Глава МИД Турции Ахмет Давутоглу, находившийся с официальным визитом в Соединенных Штатах, заявил, что международное сообщество должно иметь запасной план действий на случай чрезвычайных обстоятельств в Сирии. Базовым же планом, как дали понять главе турецкого внешнеполитического ведомства, является новый план урегулирования ситуации в Сирии, который был предложен в Каире Лигой арабских государств (ЛАГ). Об этом сообщила госсекретарь США Хиллари Клинтон: "Мы поддерживаем решения Лиги арабских государств, принятые на заседании в Каире. Есть множество вопросов для дискуссий по поводу того, как претворить в жизнь все их рекомендации, и несомненно, предложение о миротворческих силах потребует согласия и консенсуса. Мы не знаем, удастся ли убедить Сирию".

Как не крути, но это смена в тональности американской дипломатии, если сравнивать нынешнее заявление госсекретаря США по Сирии с озвученными ранее. Потому что такой сценарий неизбежно предполагает официальный контакт Запада с Дамаском. Это - во-первых. Во-вторых, американцы отказались поддерживать разработанный Турцией сценарий по проведению в Стамбуле международной конференции по Сирии с участием стран-членов Совета Безопасности ООН, ЕС и ближневосточного региона. Взамен предложено провести 24 февраля первое заседание группы "друзей Сирии", которое пройдет в Тунисе 24 февраля. Американцы заявляют, что хотели бы, чтобы группа "друзей Сирии", с участием Франции, занялась, в первую очередь, "вопросом оказания гуманитарной помощи сирийскому народу, а также взяла на себя координацию усилий по ужесточению санкций против властей в Дамаске".

В свою очередь, глава МИД России Сергей Лавров, ранее предложивший провести в Москве встречу официального Дамаска с силами сирийской оппозиции, уточнил: "Если конференция в Тунисе действительно будет объединяющая всех сирийцев, то, я думаю, это правильный подход". Однако, добавил он, "если это будет конференция отдельных групп друзей сирийской оппозиции, то, наверное, она не будет способствовать той цели, которую поставила ЛАГ".

В-третьих, хотя Клинтон отметила, что "США и Турция договорились интенсифицировать дипломатическое давление на режим президента Сирии Башара Асада, используя прием целевых санкций", не ясно - о каких именно санкциях ведется речь, если, как сообщает "Вашингтон пост", Белый Дом исключил идею создания в Сирии так называемых "гуманитарных коридоров" или объявления, как в Ливии, "закрытой зоны" в ее воздушном пространстве. "Других вариантов действий нет", - уточнил источник в администрации США. Наконец, по сведениям все той же "Вашингтон пост", Белый Дом подверг сомнению предоставленные Турцией данные о численности образованной летом прошлого года так называемой Сирийской освободительной Армии - 40 тысяч. По мнению американцев, вооруженных повстанцев в Сирии "значительно меньше". В конечном счете, все это означает, что США и их союзники отказались поддерживать вооруженное вмешательство Турции в Сирии под любым предлогом.

Не случайно ранее хорошо осведомленная турецкая газета Today's Zaman выступала с предупреждением, что "Турцию могут вывести из игры в Сирии". Либо вовлечь в вооруженное противостояние с Дамаском, или объявить ее сторонником такого "центра" сирийской оппозиции, который не будет признан партнером в ходе переговоров по сирийскому урегулированию, наконец, попросить вообще отойти в сторону. "Анкара должна осознать, - пишет Today's Zaman, - что вокруг сирийского кризиса проходит стратегическая игра в геополитические шахматы, и итоги этой партии могут оказаться для Турции самыми неожиданными". Так оно и происходит, поскольку главные сюжеты новой сирийской многоходовой международной комбинации еще только развиваются.

"Что касается плана действий в чрезвычайных обстоятельствах, мы надеемся, что он нам не понадобится. Но если однажды что-то случится, то первое, что мы должны будем сделать как соседи, - это помочь в гуманитарном отношении и защитить мирных граждан, поскольку они недалеко от нас, - говорил турецкий министр на совместной пресс-конференции с госсекретарем США. - У миллионов живущих в Турции людей есть родственники в Сирии. Мы не можем допустить, чтобы эти гуманитарные трагедии продолжались. В настоящее время мы говорим о необходимости принять дипломатические и гуманитарные меры, и надеемся, что события не потребуют других сценариев. Но мы должны думать и о планах на чрезвычайный случай". Хиллари Клинтон дипломатически решила не стала ничего добавлять к заявленному. По ее словам, "глава МИД Турции все хорошо сформулировал". Действительно, лучше некуда.

Начнем с того, что турецкий министр иностранных дел уже открыто осудил позицию России и Китая, воспрепятствовавших принятию в ООН резолюции с однозначным осуждением режима Башара Асада за насильственное подавление беспорядков. Что понимать под словами "гуманитарное вмешательство" и попытками получить на это "добро ООН"? Тем более, что США уже заявили: "Мы слышим, как сирийский народ взывает о помощи, и мы намерены работать над тем, чтобы обеспечить доступ медикаментов и (другой) неотложной помощи для тех, кто ранен и умирает"...