Полемика вокруг так называемого "казахского вопроса", похоже, выходит на новый уровень обсуждения. Еще вчера многие авторы рассматривали проблематику сквозь призму доминирования русского языка в регионе или даже просеивали сквозь сито межнациональных отношений. Однако дискуссия, начавшаяся вокруг казахского города Жанаозена, где 16 декабря 2011 года массовые беспорядки переросли в локальное подобие гражданской войны, привела к некоторой переоценке.

Формула "казахи стреляли по казахам", ставшая для националистов одним из аргументов против действующей власти, вполне может превратиться в некое критическое звено, откуда начинается переосмысление старых ценностей. Ведь стрельбу вели не казахи по казахам, а полицейские по демонстрантам? И в самом деле, можно ли рассматривать проблемы исключительно правового поля через призму "казахского вопроса"? Каким боком административно-управленческий кризис в Казахстане соприкасается с самоопределением казахов? Ведь и то, и другое - это вопросы построения нации, а не государства. А смешивание этих понятий - ведет к разрушению последнего.

"Тем не менее, казах на "Порше-Кайен" давит другого казаха, в армии казахи издеваются над другими казахами, казах покупает казашку-проститутку, казах казаху униженно несет взятку-мзду..." Газета Central Asia Monitor публикует материал журналиста и web-издателя Джанибека Сулеева, перу которого принадлежит новая грань "казахского вопроса". По его мнению, сейчас стало крайне важным, что казахи в Казахстане стали этническим большинством. При таких условиях - теперь, что бы ни делали казахи, искать виновных через призму межнациональных отношений будет крайне затруднительно.

"...Когда в Жанаозене погиб первый забастовщик (некоторые утверждают - погромщик), стало ясно: мы и впрямь проживаем в отдельной, суверенной стране, и теперь уже точно советская страница полностью перевернута. Первое - потому что за 20 лет суверенитета появилось и выросло, вступило во взрослую жизнь целое поколение, которое не имеет даже намека на советский опыт. Второе - случилось то, что должно было рано или поздно случиться. Третье - казахи стали большинством, а в процентном отношении, если мериться возрастными категориями со второй крупнейшей этнической общностью (представителями славянских наций), то уже можно говорить практически о полной казахизации в ближайшие лет 10 (если верить Айдосу Сарыму). Про первое говорить не будем, хотя говорить, возможно, в ближайшем будущем все равно придется, а остановимся на втором... Откуда, само собой, придем и к третьему. Итак, события в Жанаозене. Какие есть мнения? "Власть расстреляла бунтовщиков, которые угрожали всем жителям Жанаозеня". "Силы репрессивного аппарата, подчиненного правительству, стреляли в невооруженный народ". "Подлые менты расстреляли работяг". И наконец - с пафосом: "Казах стрелял в казаха" ("казахи убивали казахов"). Грустно от всех этих интерпретаций. Ибо погибли люди. И есть некая сермяга в этих описаниях, причем во всех без исключения. Но неизбывный, я бы сказал, ханжеско-казахский "камуфляж" присутствует именно в последнем - "казах стрелял в казаха". И это беспрестанно повторяют многие, качают головами, искренне негодуют, воздевают руки к небу. Но если следовать логике, это и есть одна из примет того факта, что мы обретаемся в суверенном, а пройдет некоторое время, так и во всеказахском государстве. Поэтому невольно вспоминается, как по социальным сетям гуляла безумная совершенно информация, что на помощь режиму Назарбаева летит... минский ОМОН(?!). И находились же идиоты, которые писали в социальных сетях: дескать, белорусы, не вздумайте приезжать в Жанаозен, ибо ваши демонстранты - это не наши адайцы, получите вы, мягко говоря, на орехи. А в итоге получили (как всегда?) казахи, сами, самих себя. Цинично? Зато верно. Как верно и то, что с той и с другой стороны были казахи. Но ведь действительность сегодня такова, что отныне в аналогичных ситуациях всегда будет именно т а к! И никак иначе. А ситуации-то теперь будут всякие...

Как и в любом государстве, у нас есть репрессивный аппарат, силовые органы. Возможно, они, как и другие госорганы, погрязли в коррупции, плохо исполняют свой долг, неумело исполняют. Но ведь исполняют! К слову, напомним, что 16 декабря бастующие "нефтяники" разогнали участников концерта, сожгли новогоднюю елку и праздничные юрты. Также был "насмерть забит учитель физкультуры, который привел детей на праздник" (офиц. информация - прим. авт.). Ну а потом все покатило "по тяжелой"... А даже самая распоследняя формальная (псевдо) демократия не маркирует человека в погонах как "казаха", и стреляет он не в своенравного и обездоленного "адайца", а в "гражданина", нарушившего общественный порядок. Охрана которого и его поддержание в развитых демократических странах построена именно на таких постулатах. Там может возникнуть лишь один вопрос: превышены полицией полномочия или нет, был форс-мажор или нет? У нас же с ходу любой конфликт рано или поздно приходит к одному: эй, ты же казах, как ты можешь? или - так нельзя, когда казах против казаха... Тем не менее казах на "Порше-Кайен" давит другого казаха, в армии казахи издеваются над другими казахами, казах покупает казашку-проститутку, казах казаху униженно несет взятку-мзду, ненавидя при этом вселенски и своего собрата-казаха, и власть, и самого себя... Но при такой постановке вопроса можно впасть в общенациональную шизофрению! Жанаозен лишь выпукло это отразил в казахском общественном мнении. Но другая сторона медали почему-то выпала из фокуса внимания. А что же за казах-то такой страшный и подлый оказался за спецназовским щитом, кто это там нажимал на курок? Он что, с Марса прилетел? Или это не его родители в типично постсоветском ауле со всеми постсоветскими прелестями на берегу Нуры или у горы Казыгурт гордятся своим Сериком (Бериком, Кайратом...)? Кстати, некоторые полицейские города Жанаозен, в котором 16 декабря произошли беспорядки, заявляют, что они почти все готовы уволиться с работы, если трех их коллег осудят за превышение власти. Полицейские считают, что необдуманная фраза одного из высоких чиновников о том, что нефтяники не виноваты, дала повод оппозиции и многим жанаозенцам считать, что виновата полиция. "А мы лишь выполняли свой долг, - говорят они. - Если наших товарищей осудят, и если подобные события повторятся, то у сотрудников правоохранительных органов не будет желания защищать свой город. У всех семьи, и никто не захочет в случае чего сам попасть за решетку". Вот такие дела... Да, у нас никто не любит и, прямо скажем, не уважает человека в форме, тем более в форме полиции (если, конечно, это не ваш родственник!). Но я бы не сказал, что такое есть во всех странах. У нас ведь подспудно не любят полицию еще и потому, что она сплошь и рядом казахская (опять-таки со всеми вытекающими из этого непреложного факта нюансами). А казах (и не казах тоже) всегда знает, на что готов другой, мягко говоря, недружественный казах".

"Может быть, "премьер-долгожитель" посвящен в какие-то семейные тайны президента?"

Разнос, устроенный президентом Нурсултаном Назарбаевым правительству Карима Масимова заставил задуматься многочисленных наблюдателей - почему же глава государства прошелся по членам кабинета сразу же после волны назначений? Версии высказываются разные, вплоть до фантастических. Дескать, премьер-министр обладает некоторым количеством компромата на президента, что и позволяет ему удерживаться на вершине властного Олимпа. Об этом, в частности, пишет казахстанский аналог "демократической" "Новой газеты - Казахстан". По данным издания, в Казахстане может сложиться новая конфигурация власти.

"Правительство "долгоиграющего" премьер-министра Карима Масимова, которое недавно получило от новоиспеченных депутатов парламента вотум доверия, вдруг подверглось жесточайшей критике со стороны елбасы. На расширенном заседании с участием членов правительства, акимов, руководства центральных государственных органов, НДП "Нур Отан" и ФНБ "Самрук-Казына" президент устроил настоящий разнос новому кабинету Масимова.

Особенно Нурсултан Назарбаев раскритиковал ход реализации программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР), в рамках которой ежегодно вводятся в эксплуатацию десятки производств. Но, по словам президента, многие продукты, производимые на индустриальных предприятиях Казахстана, практически не востребованы. Также были подвергнуты критике темпы жилищного строительства, объектов здравоохранения, реализация "Дорожной карты". "Деньги выделяются, возможности создаются. Что еще надо?" - задается вопросом Назарбаев. Глава государства буквально распекал Масимова за бюрократизм и задержку исполнения своих поручений.

Главным объектом критики стала канцелярия премьера Карима Масимова, которую президент обвинил в узурпации полномочий. "Канцелярия превратилась в управляющий орган, что ли? Раздает поручения, министрами управляет. Тогда давайте назовем ее по-другому!" - взорвался Нурсултан Назарбаев, поручив министрам отчитываться о выполнении президентских поручений напрямую, через голову премьера. Некоторые казахстанские политологи считают это репетицией отставки премьера, которая может произойти в течение нескольких месяцев.

Чем же не угодил главе государства Карим Кажимканович? Ведь всего лишь неделю назад Назарбаев, похвалив Масимова, предложил новоизбранному депутатскому корпусу снова утвердить его на посту премьер-министра. Если президент был недоволен результатами работы правительства Масимова, так почему же не отправил его в отставку после парламентских выборов? Складывается ощущение, что президент вынужденно оставил на прежнем посту Масимова ввиду каких-то личных соображений. Может быть, "премьер-долгожитель" посвящен в какие-то семейные тайны президента? Или это следствие подковерных интриг межклановой борьбы?

(...) По некоторой информации, президент запланировал отставку Масимова после парламентских выборов, и премьерское кресло, по одной из версий, должен был занять его зять Тимур Кулибаев. Но события в Жанаозене помешали президенту реализовать этот план. По сути, этот сценарий мог быть одним из этапов операции "Преемник". Но он провалился, или его провалили. Это позволило осторожному и лояльному Масимову снова остаться у руля правительства. И если все эти слухи и домыслы о том, что Масимов пошел на сближение с кланом Мусина, имеют под собой правдивые основания, то в ближайшее время в конфигурации верховной власти грядут серьезные перемены...

Тем более что президент на этом расширенном заседании четко указал Масимову, кто у него теперь будет непосредственный шеф: "При такой работе доверие к gравительству может оказаться недолгим. Ещё раз отмечаю, что предстоящий период - очень сложный и ответственный. Вы все это знаете. Нам нужно собраться и начинать работать. За каждое мое поручение все министры и руководители регионов отвечают персонально передо мной. Поручаю руководителю администрации президента проконтролировать это".

Любопытный материал публикует газета "Время". Издание, прислушавшись к словам президента страны о многочисленных "родственниках" во властных структурах, ищет среди чиновников "родных" с громкими фамилиями.

"В минувшую пятницу президент, распекая правительство, высказал недовольство в адрес раздутых штатов национальных компаний, входящих в ФНБ "Самрук-Казына". В этот раз разглядеть большое на расстоянии ему помог недавно назначенный главой ФНБ Умирзак Шукеев. Именно он, по словам главы государства, "свежими глазами увидел, сколько там "живчиков" и "зайчиков" перекладывают бумаги за большие зарплаты". В поисках обозначенной "живности" мы прошерстили сайты национальных компаний.

Пару дней мы пытались связаться с самим Умирзаком Естаевичем, чтобы узнать из первых уст имена и фамилии "зайчиков". Но господин Шукеев на связь так и не вышел. Поэтому пришлось пойти более витиеватым, но не менее интересным путем - опросить наших экспертов. И вот что выяснилось. У самого господина Шукеева, скажем так, в семье не без "живчика". Младший брат Умирзака Естаевича - Серик Естай - председатель правления АО "Интергаз Центральная Азия", одной из крупнейших нефтегазовых компаний Казахстана. Предприятие входит в состав АО "НК "КазМунайГаз", занимается технической эксплуатацией и ремонтом газотранспортных систем и станций подземного хранения газа. (...) Так, в АО "КазТрансГаз" генеральным директором работает сменивший "девичью" фамилию Нурбол Султан - сын Сарыбая Султановича Калмурзаева, бывшего главы финполиции, а ныне директора алматинской дирекции управделами президента. До недавнего времени управляющим директором АО "Национальный управляющий холдинг "КазАгро" был Марат Орынбаев - старший брат вице-премьера Ербола Орынбаева. Что касается брата министра индустрии и новых технологий Асета Исекешева, Ерлана, то он руководит инвестиционным фондом Falah Partners.

Что ж, как известно, сын за отца не в ответе. Но отец-то за сына всегда похлопочет! Бывший управляющий директор национальной железнодорожной компании по госзакупкам Руслан Местоев - основной свидетель, на чьих показаниях в свое время строилось обвинение против экс-главы КТЖ Жаксыбека Кулекеева, нынче управляющий директор АО "КазТрансОйл" и "по совместительству" сын заместителя управделами президента Ахмеда Местоева.

Богат на родственные связи и Банк развития Казахстана. Управляющим директором там работает Ардак Орумбаев, сын Сиязбека Орумбаева, экс-начальника ДКНБ по Кызылординской области. Еще один управляющий директор и член правления банка - Нурали Алиев, сын мажилис­вумен Дариги Назарбаевой и Того-Которого-Нежелательно-Называть. Банкир, как видно из наших изысканий, - популярная профессия среди детей депутатов. Сын другой мажилисвумен, Гульжан Карагусовой, - Фархад - только в декабре прошлого года уволился с должности зампреда правления БТА Банка.

Мукаш Искендиров, генеральный директор ТОО "Казфосфат" (предприятие, по сути, олицетворяет собой фосфорную промышленность Казахстана), - счастливый отец двух успешных детей: сына Абая, успевшего поработать управляющим директором фонда "Самрук-Казына", ныне вице-министр экономического развития; и дочери Шолпан - заместителя председателя правления Альянс Банка. Не менее счастливая отцовская доля и у новоиспеченного председателя Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (в миру - финполиция) Рашида Тусупбекова. Один из его сыновей, Жанат, до вчерашнего дня являлся гендиректором АО "КазМунайГаз - Переработка и маркетинг".

А вот некогда скандально известный руководитель национальной компании "Казахтелеком" Хайрат Карибжанов, ежемесячной зарплате которого ($364 тысячи) в свое время удивился даже глава государства, может спать спокойно. Гены его живут в сыне, Марате Карибжанове, управляющем директоре АО "Фонд недвижимости "Самрук-Казына". Сын заместителя председателя мажилиса Сергея Дьяченко - Олег - также поработал директором дирекции по региональному развитию и директором департамента по связям с регионами ФНБ "Самрук-Казына". Исполнительным директором фонда до недавнего времени работал Игорь Школьник - сын президента "Казатомпрома" Владимира Школьника. Теперь младший Школьник стал владельцем Орского НПЗ "Русснефти" (завод, находящийся в Оренбургской области, по данным российской газеты "Ведомости", Игорь Владимирович купил за 280 миллионов долларов).

TOO "Азиатский Газопровод" - просто заповедник трайбализма. Среди его руководства - сразу две широко известных в узких кругах фамилии. Генеральным директором служит Беимбет Шаяхметов, сын бывшего министра образования Шайсултана Шаяхметова, он же муж Умут Шаяхметовой, председателя правления Народного банка. А заместителем гендира по коммерции работает Руслан Жумагулов - отпрыск Бакытжана Жумагулова, министра образования и науки. Видимо, гранит науки в этих семьях предпочли заменить газом изобилия".

Чуть отстает от "Времени" по количеству названных фамилий газета "Караван" - издание публикует размышления главного редактора биографической энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане" Данияра Ашимбаева, который уверен - в новом парламенте случайных людей нет.

"Вот Дарига Назарбаева - известный в стране и за рубежом политик. А Сагиятулла Сарсенов - сын председателя Казпотребсоюза. Аманжан Рыскали - брат акима Атырауской области. Мама Глеба Шегельского Наталья Бандровская - руководитель медиахолдинга "Рика" в Актобе.

Сын ректора Валихана Бишимбаева - влиятельный чиновник, занимал высокие посты в правительстве и ФНБ "Самрук-Казына". Муж Гульмиры Исимбаевой был в свое время ректором КазГУ. Муж Дарьи Клебановой - крупный бизнесмен. Сын бывшего министра Гульжаны Карагусовой был заместителем председателя правления БТА Банка. Известна семья Усенгельды Медеуова: один брат - аким района, другой - был ректором ряда южных университетов. Сын бывшего акима Серикбая Нургисаева работает в одном из институтов развития на высокой должности.

У Нурлана Нигматулина брат - сенатор. Семья Мейрама Пшембаева - и в бизнесе, и в исполнительной власти. Сын Айткуль Самаковой - председатель правления АО Kazakhstan Petrochemical Industries. Сын бывшего министра МВД Каирбека Сулейменова - заместитель прокурора Алматы.

Можно долго перечислять. Ясно одно, в нынешнем составе Парламента нет случайных людей. (...)

Депутаты "Нур Отана" не могли не выразить доверия своему же правительству - ведь оно выполняло программу партии. Хотя наломано немало дров в реализации антикризисной программы, в административной реформе, в банковской сфере, на рынке труда. Поэтому камикадзе на пост премьера не было.

По большому счету, все министры и акимы ответственны лишь перед президентом. Премьер-министр играет роль координатора. Психологическая потребность в смене главы правительства была. Но как ни тасуй колоду, идет депрофессионализация в некоторых ведомствах. Об этом можно судить по тому, что министры сельского хозяйства и индустрии - юристы. Хотя в этих отраслях нужны профильные специалисты! А там, где нужны твердая воля и жесткое решение, начинаются дискуссии. Это видно по прошлогодним дискуссиям о хиджабе и по казахскому языку. Или посмотрите на недавний бум строительно-финансовой пирамиды, обвал которой чуть не похоронил экономику и держался лишь на нежелании банков и правительства менять правила игры. Всем было ясно, что это спекулятивный процесс, что страдают инвестиционная политика и реальный сектор. Но правительство, депутаты, акимы, а также и оппозиция, финансируемая тогда банковским лобби, активно занимались "распилом"..."

О карьере бывшего председателя Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (АБЭКП) генерал-майора Кайрата Кожамжарова рассуждает портал Гульжан.ORG. Издание устами бывшего сотрудника АБЭКП обсуждает очень тонкий момент - бывший руководитель самого скандального в последние годы карательного ведомства теперь сам находится на должности губернатора Акмолинской области, где может стать мишенью для бывших коллег.

"А теперь Кожамжаров простой аким, пусть и областной, и насколько я получаю сейчас информацию из финпола, очень переживает по этому поводу. Понять его можно - лишиться такого большого властного рычага после такой бравады и победных реляций над своими соперниками - это, конечно, тяжело психологически. Мало того, в данный момент времени Кайреке сам подставлен под удар. И удар могут нанести его собственные недавние подчиненные из финполиции.

Вот представьте, сейчас после смены руководства я подам документы на восстановление в органах финансовой полиции, а я это обязательно сделаю. И если меня восстановят и согласно моему послужному списку и опыту назначат начальником, к примеру, ДАБЭКП по Акмолинской области, а я ведь буду этого добиваться - так как Акмолинщина является моей родиной! - я же начну с удвоенной энергией заниматься противодействием коррупции в акимате Акмолинской области!

Важно еще и то, что теперь бывший глава финпола вынужден будет отчитываться перед четвертым согласно Конституции лицом в государстве - я имею в виду председателя правительства Карима Масимова. Конечно, к президенту зайти можно, но уже как раньше не будет: генерал финансовой полиции, всю жизнь корпевший над юридической литературой и, возможно, получавший наслаждение от демонстрации собственной силы, в момент ареста очередного коррупционера теперь вынужден будет вникать в проблемы водопровода и канализации (а в области, куда его назначили, с этим серьезная проблема), в вопросы посевной, разбитых дорог, строительства школ и больниц".

Снова и снова поднимает представитель Ассоциации приграничного сотрудничества Марат Шибутов вопрос усиления в ущерб интересам региональной элиты местных представительных органов членами "Нур Отана". На страницах сайта Информационно-аналитического центра изучения постсоветского пространства при МГУ им. М.Ломоносова эксперт заявляет - в преддверии расширения полномочий местных органов самоуправления губернаторы и мэры избавились от самых опасных людей.

"На самом деле именно в маслихатах развернулась наиболее жесткая политическая борьба на этих выборах - об этом можно судить по массовому отстранению кандидатов из-за "недостоверности сведений в декларациях о доходах и имуществе". Практически ситуация сложилась, что из 30-35 депутатом областных маслихатов не членами "Нур Отана" является 1-2 человека, то есть налицо ухудшение ситуации по сравнению с прошлыми выборами.

На мой взгляд, это делается в преддверии расширения местного самоуправления, о котором заявил президент в своем послании. Депутаты маслихата явно будет наделены в будущем большими полномочиями, поэтому акимы сделали все, чтобы в маслихаты не прошли люди, которые могли бы быть опасны. Надо отметить, что всегда были и есть представители местной элиты, которые по тем или иным причинам не были в "Нур Отане" или были в нем, но конфликтовали с областным партийным руководством. Вот их и убрали - я уже не говорю про оппозиционно настроенных кандидатов. С одной стороны - такая тактика превращает маслихат в монолит, а с другой - загоняет региональный протест во внеправовые формы. Тактический выигрыш, я думаю, обернется скоро стратегическим проигрышем - слишком много весовых людей было скинуто с политического поля".

"Это все очень сильно социально активизирует молодежь, потому что она сейчас апатична к политике, но когда им начнут отрубать "Вконтакте", Facebook, они начнут задумываться"

"Закручиванием гаек" в информационном поле страны называют различные эксперты новый закон "О телерадиовещании", подписанный недавно главой государства. Выход нового закона вкупе с арестами оппонентов действующего режима и обысками в редакциях оппозиционных изданий заставляет беспокоиться даже взвешенных обозревателей - слишком свежа в памяти лоботомия казахстанского ТВ, в результате которой аудитория республики в подавляющем большинстве перестала смотреть казахстанское телевидение, в полном составе перейдя в российское информационное поле.

Активнее других в отношении закона "О телерадиовещании" высказывается юридический портал Закон.KZ - издание публикует сразу два больших интервью по этому поводу. Один из экспертов - руководитель Медийного альянса Казахстана Адиль Джалилов уверен: в результате принятия закона казахстанский телерынок ухудшится по качеству и существенно сократится.

"Понятно, когда речь идет об "Интерфаксе" и других новостных сайтах, которые и позиционируются как СМИ, все хорошо - они имеют все права и обязанности СМИ. Но как можно расценивать средствами массовой информации и соответственно регулировать интерактивные сайты, социальные сети, чаты и прочее? Как можно регулировать контент Facebook, миллионов блогов и комментариев, которые по умолчанию не могут быть СМИ по определению? И с июля 2009 года огромное количество таких сайтов подпадает под риск, потому что кто угодно может разместить в качестве комментария на твоей странице любую противозаконную ерунду, сделать скрин и отправить в прокуратуру.

(...) Одно дело приструнить хозяина телеканала, вложившего 3-5 миллионов долларов, который будет стоять по стойке "смирно" перед Казтелерадио, министерством и т.д. ради этой суммы. Совсем другое дело - миллионы сайтов, которые можно регистрировать в любых доменных зонах. Закрыли одну, пошел в другую. Сотни тысяч умников, так называемых "гиков", которые рискуют максимум парой часов. Они потратили их на создание видеосервиса, который сохранят на запасном сервере где-нибудь в Голландии и выложат опять тот же контент на другом сайте через сутки максимум. А, скорее всего, этот контент будет выложен в популярной социальной сети и на блогах. Что сделает в ответ наше государство, не привыкшее действовать изящно? Оно начнет блокировать крупнейшие порталы. Livejournal - вполне убедительный пример.

Что будет в итоге? Я думаю, это все очень сильно социально активизирует молодежь, потому что она сейчас апатична к политике, но когда им начнут отрубать "Вконтакте", Facebook, они начнут задумываться: почему, зачем? А это всегда начало катаклизмов. То есть государство само создает почву для дестабилизации. В нынешних условиях, когда интернет "убивает" традиционные СМИ, необходимы либерализация и налоговые льготы, но никак не "закручивание гаек" и национализация отрасли".

В буквальном смысле постатейно разбирает новый закон в интервью тому же изданию президент Международного фонда защиты свободы слова "Адил соз" Тамара Калеева. По ее мнению, теперь государство будет активно использовать возможность ограничивать право общества на беспрепятственное получение и распространение информации.

"В законе есть статья 4 - "Основные принципы государственного регулирования в области телерадиовещания". На одной из ранних стадий работы над проектом, туда по предложению гражданского общества была внесена дословная формулировка Международного пакта о гражданских и политических правах - обеспечение реализации "прав граждан на свободное получение информации и ее распространение независимо от государственных границ".

Так вот, тот документ, который был внесен в Сенат, еще содержал эту формулировку, а в последнем варианте это право было уже кастрировано. Формулировку уже изменили, и теперь она звучит так: "обеспечение конституционных гарантий прав на свободное получение информации и распространение любыми, не запрещенными законом способами". Хотя Международный пакт имеет приоритет над нашими внутренними законами, тем не менее, его положения уже ограничены этим законом. И это не просто общие принципы, которые, как водится у нас, сами по себе, а жизнь сама по себе. Это принцип ограничения распространения информации, и он четко прописан во всем законе. Кому-то из влиятельных законодателей настолько не хочется информации без границ, что они даже выбросили формулировку, взятую из ратифицированного Казахстаном документа. Я уверена, это сделано не по недопониманию, а совершенно осознанно, и новое ограничение касается не столько кабельного вещания, сколько неподконтрольного государству телевидения, которое тысячи и даже миллионы казахстанцев принимают через индивидуальные спутниковое оборудование, в обиходе - спутниковые тарелки".

Любопытно, но ситуация, похоже, зашла так далеко, что даже близкие к властям издания довольно жестко высказываются о качестве казахстанских СМИ. В частности, по мнению автора информационно-аналитической интернет-газеты "Контур", скучные официальные телеканалы проигрывают информационную войну так называемым "аблязовским СМИ" вчистую.

"Последнее силовое давление на СМИ Мухтара Аблязова и их сотрудников - это в первую очередь результат поражения провластных масс-медиа на фронтах информационных войн. Будь власть сильна и эффективна в информационном пространстве, ей не пришлось бы столь грубо прибегать к методам силового подавления. Но когда нечего противопоставить в виртуальном пространстве, приходится гиперкомпенсироваться в реальном.

Казахстан стабильно пребывает в условиях информационных войн, просто разной степени интенсивности. Последний всплеск был вызван не столько парламентскими выборами, сколько кровавыми событиями в Жанаозене. Но это не означает, что только двумя данными моментами все и ограничилось. Под катализаторами в виде этих событий развернулся очередной раунд межклановых войн, стали сводить счеты политические противники, активизировались всевозможные протестные и амбициозные группы, внутренние распри на различных уровнях.

Официальное телевидение как-то сразу оказалось вне игры. Оно так опутано всевозможными ограничениями и мелочной опекой со стороны администрации президента и других органов государственного управления, что по процедуре действий не может работать оперативно и эффективно. Примерно то же самое, что бессилие белопольного шахматного слона на черных клетках доски.

(...) Разумеется, поражение провластных ресурсов отнюдь не предопределенный результат. Просто процветающая система "распилов" как продолжение ускоренного процесса разложения бюрократии лишает непосредственных исполнителей необходимых финансовых ресурсов. Лишенные должной денежной мотивации, они просто не в силах активизировать свой креатив. Те немногие провластные сайты, которые оригинально играли за власть даже в условиях дефицита необходимых ресурсов, на почве нехватки масштаба не могли получить широкой пользовательской аудитории.

Хотя события и происходили главным образом в виртуальном пространстве, но масштабы участников представить и соотнести вполне можно. Масс-медиа Мухтара Аблязова - это что-то вроде повстанческой армии, которая довольно хорошо обеспечивалась необходимыми ресурсами и координировалась. Сайт "Гульжан. орг" из разряда басмаческих отрядов, про которые никогда не скажешь наверняка, за кого воюют. Официальные веб-ресурсы органов власти и правоохранительных структур как города с намертво засевшими в них гарнизонами - никогда не выйдут на помощь или хотя бы обозначат свое присутствие. Активные и креативные, но малочитаемые сайты на стороне власти - что-то вроде "эскадронов смерти", блуждающих на просторах Всемирной паутины и сражающихся с врагами режима. Они доставляют повстанческой армии проблемы, но не имеют должного масштаба ресурсов для ее сокрушения.

А вот "повстанцы" оказались хозяевами положения. Пользуясь бездействием сил, подготовленных и снаряженных по линии "электронного правительства", они с упоением распускали слухи, спекулировали на дефиците информации и пускали в эфир дезинформацию под видом проверенных сведений. Равноценного противодействия в виртуале все это не получило, потому что когда инициатива не поощряется, а креативность не финансируется, то методом тупого информационного навала такие бреши не компенсируешь".

Довольно резко по поводу сложившейся ситуации высказались и эксперты в блиц-интервью газете Central Asia Monitor - по их мнению, в Казахстане началась "туркменизация".

Ганна Красильникова, глава юридической службы Международного фонда защиты свободы слова "Адил соз": Исходя из контекста событий и изменений в законодательной сфере, в частности я имею в виду Закон о телерадиовещании и новые правила по телефонной и интернет-связи, у меня, как у юриста, складывается четкое ощущение, что все действия (законодательные и прочие) власти направлены на дозирование и контроль информации.

(...) Такие процессы я в силу того, что имела возможность наблюдать нечто подобное в Туркменистане, обычно называю "туркменизацией". Это когда народу фактически оплачивают коммунальные услуги, а взамен никто не должен ничем интересоваться и проявлять к чему-либо какой-то интерес. Социальные преференции взамен свободного доступа к информации. Уровень потребителя, который имеет право просто жить: кушать, спать, размножаться. И ничем больше не интересоваться и не иметь права знать. Не участвовать в управлении государством, постоянно заниматься восхвалением государственной власти, не критиковать. Хотя по нашим законам критика предусмотрена как правомерное действие и не наказуема.

Нурлан Еримбетов, политолог, шоумен: Выскажу парадоксальную мысль. Общество, которое уходит в себя, которое не получает адекватную информацию, которое не видит столкновения мнений и победы самой рациональной точки зрения, - очень сложно регулировать, его настроения очень трудно предугадать. Граждане такого общества привыкают скрывать свои чувства и эмоции. Они не высказывают ни радости, ни тревоги, ни ожиданий, ни пессимизма. У всех равнодушно отрешенные глаза, по которым никогда не определишь, чего от этого общества, от этого народа можно ждать. И в этом кроется наибольшая опасность для власти. Это ситуация, когда не знаешь, где взорвется, когда не знаешь, на кого можно опереться, а на кого рассчитывать не стоит. Когда маргинала нельзя отличить от высокообразованного человека. Когда националиста нельзя отличить от интернационалиста. Все будут одинаково безликими. Вот это очень опасно.

Сейтказы Матаев, председатель "Союза журналистов Казахстана": Я думаю, что на следующем этапе государство в какой-то степени будет пытаться если не контролировать, то хотя бы регулировать интернет и сетевые издания, и особенно социальные сети. Мы все прекрасно знаем, что последние события в арабском мире так или иначе связаны с "Фейсбуком" и "Твиттером". Государство начинает понимать, что эти сегменты нельзя упускать из вида и если у него есть такие возможности, то нужно пытаться регулировать интернет. Чего я опасаюсь, так это того, что придет такое время, когда ситуация с интернетом тоже осложнится. Хотя пока с технической точки зрения сделать это практически невозможно. Но последние подвижки власти в этом направлении, особенно после событий в Жанаозене, после выборов, когда в сети появились какие-то комментаторы, какие-то блоггеры, которые, возможно, сидят в одном месте и начинают своевременно отслеживать проблемные ситуации и давать комментарии в пользу власти, не внушают оптимизма. Уверен, что многие наши коллеги прекрасно улавливают и понимают суть происходящих процессов.

Не менее любопытны в контексте происходящих событий и новые правила, выпущенные правительством, которые позволяют регулировать работу в интернет-клубах. Оппозиционная "Республика" опрашивает экспертов - зачем нужно новое ужесточение?

"Пользоваться услугами интернет-клубов в Казахстане можно будет только после предъявления удостоверения личности, плюс в них запрещено использовать прокси-серверы и предоставлять доступ к запрещенным в стране сайтам. Такое постановление недавно приняло казахстанское правительство.

Согласно новым правилам, еще не вступившим в силу, владельцы пунктов общественного доступа к интернету должны будут вести специальный электронный журнал пользователей. В него будут записываться фамилия, имя и отчество пользователя, время начала и завершения работы в Сети, номер компьютера, на котором тот работал. Срок хранения данных о пользователях должен быть не менее полугода. Всю эту информацию владельцы интернет-клубов при необходимости смогут предоставить органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

(...) Вице-президент интернет-ассоциации Казахстана Александр Ляхов, напротив, видит в контроле позитивное начало.

- К примеру, раньше люди могли выйти в интернет из любого интернет-клуба, написав всякую гадость, причем их нельзя было определить. Чем дальше, тем больше государство будет контролировать интернет-пространство, и это нужно воспринимать как должное, - уверен г-н Ляхов.

В свою очередь представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в РК Марат Шибутов считает, что новые правила - обычная формальная кампания по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

- На самом деле ничего это не даст: ни в плане предотвращения терактов, ни в плане предотвращения экстремизма, просто силовики поставят очередную галочку в плане, а у владельцев интернет-кафе появится больше головной боли, - отметил Марат Шибутов. - Власть такими мерами просто обучает население пользоваться все более изощренными способами обхода блокировок и запретов, и к чему это приведет - малопонятно.

По мнению же президента международного фонда защиты свободы слова "Адил соз" Тамары Калеевой, "такими шагами мы быстро дойдем до Узбекистана и Туркмении".

- Если человек не замышляет какое-то зло, то у него не возникнет проблем в предъявлении удостоверения личности. Другой вопрос в том, что идет запрет на использование анонимайзеров, - это ограничение доступа к информации совершенно незаконно, - полагает г-жа Калеева".

"Относительно низкая кредитная активность банков обусловлена низким качеством имеющегося кредитного портфеля"

Кредитный голод вкупе с ростом судебных исков против банков предвещают СМИ в ближайшем будущем - по данным Национального банка, казахстанские БВУ стоят перед риском нехватки долгосрочного фондирования. Вместе с тем, в Казахстане наметился любопытный тренд - все больше заемщиков обращаются в суд, считая, что банки предоставляют в договоре неполную информацию. Об отсутствии у банков "длинных денег" пишет "Республика" чей материал, впрочем, почти полностью воспроизводит позицию Национального банка страны.

"При увеличении потребности экономики в кредитных ресурсах банки могут столкнуться с дефицитом долгосрочного фондирования, так как депозитная база не сможет удовлетворить растущую потребность банков в нем", - отмечается в документе Национального банка.

В отчете подчеркнуто, что относительно низкая кредитная активность банков обусловлена низким качеством имеющегося кредитного портфеля вкупе с консервативной политикой банков в части принятия кредитного риска на фоне неопределенности экономических ожиданий.

"В 2011 году в силу улучшения общеэкономической конъюнктуры и, в частности, финансового состояния заемщиков наиболее значимым фактором ухудшения кредитного портфеля становится отсутствие замещения безнадежных кредитов вновь выдаваемыми. При этом наблюдается тенденция сохранения объема "работающего" портфеля в целом по системе на одном уровне, - поясняет регулятор. - Таким образом, банки стремятся поддерживать уровень процентной маржи на приемлемом уровне путем выдачи ограниченных объемов займов наиболее качественным заемщикам".

Отдельной строкой в отчете затронуты вопросы оздоровления портфеля через реструктуризацию долгов отдельными банками, где показатель эффективности оценен как "низкий" в силу "мягкой" реструктуризации и "неготовности списывать часть долга заемщика и брать на себя убытки в результате прощения задолженности".

Как результат, реструктуризация позволила снизить интенсивность процесса миграции займов из высоких классификационных категорий в более низкие, однако не позволила кардинально оздоровить кредитный портфель, уверены составители документа. Этому процессу также способствовали неурегулированность вопросов налогообложения доходов от восстановления провизий и отсутствие механизмов управления непрофильными активами".

О новой казахстанской забаве - судебных тяжбах с банками - пишет "МК в Казахстане". Издание изучило банковские договоры и нашло некоторое несоответствие с действующим законодательством. "К нам обратились группа жителей Тараза и Жамбылской области. Они вот уже пятый год судятся с Альянс Банком, дошли до Верховного суда, но конца и краю процессу не видно. А сначала, как им казалось, ничто беды не предвещало...

"В 2007 году по договору банковского займа Жамбылский филиал АО "Альянс Банк" предоставил нам займы, - пишут они. - Как казалось тогда, на выгодных, по сравнению с другими банками, условиях. Мы подписали договора банковского займа".

В то время кредитование по предоставлению потребительских беззалоговых займов в Таразе осуществляли банк "Каспийский", Народный банк Казахстана и прочие, которые предоставляли кредиты под 21-23% годовых. На их фоне предлагаемая АО "Альянс Банк" ставка вознаграждения 19% казалось вполне разумной. "Однако впоследствии выяснилось, что указанная в договоре ставка вознаграждения не была применена банком при формировании графика погашения, - негодуют заемщики. - Расчеты сумм вознаграждения за пользование займом производились банком исходя из другой, более высокой ставки, не указанной в договоре".

Ну так уж и не указанной! А если хорошенько поискать, под микроскопом? Открываем договор банковского займа одного из заемщиков, Ержана Барменова, - его дело рассматривалось Таразским городским судом первым. Невооруженным глазом на первой же странице договора в разделе "Предмет договора" читаем: "За пользованием Займом Заемщик выплачивает Банку Вознаграждение в размере 19% в год, комиссию за ведение банковского счета в соответствии с пунктом 6.1 настоящего договора, суммы которых рассчитывается согласно Графику платежей". С грамматикой у банка проблемы, но, в принципе, все понятно. Берем микроскоп, смотрим вышеупомянутый пункт - его мы обнаружили на второй странице. "Комиссия за выдачу займа составляет 9,8% от суммы займа. При этом комиссия удерживается Банком без дополнительного согласия заемщика, непосредственно из выдаваемой суммы Займа".

А что, гламурненько! Правой рукой банк деньги дает, левой рукой тут же, не отходя от кассы десятину себе назад забирает. За что, спрашивается?! За нечеловеческий, адский труд отшуршать заемщику энную сумму наличности! Но читаем дальше: "Ежемесячная комиссия за ведение банковского счета составляет 0,5 процента от суммы займа". Это еще 6 процентов годовых, - сколько всего получается? Профессионально работают, приятно поглядеть!

Все? Вроде бы все - существенные условия договора перечислены, остается только всякая мура вроде конфиденциальности и реквизитов сторон. Но раз был червячок в виде 19 процентов в год, то обязательно должен быть и крючок, ищем дальше! Настраиваем микроскоп на максимальное разрешение, протираем окуляры фланелью - вот он! В разделе "Заключительные положения" находим пункт 9.5. Я сам литератор, я вам определенно скажу: это шедевр! С бухты-барахты такого не ляпнешь, сие есть плод долгих трудов высококлассного профессионала, великого мастера в области непостижимой словесности. Начнем с того, что этот пункт состоит из одного-единственного предложения, но какого! В этом предложении 69 слов! Для сравнения - среднее число слов в предложении на русском языке не превышает 12-14, иначе читатель просто перестает понимать, что имеет в виду автор. Но в данном случае это, видимо, не является недостатком.

Не буду (из экономии места) цитировать пункт 9.5 целиком, приведу только самые сливки: "...сообщаем, что размер годовой эффективной ставки по данному виду услуг составляет шестьдесят два целых шесть десятых процента..." Вот именно так и написано - не цифрой, а прописью, не выделяясь из текста. Пламенный привет заемщику от руководства банка! Он это подписал!

(...) На всякий случай уточним: эффективная ставка - это ставка вознаграждения в достоверном, годовом, эффективном, сопоставимом исчислении. На ее размер влияют многие факторы: это и срок кредита, и вознаграждение, и различные комиссии. Комиссии зависят от политики банка. Их можно изобрести много: например, за рассмотрение заявки, за открытие ссудного счета, за выдачу займа, за обналичивание, за ведение счета - и так до бесконечности. Кстати, Верховный суд России признал все комиссии, взимаемые банками при обслуживании кредитов, незаконными и отменил их. Но здесь вам не тут, и законодательство Казахстана фантазию банкиров ничем не ограничивает. Точнее, почти ничем.

В соответствии с требованиями п.2 постановления Агентства по финансовому надзору №215 банки указывают годовую эффективную ставку вознаграждения в едином формате, одинаковом по форме, величине и стилю (курсив, полужирный, выделение цветом, размер) оформления шрифтов с другими ставками вознаграждения, в том же предложении, в котором отражена ставка вознаграждения банка. Напомним, что в договоре, предложенном Альянс Банком, ставку вознаграждения Барменов узрел на первой же странице, эффективную же ставку, написанную прописью, он так и не обнаружил на третьей".