Зафар Гулиев: Азербайджанский истеблишмент: суть и коллизии
1. Хотя преждевременно говорить о каких-то реальных симптомах коллизий внутри правящей элиты Азербайджана или угрожающем росте напряжения в обществе, тем не менее, уже можно констатировать глубокий кризис доверия к власти и явное сужение её социальной базы. Несмотря на беспрецедентный рост репрессивных ("полицейский кнут") и финансовых ("нефтедолларовые пряники") возможностей, правящий режим за последнее время лишил себя не только широкой поддержки народа, но и активной поддержки в слоях и группах (политических, экономических, региональных), доселе к нему лояльных. Режим, можно сказать, не только утратил кредит доверия общества, но и лишился значительной части поддержки тех групп и слоев, которые ранее были либо форпостом этой власти, либо проявляли лояльность к ней. Теперь у режима в основном только две опоры - "кнут и пряник", но, как показывает современный опыт ряда авторитарных стран, эти опоры вряд ли могут обеспечить власти долгую жизнь.
2. Стоит отметить также, что в последние годы значимо изменилась модель внутриполитического поведения правящего режима: от тактики имитации демократии власть перешла к тактике её правового блокирования. Прежние ожидания, что реакционная практика будет со временем ослабевать и дотягиваться до уровня прогрессивных законов не оправдались. Случилось противоположное: прогрессивное законодательство стало опускаться до уровня реакционной практики. Власть в последние годы осуществляет системную ревизию Конституции и законов страны, с целью блокирования всех каналов развития демократии и создания одномерного, закрытого и тотально управляемого общества. В этом плане, власть становится всё более правовой, но, одновременно, всё менее демократической. Период имитации демократии во многом уже остался позади, теперь идет период правовой апробации неоавторитарного курса.
3. Во внутриполитической жизни прослеживается опасная тенденция: явный рост государственного внимания и интереса к "августейшим" персонам сопровождается столь же явным ослаблением внимания и интереса к рядовым гражданам страны - к их проблемам, нуждам, чаяниям. Логика развития кланократии уже привела к ситуации, когда вся страна превращается в зону обслуживания интересов, капризов, амбиций и желаний правящей семьи и горстки влиятельных олигархов. Если вывести за скобки сферу пропаганды, то "его величество народ" постепенно становится совершенно лишним элементов в политической системе современного Азербайджана.
4. При этом, тяга к коррупционной и монополистской модели управления страной постоянно провоцирует власть на устранение "лишних" - тех, кто мешает. Круг активных участников социально-политической и экономической жизни в стране неумолимо сужается. Сегодня оппозиция, СМИ, НПО, независимый бизнес, да и само общество в целом уже вне этого активного круга и процесс устранения конкурентов начинает распространяться на тех, кто внутри этого круга - на "своих". Следует ожидать, что "политические и экономические смерти" ("зачистки") будут и далее следовать одна за другой, никого уже не удивляя: меньше игроков - больший выигрыш оставшимся. При этом, бизнес и сфера влияния "проигравших" попросту перераспределяются между оставшимися участниками игры. По тенденции в роли очередной жертвы произвола может оказаться не только каждый гражданин, но и почти любой представитель властвующей олигархической группы. По сути, действующая модель управления страной весьма не жизнестойка, поскольку постоянно тяготеет к "самопожиранию".
5. Главными центрами власти, силы и денег в Азербайджане являются (по иерархии):
• Семья (глава государства, первая леди и вся президентская "камарилья")
• Глава администрации президента
• Силовые министерства (прежде всего главы
• Некоторые другие крупные олигархи (министр транспорта
Подавляя, устраняя или подчиняя себе всех других конкурентов и разделив между собой сферы административно-политического и экономического влияния, эти властные группировки прагматически хорошо взаимодействуют, соблюдают негласное табу в отношении друг друга и, по сути, составляют цементирующий оплот коррумпированного правящего режима страны.
6. В течение ряда лет наблюдалась острая конкурентная борьба между двумя региональными кланами, составляющими прежде кадровую основу алиевской системы власти в стране - нахичеванцами и выходцами из Армении. Но с конца 2005 года, после серии арестов, кадровых зачисток и переделов собственности, выходцы из Армении существенно утратили свой потенциал политического и экономического влияния. Вместе с тем, они все ещё достаточно широко представлены во всех структурах власти и в системе номенклатурного бизнеса и, учитывая их амбициозные планы, "пассионарную" энергию и скрытое недовольство всесилием нахичеванцев, можно предположить возможность обострения в ближайшем будущем межрегиональной борьбы.
7. В настоящее время можно говорить о наличии элементов латентной борьбы и по тенденции вызревающего напряжения между родственными группировками (кланами) внутри самой Семьи - между утрачивающими "династийную гегемонию" Алиевыми (родственниками
8. В последние годы правящий режим проводит курс предельного упрощения конфигурации власти: на самой вершине пирамиды "королевская семья", которая управляет страной с помощью "виртуозного" аппаратчика" Рамиза Мехтиева, "сборщика денег" Кямаледдина Гейдарова, "гарантов стабильности" Рамиля Усубова (МВД) и
9. Сохраняется также риск геополитического размежевания внутри правящей элиты. Пока президент осуществляет более или менее сбалансированную внешнюю политику, противоречия между протурецки, прозападно и пророссийски настроенными олигархами и группировками внутри власти не столь заметны и очевидны. Но если во внешней политике будет сделан однозначный крен в ту или иную сторону, эти латентные противоречия могут принять явный характер и катализировать рост коллизий как внутри самой власти, так и во внутриполитической жизни страны.
10. На данный момент преждевременно говорить о каких-то явных тенденциях, способных привести к резкому обострению политического напряжения в обществе, к расколу внутри власти и дестабилизации ситуации в стране. Внутренние ресурсы общества для воздействия на власть пока ещё слабы, а в самой правящей элите не просматриваются тенденции значимого размежевания позиций или существенного обновления внутриполитического курса. Так что, скорее всего, в ближайшее время будет продолжаться линия тотального доминирования "капризной" власти во всех сферах жизни и подспудного роста энергии недовольства в обществе. Вместе с тем, ставя всё общество в ситуацию "вне игры", произвольно манипулируя правовыми нормами и репрессивно выдавливая из власти и бизнеса всех конкурентов, правящий режим сам катализирует рост недовольства и формирует вокруг себя потенциальные очаги напряжения, которые уже в скором времени могут стать для него серьезной проблемой.