Между Минском и странами Евросоюза разгорается дипломатический скандал, сопровождающийся обоюдным отзывов послов. Отношения между официальным Минском, Брюсселем и рядом стран ЕС были напряженными и до 27 февраля, когда СМИД ЕС по итогам заседания в Брюсселе решил расширить список "невъездных" в Евросоюз, расширив его до 231 представителя белорусских властей - милиционеров, судей, прокуроров, ректоров вузов, сотрудников госСМИ. Все они, по мнению официального Брюсселя, являются виновными в политических репрессиях, подавлении демократических прав и свобод в Белоруссии.

28 февраля Совет ЕС утвердил решение СМИД ЕС от 27 февраля. После данного шага МИД Белоруссии 28 февраля МИД Белоруссии отозвал представителя Белоруссии в ЕС и посла Белоруссии в Польше, а также рекомендовал главе представительства ЕС Майре Море и послу Польши в Белоруссии Лешеку Шерепке "выехать в свои столицы для консультаций". К вечеру 28 февраля стало понятно, что послы стран ЕС проявят солидарность и отзовут своих диппредставителей из Минска. В ответ МИД Белоруссии заявил о бесперспективности давления на официальный Минск. О причинах масштабного дипломатического конфликта между Минском и Брюсселем в интервью корреспонденту ИА REGNUM рассказал 29 февраля белорусский политолог Андрей Островский.

ИА REGNUM: В настоящее время послы стран Евросоюза и Белоруссии готовятся вынужденно переехать в страны пребывания "для консультаций". Что означает данный шаг для Евросоюза и для Минска?

Отзыв послов для Европы означает, как и всегда, попытку морально подсластить жизнь белоруской оппозиции. Какими бы жёсткими ни были заявления еврочиновников, но они уже проговаривались, что для Европы, особенно для Польши, очень важно видеть "нерусскую" Белоруссию. То есть, Европе не нужна Белоруссия как таковая. И без неё проблем хватает. Какая-то интеграция в Европу, а на самом деле в Польшу, может быть, если белорусское правительство поменяет правила игры на европейские. Но если Минск меняет правила игры, он сразу же проигрывает. Он просто не знает этих правил, ему придётся постоянно интересоваться у Европы, правильно ли он себя ведёт. А советы из Европы будут такие, которые приведут к краху нынешнего режима и полной деградации всей той инфраструктуры, которая ещё не успела деградировать в период "газовых" и прочих войн с Россией. Но Европа не отдаст Белоруссию под полное влияние России. Европейская жадность этого не позволит. Поэтому отзыв послов и прочие демарши - это только жупелы для тех, кто любит искать в событиях только плохое.

Двуличность Европы заключается в том, что она стремится как можно серьёзнее ослабить Россию, лишив её союзников, но не собирается опекать этих союзников, если они только полностью не перейдут под контроль ЕС. Поэтому в ЕС-овских демаршах жёсткая закономерность: если страна стремиться стать "европейской", т.е. выполнять все требования Европы, какими бы убийственными для страны они не были, тогда страна имеет шанс "попасть в Европу". Если страна стремиться вести суверенную политику, она обречена на изменение режима и цветную "демократизацию" для того, чтобы на всякий случай лишить Россию даже возможности рассматривать получившееся болото в качестве союзника.

Поэтому для ЕС отзыв послов - это очередной акт пьесы про "демократию", а для Минска - очередной повод задуматься, стоит ли после этого совершать пресмыкательства перед Западом в виде членства в "Восточном партнёрстве" и игнорирования независимости Абхазии и Южной Осетии. Однако Минск пока не очень соображает, какие последствия могут получиться от заигрывания с Европой. Иначе в рядах высшего госаппарата прошли бы изменения в составе чиновников. Современная белорусская власть не в состоянии отказаться от пресмыкательства перед Европой, потому что в высших структурах находятся "еврофилы", готовые сделать всё, чтобы подчёркнуть "европейскость" Белоруссии. А это в первую очередь делается через противопоставление Минска Москве посредством наступления на русский язык (в Белоруссии началась политика расширения сферы влияния белорусского языка за счёт сокращения сферы влияния русского) и попытками уничтожить память о совместных победах предков (Отечественная война 1812 г. в Белоруссии официально не признаётся Отечественной).

ИА REGNUM: Какими могут быть действия официального Минска в данной ситуации?

В данной ситуации действия Минска могут быть различными, но, скорее всего, всё ограничится обычными завываниями по поводу, что Европа не понимает всю европейскость Белоруссии. Для того, чтобы действия возымели какое-то влияние на ЕС, нужно, чтобы жёсткие фразы подкреплялись жёсткими действиями по сохранению суверенитета. Для этого нужно основательно перетряхнуть всю белорусскую элиту, убрав из неё всех антибелорусских деятелей. В данном случае "антибелорусский" синоним "проевропейского", потому что именно Европа пытается перекроить белорусскую ментальность на свой лад, сделать из белорусов поляков, какими бы пробелорусскими фразами это ни описывалось. Одним из таких способов перекроить ментальность является белорусизация.

ИА REGNUM: Т.е. причины происходящего кроются во внутренней политике Белоруссии?

Попытка навязать искусственно придуманный полупольский язык в качестве обязательного - одна из многих. Это очень удачный ход для белорусской оппозиции. Объясняю почему. Белорусы в массе говорят на русском языке. Именно он является литературной нормой для русских наречий. Чуть больше ста лет назад был придуман проект под названием "беларуская мова". Проект был простой - разбавить белорусское наречие польскими словами. Природные белорусы этого не приняли тогда и не принимают сейчас. Но в мозги белорусов уже вбито то, что "мова" является сугубо белорусской и традиционной. Возникает раздвоенное сознание, когда белорус понимает, что полупольский набор слов - это не его, но в то же время помнит, что в школе учили именно этот полупольский набор слов как "родную мову". От подсознания никуда не денешься, поэтому "мова" никак не может укрепить позиции. Среди современных белорусских чиновников сейчас есть люди, которые продвигают "мову" жёсткими способами, вплоть до использования административного ресурса. Это раздражает природных белорусов, они видят, что власть занимается навязыванием интуитивно отторгаемого продукта, поэтому доверие к власти теряется. А в Белоруссии власть персонифицируется в одном человеке - Александре Григорьевиче Лукашенко, т.е. белорусизация, которую проводят его чиновники, направлена против него. При условии социально-экономических проблем в стране белорусизация только повышает градус негатива по отношению к власти, т.е. персонально к Лукашенко.

Поэтому действия официального Минска в ответ на европейские демарши могут быть двух видов. Первое: заламывание рук и всхлипывания по поводу того, что в Европе не понимают европейцев-белорусов. Но это ведёт к постепенной потере суверенитета. Второе: быстрая и, самое главное, адекватная реакция на демарш в виде удаления от административного ресурса всех уровней сторонников оппозиции и обязательный пересмотр всех госпрограмм, связанных с культурой и историей. Ведь эти программы являются миной замедленного действия. Даже при уходе от власти оппозиционеров, программы, финансируемые из госбюджета, будут постепенно подрывать основы суверенитета Белоруссии, создавая представление о том, что всё антирусское - это и есть настоящее белорусское. Что выбрать из этих двух проектов - решать белорусскому президенту. Сейчас мяч на его стороне.

ИА REGNUM: Вернутся ли послы в Минск? Если да, то когда и с какими инструкциями они вернутся?

Послы в Минск вернутся, но не все сразу. Сначала появятся послы малозначащих стран, которые предложат белорусским властям урезанные требования, более приемлемые на первый взгляд. Время возвращения послов будет зависеть от действий белорусских властей. Чем более ускоренными темпами будет продвигаться интеграция в Евразийском пространстве, тем быстрее Западу захочется поставить очередную палку в колёса интеграции. Дойдёт до того, что Запад, в обмен на замедление интеграционных темпов Минском, может полностью предать белорусских оппозиционеров. За Западом такой грешок уже был.

ИА REGNUM: Подобного скандала не наблюдалось очень давно. Является ли демарш официального Минска демонстрацией уверенности в заступничестве Москвы?

Белорусская политическая элита отличается превалированием эмоций над рациональностью. Поэтому демарш официального Минска - это обычный аффект, выразившийся в жёстких заявлениях. После того, как проблема появилась, официальный Минск начнёт искать союзников и защитников. Традиционно, первое и единственное обращение будет к России. Россия в нынешней ситуации поддержит Белоруссию. Вряд ли новый-старый российский президент упустит возможность уколоть Запад посредством критики позиции ЕС по Белоруссии. Ведь шансы на то, что Запад спокойно отреагирует на президентские выборы, практически равны нулю. Поэтому заступничество Москвы будет, и Минск на него рассчитывает. Но вряд ли обе стороны ранее обсуждали серьёзно возможности прикрывать друг друга в таких ситуациях. В данном случае, шансов на прохладное отношение Москвы к проблеме нет. Западные акции направлены на попытки разрушить евразийские проекты, автором и инициатором которых является Путин. Поэтому время белорусского демарша очень удачно совпало с российскими выборами.

Как сообщало ИА REGNUM, 28 февраля МИД Белоруссии заявил об отзыве представителя Белоруссии в ЕС и посла Белоруссии в Польше "для консультаций", а также рекомендовал главе представительства ЕС и послу Польши в Белоруссии "выехать в свои столицы для консультаций". Данный шаг стал ответом на усиление давления на официальный Минск со стороны Брюсселя: 28 февраля Совет ЕС утвердил решение СМИД стран ЕС от 27 февраля, согласно которому список "невъездных" в Евросоюз расширен на 21 представителя белорусской власти - до 231 персоны, включая Александра Лукашенко и его старших сыновей. В марте ЕС готовится распространить санкции на представителей белорусского бизнеса, являющихся финансовой опорой "режима Лукашенко".