лишенной крупной промышленности, нищей Прибалтики, Греции вполне достаточно. Политические реформы? Опять-таки вопросы - а какой ценой? Принятия нынешних ценностей деградирующей Европы, все больше превращающейся в общество людей нетрадициональной ориентации, сознательно отрицающей христианские ценности, уничтожающей народы и страны во имя "золотого тельца"? Нам этого тоже не надо.
Поэтому очевидно, что сегодня гарантом независимости республики выступает только Россия, страна с братским нам народом, общей культурой и историей, менталитетом, языком. Все пошедшие годы после обретения независимости только поддержка России позволила нам избежать последствий шоковой терапии и поддерживать более-менее сносный уровень жизни людей. Ведь все прекрасно помнят - стоило только снизить России накачку экономики республики дешевыми нефтью и газом в 2008-2010 годах, как мы тут же набрали кредитов на 30 млрд. долларов и вынуждены были (на втором шаге) девальвировать в три раза национальную валюту. Уровень жизни людей упал в три раза.
Но жизнь не стоит на месте. Необходимо идти в ногу с меняющимся миром. В серьезных и продуманных реформах, не с кондачка, нуждаются все стороны общественной, политической и социально-экономической жизни в республике. Затягивание с этими реформами, которое наблюдается в последние годы, и привело нас к тому плачевному положению, которое мы имеем сегодня. Безусловно, и Россия заинтересована в том, чтобы Белоруссия была экономически развитым, самостоятельным государством с демократической системой управления. Поэтому, думаю, новое-старое российское руководство приложит определенные шаги в этом направлении, чтобы избавить республику от ненужного негативного имиджа, который мешает как белорусско-российским, так и белорусско-европейским отношениям. Соответственно, Россия будет продолжать оставаться катализатором политических и экономических реформ в Белоруссии.
ИА REGNUM: Можно ли предположить, что такого рода действия по политической либерализации и большей демократизации республики также по большей части придут со стороны России, а не со стороны Евросоюза?
Конечно. Посмотрите на только что прошедшие президентские выборы в России и сравните их с белорусскими в 2010 году. Контраст потрясающий - в России почти на всех избирательных участках стояли веб-камеры, наблюдатели вместе с кандидатами (!) имели полный доступ к процессу подсчета голосов на участках (что засвидетельствовал тот же Владимир Жириновский), сразу после выборов свободно, без ненужных репрессивных эксцессов прошли митинги. А что было у нас? Процесс подсчета - засекречен, никто из наблюдателей не допущен, после выборов - жесточайший разгон митинга, сотни людей арестованы, семь (!) кандидатов из десяти - арестованы. Общество - в ужасном и подавленном состоянии. Соответственно, речь идет и о степени доверия к власти и уровне ее легитимности.
Т.е. очевидно, что белорусским властям надо что-то делать в плане оздоровления атмосферы в социуме и перехода к более цивилизованным методам работы с гражданским обществом. Думаю, Россия в этом вопросе выскажет как свои благожелательные рекомендации, так и выступит посредником в решении последнего дипломатического конфликта между властями республики и властями Евросоюза. В этом контексте очевидно, что парламентские выборы в республике в этом году должны будут пройти совсем иначе, чем президентские в 2010. Опыт России очень контрастно показывает, в каком направлении должно двигаться развитие нашей политической системы, системы общественных отношений, социальной политики, экономики и финансов. Мир сегодня - открытая система и альтернативы умению спокойно и самостоятельно жить в открытом и меняющемся мире нет.