СООЛ: Латвия игнорирует свои обязательства в сфере образования нацменьшинств
Латвия, 1 февраля, 2012, 17:05 — ИА Регнум. Вступившие в силу с 1 января 2012 года правила Кабинета министров Латвии, которые вменяют школам национальных меньшинств, начиная уже с первого класса, не менее 40% учебных часов преподавать полностью или частично на латышском языке, вступают в противоречие с гарантиями обязательной для Латвии Рамочной конвенции защиты прав национальных меньшинств
"С 1 января 2012 года вступили в силу принятые четырьмя днями ранее правила Кабинета министров номер 1006, существенно ограничившие возможности преподавания на родном языке в основных школах, осуществляющих программы образования национальных меньшинств. До вступления Правил в силу выбор языка преподавания в основной школе де-юре был свободен. Во всяком случае, школы имели право не принимать ни один из четырех образцов ассимиляционных программ, навязываемых им министерством образования и науки, и этим правом, по данным упомянутого министерства, воспользовались 13,5% образовательных учреждений. Теперь же, начиная с первого класса, не менее 40% учебных часов преподавание должно полностью или частично вестись на латышском языке", - говорится в заявлении.
О том, что новые правила Кабмина противоречат обязательствам Латвии, вытекающим из ратифицированной ею Рамочной конвенции защиты прав национальных меньшинств Совета Европы, свидетельствует, в частности, анализ отзыва о Латвии, принятого Консультативным комитетом по Рамочной конвенции еще 9 октября 2008 года, публикация которого была задержана правительством Латвии до 30 марта 2011 года, отмечают правозащитники. В упомянутом ими отзыве многократно (резюме, пкт. 132, 138, 143, 198, 199, 214) с тревогой и сожалением отмечается, что в последние годы существенно уменьшился объем использования языков меньшинств, как языков преподавания.
"Главным фактором этого уменьшения является ранее введенная аналогичная "процентовка" (не менее 60% учебных часов полностью на латышском языке) для средней школы (пкт. 138, 199). Напротив, ликвидированная новыми правилами Кабинета министров свобода выбора пропорции языков в основной школе всячески приветствуется и рассматривается, как свидетельство уважения правительства к интересам национальных меньшинств (пкт. 136) Следует отметить, что если "процентовка" для средней школы предусмотрена законом, то введенное "новшество" законом никак не диктуется и является исключительно добровольным Новогодним подарком правительства. Подарком, которого ни одна организация национальных меньшинств у правительства не просила.
В аннотации к проекту Правил, правда, упоминается, что привлеченные к его обсуждению представители национальных меньшинств против проекта не возражали. Но, с учетом того, что ни один из этих представителей национальных меньшинств публично проект Правил не поддержал, а широкой общественности стало известно о правилах только ПОСЛЕ их принятия, можно предположить, что отсутствие возражений обеспечено обманом или запугиванием со стороны правительства. Таким образом, исходящее из Рамочной конвенции обязательство принимать шаги, затрагивающие исключительно интересы национальных меньшинств только после обсуждения с ними, в данном случае выполнено не было", - утверждается в заявлении.
СООЛ присоединяется к мнению Консультативного комитета, считающего дальнейшее ограничение использования языков меньшинств в образовании недопустимым, и требует от правительства Латвии отменить несоответствующие Рамочной конвенции правила номер 1006.
"Мы еще раз подчеркиваем, что альтернативой неуместному и непропорциональному введению латышского языка в образование было бы: - билингвальное преподавание строго ограниченного круга предметов, связанных с географией и историей Латвии; - улучшение качества преподавания латышского языка, как отдельного предмета.
Мы предлагаем правительству публично проинформировать общественность о своих планах и достигнутых успехах в области преподавания латышского языка в школах национальных меньшинств.
Мы призываем самоуправления Даугавпилса, Риги, Резекне и других административных единиц, где представители национальных меньшинств составляют значительную часть населения, защитить их детей от ассимиляции.
А именно:
1) публично признать правила номер 1006 не отвечающими интересам национальных меньшинств и международным обязательствам Латвии;
2) использовать свои организационные и финансовые возможности для внедрения таких образовательных программ, в которых:
- преподавание латышского языка, как отдельного предмета, производилось бы на максимально высоком уровне;
- квота в 60% преподавания на родном языке была бы использована полностью;
- в остальных 40% учебных часов родной язык был бы представлен в максимальном объеме", - заявляют представители русских общественных организаций.
В заявлении акцентируется, что "сам факт и процедура принятия такового рода Правил является лишним доказательством невозможности интеграции общества в условиях, когда русский и другие языки национальных меньшинств законодательно объявлены иностранными". В заявлении также содержится призыв к гражданам Латвии высказаться по этому поводу на референдуме 18 февраля по инициированным обществом "Родной язык" и поддержанным 187 тысячами граждан Латвии поправкам к Конституции, предоставляющим русскому языку статус государственного.