Станислав Тарасов: "Граната" геноцида армян взорвалась: Николя Саркози против Турции
Сенат Франции после более чем шестичасового обсуждения одобрил законопроект, криминализирующий отрицание геноцидов, в том числе и геноцида армян в Османской империи 1915 года. За принятие этого документа проголосовали 126 депутатов, против - 86. Напомним, что этот законопроект предусматривает за отрицание геноцида армян наказание в виде штрафа в размере 45 тысяч евро и лишения свободы на год. Автором законопроекта называется депутат Валери Бойер.
Теперь в течение двух недель президент Франции Николя Саркози должен подписать закон, после чего он вступит в силу. В заявлении внешнеполитического ведомства Армении в этой связи указывается, что Франция "подтвердила свою ключевую роль бескорыстной защитницы общечеловеческих ценностей". Так сбывается обещание Николя Саркози, который перед визитом в страны Закавказья в октябре прошлого года обещал "взорвать гранату" и заставить Турцию "пересмотреть свою историю со всеми темными и светлыми сторонами". "Граната" действительно "взорвана", а с историей могут быть проблемы.
Напомним, что после принятия законопроекта Национальным собранием Турция в знак протеста отозвала своего посла из Парижа для консультаций и заявила об отмене двусторонних официальных визитов и о приостановке с Францией политического и военного сотрудничества. Более того, глава МИД Турции Ахмет Давутоглу призвал французских сенаторов не принимать этот закон. Затем турецкая дипломатия, возвращая своего посла в Париж, сделала ставку на то, как сообщало "Радио Франс Интернасьональ", что удастся разыграть "карту" разногласий среди французских сенаторов. Радиостанция специально подчеркивала, что эти разногласия были связаны не с принадлежностью сенаторов к правому или левому политическому лагерю, а с количеством жителей армянского происхождения тех департаментов, которые представляют сенаторы. Поначалу так оно и шло. Профильный комитет французского Сената высказался против утверждения принятого Национальным собранием "армянского закона". Этот же комитет в начале мая прошлого года поступил точно так же. Но Елисейский дворец на сей раз продавил решение.
Если учесть, что во Франции проживает всего около полумиллиона граждан армянского происхождения, то необходимо признать факт либо их мощнейшего политического влияния, либо политики, которую собирается осуществлять в перспективе Париж, используя "армянский вопрос". Второе - вернее. Поэтому заявлениям функционирующей во Франции армянской партии "
Дело в том, что Париж начал осуществлять "развод" позиций армянской диаспоры и так называемых "русских армян", проживающих ныне в независимой Армении. Аналогичную позицию занимает и Анкара. Турецкие СМИ сообщали, что МИД санкционировал закрытые переговоры с представителями армянской диаспоры в США, готов даже рассмотреть их претензии и компенсировать понесенные в 1915 году материальные потери. Но, похоже, этим дело не ограничивается. Вывод проблемы геноцида армян на уровень большой политики приобретает уже геополитический аспект наряду с курдским вопросом, к чему Турция оказалась не готовой. Заметим, что в известных цюрихских протоколах, предусматривающих нормализацию отношений между Арменией и Турцией, проблема геноцида армян выводилась вообще из сферы большой политики в зону академического изучения. Однако Анкара под давлением Баку отказалась от ратификации этих документов, не предполагая, что история для нее станет тем самым мертвецом, который будет держать ее за ноги.
Не будем забывать и о том, что термин "геноцид" в международно-правовой системе появился только в 1948 году. Его автор Р. Лемкин оперировал еврейским и армянским геноцидами целенаправленно. В 1948 году появилось государство Израиль. Поэтому актуализация в нынешнем политическом контексте фактора геноцида армян является многозначительным событием. Франция убрала перед Турцией ранее выставленное "демократическое зеркало", в которое она пристально засматривалось в последние годы и стала нравиться сама себе. Президент Франции Николя Саркози в письме премьер-министру Турции Эрдогану специально подчеркивал, что "цель законопроекта - избавление от ощущения отрицания, которое долгие годы присутствовало во французском обществе", что проблема связана "со всеми геноцидами и присуща мировой практике", а "содержание законопроекта не подразумевает под собой ни одно конкретное государство или народ". Тем не менее, перед Турцией был выстроен мощнейший барьер на пути ее вступления в ЕС. Ранее Николя Саркози предлагал Анкаре вступить в создаваемый под его эгидой Средиземноморский союз, намекая на перспективу потери влияния США на Ближнем Востоке. Но Турция верила в американизацию региона, в свои возможности поверх Европы разыгрывать с американцами европейскую "карту".
Но она не оценила в полной мере способности Франции использовать разнообразные ресурсы для политического маневрирования в процессе создания для себя нового геополитического пространства. Именно Париж стал резко оттеснять Анкару из Северной Африки во время так называемой "арабской весны". А когда Германия заговорила о Турции как "образце демократии для исламских стран", Франция актуализировала "армянский вопрос", через который она получает реальные возможности обозначить свои позиции и на Кавказе, перебрасывая стратегический мост от западной армянской диаспоры к "русской".
Тем более, что саммиты в трехстороннем формате Медведев - Алиев - Саргсян не дали никаких результатов. На последнем саммите в Сочи глава России
Скорее всего, Париж в дальнейшем будет пытаться уже повести за собой и Ереван, что открывает определенные возможности для контрманевров турецкой и азербайджанской дипломатий. Главное только в способности воспользоваться создавшимся моментом.