"Учитывая то, какие требования предъявляет ЕС к Сербии, очевидно, что вступление в Евросоюз, сближение, даже обретение статуса кандидата в члены Евросоюза неблагоприятно повлияет на взаимоотношения Москвы и Белграда в силу двух моментов", - заявил 22 февраля корреспонденту ИА REGNUM старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искендеров.

Первым вопросом эксперт назвал открытое требование от руководства Евросоюза к Сербии признать независимость Косово в качестве главного предварительного условия, признать если не де-юре, то хотя бы де-факто. "Это значит установить равноправное сотрудничество, не возражать против участия Косово в международных конференциях и форумах в качестве самостоятельного участника", - пояснил политолог. Учитывая, что Россия категорически не приемлет признания самопровозглашенной независимости Косово, согласие Сербии в этом вопросе с ЕС будет означать, что у Москвы и Белграда кардинально отличаются позиции по тому, что сейчас происходит на Балканах, отметил Искендеров.

Второй проблемой эксперт считает участие Сербии в проекте "Южный поток". "Сербия является одним из ключевых его участников. В январе 2008 года президент Сербии Борис Тадич лично принимал участие в церемонии подписания соглашений, включающих не только строительство газопровода через территорию Сербии, но также, например, строительство газохранилища", - сообщил эксперт. По его словам, это пакетное соглашение, и понятно, что ЕС категорически не желает, чтобы Сербия реализовывала его. Евросоюз видит в "Южном потоке" и вообще в проникновении России на энергетический рынок Балкан угрозу для своего проекта "Набукко" и в целом для "энергетической безопасности" ЕС. "Понятно, что Сербия, обретя статус кандидата, вынуждена будет играть на энергетическом поле по правилам Евросоюза, что фактически заморозит соглашения России и Сербии по проблеме нефти и газа", - сообщил эксперт.

Эти два фактора, считает Искендеров, означают, что Сербии не удастся "усидеть на двух стульях": она не сможет углублять свое сотрудничество с Европейским союзом и рассчитывать на торгово-экономические преференции со стороны России. Белграду придется сделать выбор. "Самое главное, что идея вступления в ЕС в настоящее время не пользуется поддержкой даже у половины граждан Сербии. Они выступают за то, что для Сербии главным экономическим и политическим партнером является Россия, а также за то, что Сербия не должна отказываться от Косово в угоду вступлению в ЕС", - заявил политолог. По его словам, если нынешние власти Сербии, которые подписывали соответствующие соглашения, переступят через это мнение и фактически через интересы России, Москве придется искать других партнеров на Балканах и развивать более активное сотрудничество с сербскими оппозиционными силами во главе с Радикальной партией. Именно эта партия, подчеркнул аналитик, выступает за принципиальную позицию против интеграции Сербии в северо-атлантические структуры, одной из которых является ЕС.

Вопрос о статусе Воеводины и прочих проблемных территориях Сербии уже поднят, считает Искендеров, поскольку в ЕС действует так называемая "программа регионализации", которая адресована именно Сербии. "В Евросоюзе есть спецдокладчик по Сербии Йелько Кацин. Он разработал план регионализации, в соответствии с которым в составе Сербии выделяется пять-семь регионов (помимо Воеводины это еще и населенный преимущественно мусульманами Санджак), а также ряд других областей. Эти области должны получить максимальную финансовую самостоятельность, свою банковскую систему, свои органы власти. Таким образом план предусматривает разделение Сербии на конфедерацию по национальному и территориальному признаку", - заявил эксперт. Уже сейчас, считает он, еврочиновники дают понять Сербии, что она должна приступить к выполнению этой программы, независимо от своего вступления в Европейский союз, но понятно, что если Сербия будет сближаться с ЕС, то этой программе будет придано ускоренное развитие. "Правительство Сербии на это готово - по закону, принятому несколько месяцев назад, Воеводина имеет право располагать собственным правительством, банком, проводить собственную бюджетно-налоговую политику, а это первый шаг на пути суверенизации - тому пути, по которому шло и Косово", - заметил Искендеров.

Как сообщало ИА REGNUM, 1 февраля посол РФ в Сербии Алекесандр Конузин выступил с заявлением о том, что сближение Сербии с ЕС может повредить ее отношениям с Россией, в частности, ЕС запретит Белграду использовать договор о свободной торговле с РФ.