Эксперт: Будущее поколение прибалтийской власти может не захотеть плевать в Россию задаром
Предпринимаемые в настоящее время США и западноевропейскими странами через структуры ЕС меры против Ирана, в том числе санкционного характера, направлены, по их заявлениям, на экономическую и политическую изоляцию иранского руководства, якобы стремящегося к созданию собственного ядерного оружия. Как заявил 9 февраля в интервью ИА REGNUM старший научный сотрудник ИМЭМО
ИА REGNUM: Что содержится в антииранских санкциях угрожающего для Латвии, Литвы. Эстонии?
Санкции, в частности, подразумевают отказ ЕС от закупок иранской нефти. По намеченному сценарию поставки этой части нефти в
ИА REGNUM: А кроме спорного влияния дотирования ЕС на экономики прибалтийских республик, чем конкретно антииранские санкции могут задеть Латвию, Литву Эстонию?
Вряд ли оправданно принижать роль дотаций ЕС. К примеру, эксперты шведского банка
Что касается антииранских санкций, то открывающийся канал вливания европейских денег через Саудовскую Аравию в американскую экономику приобретает особый смысл в канун кампании по выборам президента в США. В данный момент на Чикагской товарной бирже отмечается сокращение примерно на 1/5 форвардных контрактов на нефть. Обычная арифметика подсказывает необходимость увеличения цен на такую же долю, чтобы компенсировать количественное сокращение. Следует также позаботится и о будущей прибыли, т.е. видится повышение мировых цен на нефть как минимум на 20-30%. Катализатором роста мировых цен на нефть выступит, скорее всего, нагнетание напряженности вокруг Ирана, возможно, вплоть до применения силы, если устраиваемый ажиотаж будет недостаточным для подьема цен. В результате помимо широкого прилива в американскую экономику из Европы, так сказать, "нефтеевро", активизируется добыча нефти и в США, где добыча становится рентабельной только при высоких мировых ценах, что позволит американцам снизить уровень безработицы за счет создания новых рабочих мест в нефтехимической отрасли. Главное состоит в том, что эти процессы вызовут масштабное оживление на американском фондовом рынке. Для США это принципиально, т.к. в отличие от Европы они придерживаются фондовой модели экономики.
Прибалтийским же республикам, впрочем, как и всем странам ЕС, надо настраиваться на повышенные платежи за импортируемые нефть и газ, поскольку независимо от того, идет ли речь о природном или сжиженном газе, его цена рассчитывается как производная от цены нефти. Увеличенные цены на нефть и газ в финансовом отношении свяжут заметный объем средств, в том числе предназначавшийся для инвестирования в местную экономику, что дополнительно затормозит ее развитие. В более широком плане - сузится маневр по преодолению кризиса в еврозоне. Перечисленное, соединенное в единый комплекс, позволит реализовать прогноз
ИА REGNUM: Могут ли прибалтийские республики как-то повлиять на ситуацию в выгодном для себя плане?
Ведущие страны ЕС, образно говоря, приготовили через механизм антииранских санкций щедрый подарок США, приурочив его к активной фазе президентской кампании. Наивно думать, что "подарок" продиктован альтруизмом, возможно, существует расчет на ответную вежливость США. Однако не просматривается признаков того, что это как-то коснется прибалтийских республик. Сами прибалты, видимо, чувствуют, что бесперспективно обращаться к Евросоюзу в этой связи, т.к. даже не решаются ходатайствовать о восстановлении прекращенных в 2011 г. дотаций из структурных фондов ЕС.
С другой стороны, у прибалтийских республик остается гипотетическая возможность попросить непосредственно у США компенсации за издержки, вызываемые антииранскими санкциями. В качестве предмета торга они могли бы, например, предложить американцам голоса избирателей-выходцев из Прибалтики в обмен на компенсации.
В прибалтийских республиках, как представляется, уже на подходе к власти поколение, целиком воспитанное на капиталистических ценностях, которому непонятны еще бытующие в Прибалтике псевдоидеологические надрывы и стенания, не вписывающиеся в известную формулу "товар-деньги-товар". Это поколение способно занять прагматичные позиции в двусторонних отношениях с США, вносить в них больше рыночных элементов и не довольствоваться публичными моральными поощрениями американских партнеров. В частности, им может показаться бесприбыльным плевать, огрубленно выражаясь, в сторону России задаром, и они могут потребовать у американцев предоставлять понятный всему населению Прибалтики материальный или финансовый эквивалент, компенсирующий каждую упущенную выгоду из-за поддержания атмосферы конфликтности в отношениях с Россией.