Мнение: Автор "Момента истины" увидел в Шаймиеве отца нации?
Москва, 23 января, 2012, 19:04 — ИА Регнум. В Татарстане республиканская телекомпания "ТНВ" показала фильм
Как ни странно, ничего нового известный журналист не рассказал, кроме того, что несколько раз назвал Шаймиева "великим Минтимером Шаймиевым", "
В фильме автор использовал не только свои, присущие театральному критику эпитеты, но и интервью с юбиляром, диалоги с политологами, депутатами и отставным министром печати России. Один из участников сравнил Шаймиева с героем романа
Однако сам фильм начался с откровенной лжи. Депутат Госсовета
Не обошел Караулов и тему пресловутого "взятия Казани" в первые годы суверенитета. Слух "о танках на границе Татарии" первым запустил в 1990-е годы бывший шаймиевский советник
Караулов привлек Михаила Полторанина, чтобы тот рассказал, как было дело "на самом деле". Бывший ельцинский министр печати, не моргая, как чекист Гусев, поведал про какое-то совещание у Ельцина, где были Грачев, сам Полторанин, Ельцин и еще кто-то. Они обсуждали план взятия Казани. Потому что, как говорит Полторанин в фильме, "в Татарии приняли конституцию, и Госсовет отказался внести в нее какие-то правки". В ходе заседания выяснилось, что планеры, с которых планировалась сбрасывать десантников, остались на Украине, и поэтому решили Казань не брать. А еще Полторанин приписал себе в заслугу, дескать, это он уговорил Ельцина начать переговоры с Шаймиевым.
Теперь самое главное обратить внимание на "факты". Хакимов утверждал, что вторжение планировалось в дни референдума в марте 1992-го, а Полторанин говорит в фильме то ли про ноябрь, то ли про декабрь 1992 года - Конституция Татарстана была принята в ноябре 1992 года.
Министр обороны
Не менее театральный, чем автор фильма, бывший режиссер
Депутат Госдумы
Растрогал до слез рассказ артиста камаловского театра о том, как легендарный татарский режиссер Марсель Салимжанов, умирая в больнице, увидев обложку "Огонька" с портретом Шаймиева, принесенного ему в больницу, стал шептать "Минтимер,... Минтимер...". И умер.
Примечательно, что в карауловском киношедевре про Шаймиева говорят депутаты, бывшие депутаты, бывшие министры, нынешние министры, генеральные директоры и другая публика. И ни одного простого человека. То ли автор не нашел таких, то ли его целью было напомнить зрителю, что есть такой "великий Минтимер Шаймиев", то ли в утвержденном заказчиком сценарии не оказалось места для народа?
В фильме не было ни слова про выборы президента Татарии в 1991 и 1996 году, когда в бюллетенях была одна кандидатура - Шаймиев. Не было сказано ни про "бунт глав" в 1998 году, ни про то, как татарский "Дэн Сяопин" вытоптал все политическое поле в Татарии, отправив соперников то в отставку, то в Москву. И уж, конечно, ничего не рассказал Андрей Караулов про успехи на ниве бизнеса сыновей Шаймиева. Гордиться есть чем - "Форбс" не раз зачислял их в сотню самых богатых людей России.
Понятно, что история переписывается, и можно понять, когда переписывается через 100, 300 лет, но когда переписывается то, чему свидетелем были 90% еще живых зрителей - такое трудно не заметить и не удивиться. Как тут не вспомнить фронтовиков, которые в конце 1970-х ворчали по поводу "переломного сражения во