"Случаи смертей в небоевых условиях продолжают преследовать армянскую армию, и связанная с этим дедовщина, должностные злоупотребления и иное неприемлемое поведение вызывает озабоченность в связи с нарушением военной дисциплины и должного поведения командующего состава. Данная проблема и очевидная неспособность властей решить ее влияет как на процесс реформирования оборонной сферы в Армении, так и на региональный баланс сил", - говорится в докладе, подготовленном и опубликованном международным аналитическим центром Oxford Analytica.

В докладе отмечается, что c каждым смертельным случаем или ранением подрывается доверие по отношению к вооруженным силам и его командованию. И вопрос заключается в том, сумеет ли правительство страны восстановить контроль до того, как кризис превратится в серьезный политический вызов или нет.

Как считают эксперты, неспособность решить вопрос смертей в армии в небоевых условиях подрывает недавний прогресс в реформировании военной сферы, что может перерасти в политическую проблему до предстоящих в мае парламентских выборов, объединив и мобилизовав отдельные группы. Данный вопрос также может вызвать некое напряжение в региональной стабильности власти, если Азербайджан начнет рассматривать это как спад традиционного господства армянской армии.

Эксперты констатируют, что министр обороны Сейран Оганян пытается исправить ситуацию, меж тем политическое давление и общественное недовольство увеличиваются. Вместе с этим данный вопрос стал причиной раскола и внутри миноброны страны, где объединенная вокруг Сейрана Оганяна группа молодых и придерживающихся прозападных взглядов офицеров выступает за реформирование сферы, а другая, состоящая из старых и консервативных офицеров, в основном опасаются реформ и выступают против изменений.

Вторую группу возглавляют два консерватора - начальник генштаба ВС Армении Юрий Хачатуров и экс-министр обороны, генерал Микаел Арутюнян, однако они обладают меньшей поддержкой и пользуются меньшей симпатией среди офицеров среднего ранга, говорится в докладе.

В то же время отмечается, что, несмотря на высокие посты, консерваторы слабее сторонников реформ, так как они не представляют объединенную группу, а старшее поколение офицеров обладает меньшим опытом в современном командовании, так как ее авторитет исходит лишь из достижений в карабахской войне и их высоких позиций среди ветеранов войны, что, в свою очередь, ограничивает возможность получить поддержку других офицеров и отдаляет ее от сегодняшних властных центров вооруженных сил Армении.

Третьей причиной является то, что, по сравнению со своим предшественником, президент Серж Саргсян мало нуждается в командующих старшего поколения и часто выражает свое предпочтение более активному реформированию оборонной системы, что было предпринято Оганяном, и меньше отдает предпочтения стабильному статус-кво группы Хачатуров-Арутюнян. В армии консерваторы занимают высокие должности, но проигрывают сторонникам реформ.

Как говорится в докладе, старшее поколение не уступит с легкостью свою власть и влияние и попытается расширить свою личную и деловую связь с сетью карабахской элиты, стремясь сохранить свои позиции. Несмотря на то, что Оганян (как и Саргсян) также является видным членом той же карабахской элиты, как профессионал, он не имеет никакой личной связи с их деловыми интересами. Тем не менее, как бывший министр обороны, президент может быть уязвим со стороны "старых командующих".

Учитывая напряженность вокруг данной проблемы, вызовом станет восстановление дисциплины и установление в армии политики "нулевой терпимости". Несмотря на то, что были уже предприняты шаги по исправлению ситуации и определению ответственности офицеров, включая улучшение военного образования и расширение института прапорщиков, еще многое предстоит сделать с точки зрения образования и подготовки офицеров, а назначение офицеров должно необходимо проводить на основе личных достоинств, а не на достижениях в ходе карабахской войны, отмечается в докладе.

Констатируется также, что проблема стала известна в результате увеличения информации из армии, что исходило как из самих реформ, так и из программы самого Оганяна. На самом деле количество смертельных случаев в армии в небоевых условиях в 2011 году уменьшилось: в 2011 году их было 26, а в 2010 году - 43. Однако в контексте последних реформ, как считают аналитики, большая информированность и открытость для общества создают такое впечатление, что ситуация ухудшилась. Это опасно для Оганяна, так как без власти, необходимой для решения внутренней проблемы полностью, он может стать жертвой той самой прозрачности.

Кроме этого, противостояние со стороны противников реформ внутри министерства препятствовать его попыткам установления дисциплины. Это не соперники Оганяна, кто непосредственно ответственны за инциденты в армии, но они способны противостоять усилиям Оганяна, ускорив его провал или ослабив его власть, будучи обеспокоенными что их собственная вовлеченность в коррупционные схемы или недолжное поведение в структурах ВС может быть раскрыто.

Таким образом, реальным вопросом остается то, окажет ли Саргсян необходимую поддержку своему министру обороны для преодоления подобных вызовов. В противном случае, с началом предвыборной кампании перед майскими выборами, это может стать проблемой, объединяющей и мобилизующей представителей ряда сил - от правых националистов и кончая либерал-демократами.