Александр Сваранц: Национальный вопрос в России - в чём же суть перемен?
Программная статья кандидата в президенты
Трудно не согласиться с Путиным, который считает развал Советского Союза разрушением большой России. Иными словами, СССР был той же Россией, просто с другими границами, и этот Союз сплотила, к сожалению не на веки, Великая Русь. Русский народ и в СССР являлся государствообразующим, нёс главную тяжесть экономического и научного развития, оставался ответственным за обеспечение безопасности и обороны государства. Просто СССР назывался не по национальному, а по институциональному (советы) и идеологическому (социалистическая) принципам. И, естественно, разрушение Советского Союза стало не просто большим геополитическим потрясением в мировом масштабе, а, прежде всего, очередным, после развала Российской Империи, ударом по геополитическим интересам русского государства и русского народа. Поэтому исчезновение СССР с политической карты нельзя не рассматривать как большое сожаление для России, русских и всех других народов, объединившихся на разных этапах истории в единое и мощное государство.
Многие проблемы в сфере межнациональных отношений в России и постсоветском пространстве в целом порождены самой историей советской власти и развалом СССР. Так, для армянского народа актуальной политической проблемой остается несправедливый территориальный раздел Армении между Турцией, Азербайджаном и Грузией, состоявшийся при решающем участии и давлении большевистского правительства В.И. Ленина в 1921 г. (в частности, решения Московского договора от 16 марта 1921 г. и Пленума регионального партийного органа Кавбюро РКПб от 5 июля 1921 г.), когда исконные армянские территории Нагорного Карабаха и Нахичевана были переданы Азербайджанской ССР, Джавахка - Грузинской ССР, а вся Западная Армения и часть Восточной Армении (то есть Карс, Артвин, Ардаган, Сурмалинский уезд с Большим и Малым Араратом - символ армянского народа) - кемалистской Турции.
Для армянского народа соглашения большевиков 1921 г. аналогичны пакту Риббентропа - Молотова 1939 г. Но если в случае с Германией была мотивация советской стороны в плане продления мирного периода для развития индустриализации и оборонной промышленности в частности, а также как вынужденная мера в ответ на англо-франко-турецкую коалицию, то события 1921 г. в отношении Армении оказались сплошной уступкой Советской России давлению фактически поверженной Турции, политическими похоронами Армянского вопроса, с помощью которого русская геополитика еще в 1914-1917 гг. планировала штурмовать Малую Азию и выходить к берегам Средиземного моря.
Внутренние административные границы в СССР нередко проводились вопреки исторической, географической, этнической и экономической логике. Те же осетины и лезгины оказались почему-то разделенными на северную (российскую) и южную (грузинскую и азербайджанскую) части. Абхазия то получала союзный, то есть федеральный статус, то теряла его в пользу Грузии. Да и вся Средняя Азия оказалась в плену этнических и пограничных споров. До сих пор между субъектами новой Центральной Азии тлеют острые территориальные противоречия: Кыргызстаном и Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном, Казахстаном и Узбекистаном, Узбекистаном и Таджикистаном. По какому принципу русское казачество Петропавловска оказалось частью Северного Казахстана, а русский Крым в составе братской Украины - трудно дать справедливый и исчерпывающий ответ.
Одни эксперты считают, что все эти нарушения советской национальной политики были связаны с временными уступками национальных интересов России и русского народа властью большевиков на начальном этапе своего правления; другие полагают, что путем подобного разграничения и хозяйственной кооперации, сплочение на веки советских республик становилось реальностью жизни, то есть "без центра - никуда"; третьи во всем видят происки внешнего заговора и жидо-масонских сил. Как бы ни было, но ситуация по-прежнему остается напряженной, локальные конфликты продолжают сохранять свою актуальность, что позволяет некоторым западным политологам небезосновательно утверждать, что процесс распада советской империи продолжается. События в той же Южной Осетии и Абхазии - это наглядные признаки развивающегося распада. На очереди Нагорный Карабах и Приднестровье, не совсем ясно сохранится ли Кыргызстан как национальное государство в современных границах.
Есть ли в статье Путина ответ на эти проблемы, где Россия в различном статусе и форме сохраняет свое геополитическое присутствие, мы не увидели. Однако это не означает, что Путин или любой другой руководитель новой России сможет в одночасье решить множество проблем, доставшихся от прошлого исторического наследия и переросших из межэтнических в серьезные международные. Но Россия не сможет остаться и в стороне от их обсуждения и решения, как в случае с Абхазией и Южной Осетией, так и в других подобных прецедентах. Тем не менее, Путин предлагает новую геополитическую модель евразийской интеграции постсоветского пространства при стержневой и интегрирующей роли России -
Другое опасение настоящего проекта - чрезмерное информационное увлечение евразийством и выхолащивание русского (российского) содержания возможного геополитического и геоэкономического союза на постсоветском пространстве. Евразия - гораздо обширное географическое пространство, чем предполагаемый альянс республик
Геополитическая стратегия великого государства может сочетаться и не всегда соответствовать национальным интересам отдельных субъектов. Так было в истории. Ведь, согласитесь, что те же осколки золотоордынского ханства - Казань, Астрахань, Урал, Сибирь, Крым - вряд ли желали подчинения Московской Руси. Те же народы Горского Кавказа встречали идею политического подчинения Российской Империи газаватом. Но на пути укрепления и континентального расширения русской державы объединение (подчинение) данных субъектов становилось актуальной задачей русских правителей. И она решалась с течением времени, необыкновенной концентрацией энергии нации и волей власти. Вместе тем, Московская Русь и Российская Империя, расширяя границы русского государства, не занимались геноцидом малых и пришлых народов Империи, а сохраняли их самобытность, право на развитие национальной культуры, веры и языка. Освоение огромных территорий России становилось совместным делом многих народов, в государственное и культурное строительство вовлекались лучшие представители всех народов единой страны. Но при этом в царской России не было национальных административно-территориальных единиц.
С развалом СССР образовались четырнадцать новых независимых национальных государств, что во многом есть историческая заслуга России и русского народа. Но почему же тогда Россия не может считаться национальным государством русского народа? Данная идея вовсе не противоречит содержанию России, ее многонациональному составу, вовсе не говорит о необходимости строительства моноэтнического государства, то есть "Россия только для русских". И прав Путин, когда говорит, что "Русский народ является государствообразующим - по факту существования России". Но если русские государствообразующий народ, то и государство Россия есть, прежде всего, государство русских, за существование, развитие, безопасность и оборону которого несет ответственность русский народ. Русский язык, русское образование, русская культура, русская власть объединяют многонациональный состав России, создают возможность сохранения и развития многообразия национальных культур народов единой страны.
Сегодня даже в маленькой и преимущественно моноэтнической Армении проживают наряду с армянами и представители других народов (русские, греки, курды, айсоры, евреи и др.), но никто не говорит, что Армения не является национальным государством армян. Словосочетания "национальное государство", "государственная безопасность", "Российская Империя" становятся у нас не популярными, чуть ли не ругательными. Но если кого-то пугает это, так может заменить "национальное государство" на "национальную державу"? Возможно это всего лишь политическая игра слов, но за этой игрой стоят судьбы людей.
Проблема в сохранении межнационального согласия и гражданского мира в полиэтнической России, и эта материя не может стать раз и на века застывшей картиной. И Путин прав, когда говорит о необходимости постоянной динамики и диалога государства и общества (включая этнических объединений), проведения мудрой и взвешенной национальной политики с целью обеспечения "единства в многообразии". Здесь предложены достаточно эффективные механизмы и пути развития межэтнических отношений в России. В частности, единый национальный код через развитие русского образования, культуры и истории; уважение традиционных религий, национально-культурной самобытности, гражданских прав и свобод народов единой страны; воспитание гражданского патриотизма; решение системных проблем общества в сфере социально-экономического развития; совершенствование прозрачности власти; повышение ответственности правоохранительных органов, судебной системы и СМИ; борьба с коррупцией; исключение из политической практики этнического сепаратизма, беспорядков и насилия на национальной почве. Я бы добавил к данному перечню необходимость проведения ответственной национальной кадровой политики в органах власти, в правоохранительной и судебной системе.
Важнейшей политической проблемой в сфере межнациональных отношений в современной России, на мой взгляд, остается тема национально-территориальных административных единиц. В Московской Руси и Российской Империи не было этнических образований, но сохранились все ее народы и многообразие культур. В Советском Союзе появились национально-территориальные единицы, и национальный вопрос стал одним из крестов, на котором был распят СССР. Мы живем в ХХI в., к чему внутренние национальные границы? Мотивация федеративным устройством государства вряд ли состоятельна, поскольку те же Соединенные Штаты имеют национальное многообразие, но не имеют национальных единиц. Да, природа становления США в корне отлична от России. Туда приехали эмигранты из разных стран, загнали коренных индейцев в гетто и создали новое свободное государство. У нас было иначе. В самой России наряду с русскими проживают многочисленные коренные народы - татары, башкиры, чеченцы, аварцы и др. Но все они участвуют в политической, экономической и культурной жизни единого государства, имеют возможность развиваться как граждане единой страны и сохранять свою этническую самобытность и идентичность. К чему же национальные образования с элементами суверенитета (конституция, президент, внешняя политика)? В нашей стране может быть только один суверенитет - суверенитет России, одна конституция - Конституция России, один президент - Президент России, все остальные - это части единого государства, высшие чиновники.
Возьмем пример Дагестана, в котором проживают десятки коренных горских народов, исповедующих ислам. Ведь не создаются же в пределах этой маленькой республики десятки этнических районов и анклавов, но всему миру демонстрируется пример малой федерации и межнациональное согласие при всех имеющихся противоречиях.
Другой пример с Еврейской автономией на границе с Китаем. Это этническое образование стало очередным искусственным экспериментом сталинской национальной политики. Чем мотивировался данный проект в те годы? Наличием значительного числа евреев в России и отсутствием у них национального образования; или благодарностью большевиков за роль евреев в революции (чем, конечно, Сталин не отличался); или отказом в предоставлении евреям автономии в благодатном Крыму и их ссылкой в далекий Биробиджан; или желанием Сталина показать еврейской политической элите преимущества страны Советов перед Западом (но евреи - умный народ и достаточно хорошо разбирались в достоинствах и недостатках двух политических систем); или же политическим расчетом на лояльность новосозданного Государства Израиль Советскому Союзу; или особыми сырьевыми ресурсами данной территории для предприимчивых евреев? Очевидно, здесь присутствовали многие из этих соображений. Но в действительности, к чему евреям национальная автономия в России, то есть не на этнической территории, тем более на Дальнем Востоке? Еврейский народ занимает достойное место в истории России, продолжает играть видную роль в ее современном развитии, имеет прочное национальное Государство Израиль и многомиллионную диаспору в различных странах мира. Однако не создаются же по всему миру еврейские автономии (например, в тех же США и странах Европы). Почему же Россия должна в этом отличаться? Да и суровый край Биробиджана вряд ли соответствует природно-климатическим предпочтениям большинства евреев, которых в этой автономии не такое уж большинство. Сама же автономия не стала барьером на пути антисемитизма. Армяне тоже живут в России с незапамятных времен, имеют здесь самую многочисленную диаспору (более 2,5 млн человек), внесли немалый вклад в развитие российского государства, лишены значительной части исторических территорий, но не создавать же армянскую автономию в пределах, например, того же Краснодарского или Ставропольского края. И евреи, и армяне остаются благодарными русскому государству и народу за право проживать и развиваться в России. По какому же принципу создавались национально-территориальные единицы - коренные народы, этнические территории, количественный состав, национальные образования большинству народов кроме русских? Нет понимания логики данного политического проекта. Так зачем же в рамках России внутренние этнические границы? Отсюда возникают множество проблем, нередко переходящих в стадию национального конфликта.
Россия, Православие и русские если до сих пор не допустили искусственной ассимиляции, христианизации и геноцида малых народов, то не допустят этого и впредь. Россия - не плавильный котел, в котором могут раствориться целые культуры. Россия - не международное союзное образование различных национальных государств. Нельзя насильно заставить народы жить вместе, также как и по расчету. Народы России живут вместе веками, вместе прошли испытания смутных времен и внешних агрессий, вместе осваивали огромное пространство, вместе развивали дружбу и укрепляли страну. Вместе им суждено жить и дальше. Географические административно-территориальные деления (губернии, края и области) будут скреплять наше единство, стимулировать гражданский мир и согласие в обществе. Так думают не только политики и интеллектуалы, но и значительная часть общества независимо от национальности. И с этим политическим фактом нужно считаться. Путин не затронул в своей статье столь чувствительной темы не потому, что не имеет собственной позиции, а скорее из соображений сохранения политической стабильности и безопасности, того обстоятельства, что общество еще не готово к таким кардинальным переменам, пока не время. Еще свежи в памяти хаос гражданской войны на Северном Кавказе, ценой больших жертв Путину удалось остановить очаг этнического сепаратизма. Тем более, накануне президентских выборов, когда в национальных республиках рейтинг и авторитет Путина практически вне конкуренции. Но выборами не завершается политическая жизнь, а национальный вопрос будет сохранять свою актуальность. Быть может отдельные читатели скажут, что автор слишком легко рассуждает по теме национальных образований в России в то время, как Армения и другие республики бывшего СССР получили национальную независимость. Почему же одним народам можно иметь независимое государство, а другим - нет. Действительно, так распорядилась историческая судьба армянского и других народов Советского Союза, а история сослагательно не пишется. Большая часть из новообразованных республик на постсоветском пространстве в прошлом вообще не имели национального государства. Армения же, как и Грузия, получила возможность возрождения государственности спустя много веков на малой части своей исторической родины.
Что касается армян, то они на разных этапах исторического развития русского народа и русского государства сыграли значительную роль в их развитии. Так было с историей Крещения Руси от Византии, когда в Константинополе управляла армянская императорская династия Македонян, а в самой
Вклад армян и их мудрая взвешенная позиция по многим вопросам развития современной России продолжает историческую традицию дружбы и стратегического союза наших народов и государств. И сегодня независимая Армения остается в тесной связи с Россией, ее стратегическим партнером на Южном Кавказе, экономическое развитие данной республики невозможно предположить без российских инвестиций, обороноспособность - без военно-политического и военно-технического союза с РФ. Армяне же России считают себя частью единого государства. Большая Армения могла бы остаться частью Великой России, если бы не октябрь 1917 г. и март 1921 г. Все в руках новых русских и армянских политиков, но для более тесного союза Россия все же могла бы пересмотреть решения 1921 г. по Армянскому вопросу.
Еще об одном важном аспекте статьи Путина следует отметить - это вопрос о новой федеральной специальной структуре, отвечающей за развитие национальной политики. На разных этапах советской и демократической истории у нас то появлялся подобный орган, то исчезал: Наркомат по делам национальностей, Совет национальностей, Министерство по делам национальностей, Министерство регионального развития. Конечно, в сложившихся условиях целесообразно образование некого коллегиального органа (например, Комиссии по делам национальностей при Президенте России), который будет наделен властными полномочиями, взаимодействовать с президентом, правительством и парламентом страны. Важно, чтобы в нем оказались не просто чиновники, занятые собственной карьерой, а люди известные и уважаемые, не рафинированные ученые-социологи, а эксперты, имеющие практику и понимание совокупности проблем в данной сфере, представители гражданского общества и бизнеса. И не надо бояться новых имен. В каретах прошлого, как говорил
Национальная политика В.В. Путина находит понимание и поддержку в обществе, что не означает отказ от других идей и предложений, проникнутых ответственным отношением к судьбе России и интересам ее народов.
Александр Сваранц - доктор политических наук