Ованнес Никогосян: Коммюнике Саргсян-Алиев в Сочи - знак благодарности Медведеву
Москва, 21 января, 2012, 19:04 — ИА Регнум. Очередные трехсторонние переговоры президентов России, Азербайджана и Армении по карабахскому урегулированию назначены на 23 января в Сочи. Со всеми недостатками, предстоящая встреча - важная веха в мирном процессе. Хотя, если оперировать терминологией известного конфликтолога из университета Джонса Хопкинса У.Зартмана, "спелый момент" в карабахском урегулировании еще не настал (1), тем не менее, сам факт продолжения поиска компромиссов важен с точки зрения недопущения образования вакуума.
Будучи юбилейной (10-ой по счету) для уходящего президента
Конечно, во всех столицах сопредседателей Минской группы
Новая трехсторонняя встреча - первая после многообещающего раунда в Казани (24 июня, 2011), когда стороны были в шаге от заключения важных договоренностей. Прорывные ожидания тогда еще более обосновались после выступления президента Армении
Через две недели после провала в Казани (8 июля, 2011) глава МИД РФ
Судя по ожиданиям международных наблюдателей, армяно-азербайджанский раунд в Казани можно было сравнить с палестино-израильским "Кемп-Дэвидом" 2000 года, но если по Карабаху прогнозы алармистов не оправдались, в ближневосточном сценарии провал переговоров привел ко второй волне Интифады.
Российский политолог
О сути переговоров не известно практически ничего, кроме опубликованных посредниками "шести принципов". Можно предположить, что стороны с посредниками обсуждают последовательность выполнения шагов, и, по всей видимости, в Казани стоял вопрос подписания "дорожной карты".
Благодаря Wikileaks, мы достоверно знаем только об одном инциденте, который проливает свет в гуще пропаганды. Речь идет о документе 10BAKU134, где президент Азербайджана Ильхам Алиев в разговоре с замгоссекретарем США
Новая встреча в Сочи будет иметь место после 8-месячного перерыва, и на нее окажут самое активное влияние сразу три фактора: международная напряженность вокруг Ирана, изменившийся статус г-на Медведева и заметно ужесточившиеся позиции Армении и Азербайджана.
В самом Нагорном Карабахе уже заявили, что не ожидают от встречи "прорывных" результатов. И у карабахцев есть все основания для пессимизма. Долгожданной встрече предшествовало заявление Алиева на заседании азербайджанского правительства о том, что переговоры не могут вестись "ради предотвращения войны", чем он, фактически, в очередной раз нарушил все Женевские конвенции, угрожая двум соседним государствам войной. С другой стороны, если опереться на свидетельство Дмитрия Медведева в интервью от 4 августа 2011 года об итогах пятидневной войны в Южной Осетии, публичные и "закадровые" стратегии Алиева противоречат друг другу. (4) Напомним, что в том интервью президент Медведев подчеркнул, что через неделю после августовской войны главы Армении и Азербайджана встретились с ним в Сочи и заявили о том, что предпочитают войне "бесконечные переговоры".
Но даже при этом после 2008 года милитаризм Азербайджана существенных изменений не претерпел. Кроме политических заявлений и пропаганды, обращает на себя внимание рост военного бюджета сторон, и если сравнить ее с "пред-августовской" Грузией, можно найти некую закономерность.
Военные расходы стран Южного Кавказа 2001-2010гг. Источник - SIPRI, 2011
Армения: 2001 − $140 млн, 2002 − 138, 2003 − 159, 2004 − 175, 2005 − 215, 2006 − 254, 2007 − 297, 2008 − 345, 2009 − 359, 2010 − 404.
Азербайджан: 2001 − $291 млн, 2002 − 313, 2003 − 391, 2004 − 474, 2005 − 554, 2006 − 1 138, 2007 − 1 237, 2008 − 1 666, 2009 − 1 473, 2010 − 1 421.
Грузия: 2001 - $50 млн, 2002 − 71.5, 2003 − 83.7, 2004 − 117, 2005 − 310, 2006 − 527, 2007 − 1 043, 2008 − 990, 2009 − 604, 2010 − 452.
Как видно, после "Революции роз" и прихода к власти президента Саакашвили (2003г.) военный бюджет Грузии вырос примерно в 12 раз (!!!), бюджет Армении на тот же период вырос в 2,5 раза, а бюджет Азербайджана - в 4,5 раза. Хотя и эти данные не могут быть объективным критерием оценки боеспособности армии Азербайджана, так как связанные с ВПК чиновники числятся среди самых богатых людей этой страны.
На текущей неделе глава МИД Армении
Президенты в Сочи должны нащупать новый "тоннель" для переговоров, чему в условиях приближающегося активного избирательного процесса и возможных пост-электоральных событий как в Армении, так и в России - будет очень трудно уделять время и внимание. В связи с этим, вероятно, на встрече в Сочи армянская сторона предложит более детальные форматы выполнения договоренностей о расследовании приграничных инцидентов, а подписание заявления по этому поводу станет своеобразным итогом четырехлетнего посредничества г-на Медведева.
Несомненно, президенты Армении и Азербайджана должны поблагодарить Дмитрия Медведева, который активно занимался поиском мирного разрешения конфликта все годы своего президентства, а в качестве официальной (публичной) благодарности возможно подписание совместного коммюнике.
Ованнес Никогосян - к.п.н., зав. Кафедрой политических процессов и технологий Российско-Армянского (Славянского) Университета, Ереван
Ссылки:
1. http://www.ethnopolitics.org/ethnopolitics/archive/volume_I/issue_1/zartman.pdf
2. http://www.politcom.ru/13172.html
3. http://vestikavkaza.ru/analytics/politika/14646.html
4. http://kremlin.ru/news/12204