Южная Осетия, Приднестровье, Карабах: откуда черпает оптимизм Дмитрий Медведев?
Информация о подготовке к очередной трехсторонней встрече с участием президентов России, Азербайджана и Армении, посвященной поиску путей урегулирования нагорно-карабахского конфликта, получила официальное подтверждение. Встреча состоится 23 января в Сочи. Международные и местные эксперты не предвещают каких-либо существенных подвижек в данном процессе. Пессимизм в этом плане настолько велик, что сама информация о подготовке такой встречи оказалась для большинства из них сюрпризом.
Еще свежи в памяти многообещающие заявления МИД России, озвученные в преддверии "рубежной" встречи трех лидеров в Казани 24 июня 2011 года. Переговоры тогда действительно оформили некий "рубеж" - но полной нестыковки позиций конфликтующих сторон, "рубеж", за которым последовала стагнация, еще более ожесточенная информационная война и резкий рост напряженности на линии фронта. Нужна ли была вообще эта встреча? Сказать сложно. С чем же идут стороны к новому раунду переговоров в Сочи, и в чем вообще смысл посреднических усилий уходящего президента
После провала в Казани официальные лица Армении заявили, что азербайджанская сторона выдвинула на "рубежных" переговорах ни много, ни мало, а целых 10 новых условий к уже вроде бы согласованному пакету базовых (Мадридских) принципов урегулирования. Баку не стал опровергать данную информацию, не последовало каких-либо внятных комментариев и со стороны сопредседателей Минской группы
Тем не менее, даже если армянская сторона распространила заведомо ложную информацию о десяти новых условиях азербайджанской стороны, что весьма сомнительно, существует еще одно, гораздо более весомое свидетельство того, что Азербайджан не заинтересован в достижении прогресса именно в той логике, в которой к нему идут посредники. В логике, которая позволяет говорить о политическом решении конфликта, а не о капитуляции одной из сторон, чего без новой войны добиться практически невозможно. Речь о колоссальных усилиях, затраченных Азербайджаном с целью торпедирования процесса нормализации армяно-турецких отношений, хотя именно он и был призван разрушить статус-кво, цементирующий текущую ситуацию в зоне карабахского конфликта.
В октябре 2009 года, когда Армения и Турция парафировали в Цюрихе протоколы по установлению дипломатических отношений и разблокированию армяно-турецкой границы, втянутые в процесс западные, особенно американские, политики усиленно убеждали всех, что этот процесс никоим образом не связан с карабахской проблемой. Но чем настойчивее они это твердили, тем очевиднее становилась такая связь. Открытая армяно-турецкая граница, по замыслу посредников, должна была стать тем "носиком чайника", через который, возможно, удалось бы выпустить карабахский "конфликтный пар". Вывод Армении из блокады мог бы привести к тому, что армянское политическое руководство в более безопасной обстановке, без постоянной оглядки на потенциальную турецкую угрозу, под гарантии международного сообщества смогло бы начать подготовку к выводу своего военного контингента с территорий вокруг Нагорного Карабаха. И от Еревана этого, безусловно, потребовали бы - взамен на усилия по разблокированию!
И когда сегодня президент Азербайджана
Весьма характерно комментирует застопоренный армяно-турецкий процесс директор европейских программ International Crisis Group (ICG)
А теперь рассмотрим, какой тактики придерживается Баку на текущем этапе, перед встречей в Сочи. В своем последнем выступлении, мало отличающемся по тональности и смыслу от всех предыдущих, азербайджанский президент заявил буквально следующее: "Мы и раньше заявляли, что в принципе согласны с предложениями, представленными обеим сторонам на заседании министров иностранных дел ОБСЕ в конце 2009 года (заявляли, но 10 новых условий выставили - В.А.). Эти принципы выдвинули не мы, а сопредседатели. Если те принципы все еще в силе, то тогда этот конфликт может быть урегулирован. Я достаточно информировал общественность о тех принципах: территориальная целостность Азербайджана не ставится под сомнение, граждане Азербайджана возвращаются на все оккупированные земли и в будущем в неопределенное время и в неопределенной форме будут выдвинуты предложения о статусе Нагорного Карабаха. Основной вопрос заключается в том, что без согласия Азербайджанского государства Нагорному Карабаху не может быть предоставлен никакой статус".
Официальный Ереван в последнее время практически перестал реагировать на подобные безапелляционные заявления азербайджанского руководителя. Начнем с того, что в Мадридских принципах, о которых говорит Ильхам Алиев, принцип территориальной целостности упоминается в одном ряду с правом народов на самоопределение. То есть, информация, которой азербайджанский президент делится с общественностью своей страны, как минимум, предвзятая и не соответствует реальному содержанию данного документа. Алиев специально акцентирует на "неопределенности" сроков и формы "выдвижения предложений" по статусу Нагорного Карабаха, хотя именно в определении этого статуса и состоит реальная задача переговорщиков и суть самого конфликта. Но дело в том, что предложения по этой части как раз уже выдвинуты. Базовые принципы, которые предполагается обсудить в Сочи, совершенно четко формулируют, как минимум, форму определения статуса НКР - "юридически обязывающее волеизъявление", то есть референдум. Что касается сроков, очевидно, без их определения референдум не состоится, а это значит, что Нагорный Карабах так и останется в том статусе, в котором живет сейчас - де-факто независимости от Азербайджана.
Еще одна цитата Алиева: "Азербайджан не позволит, чтобы переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта были направлены не на решение проблемы как таковой, а лишь сводились к недопущению новой войны в регионе". Однако, каким же образом Ильхам Алиев планирует добиться решения конфликта, если он отметает всякую возможность определения статуса конфликтного региона? Если он фактически предлагает Нагорному Карабаху, а заодно и Армении капитулировать? По сути дела, азербайджанский президент оставляет на повестке дня только один вопрос - решится Баку на новую военную кампанию или нет?
Один из наиболее информированных в карабахской проблематике западных экспертов
К оценке британского эксперта можно добавить лишь то, что, постоянно поддерживая высокий градус милитаристской риторики и направляя внимание азербайджанской общественности на внешнюю проблему, Ильхам Алиев достигает пропагандистского эффекта - снижает уровень внутреннего протеста, вызванного тем, что экономические успехи его правительства не в полной мере отражаются на повседневной жизни рядового азербайджанца. С другой стороны, открыто угрожая новой войной, азербайджанский президент пытается вызвать давление международных посредников в сторону Армении. Тактика эта довольно сомнительная, учитывая во многом противоположные региональные интересы Запада и России, что вынуждает их постоянно маневрировать и балансировать взаимоотношения с Ереваном и Баку.
Таким образом, необходимо констатировать, что предстоящая встреча в Сочи в принципе не должна привести к какому-либо ощутимому прогрессу в карабахском процессе. Но тогда не совсем понятно то рвение, с которым российская сторона в лице Дмитрия Медведева осуществляет посредническую миссию. 24 декабря российский президент в интервью государственной телерадиокомпании Азербайджана - AzTV заявил следующее: "На мой взгляд, это (карабахский конфликт - В.А.), может быть, единственный конфликт на постсоветском пространстве, который в настоящий момент можно урегулировать". По его словам, "все зависит от доброй воли (!) сторон, от их возможности и желания слышать аргументы друг друга, и, скажем прямо, не бывает простых решений. Договориться можно только на компромиссной основе. То есть каждая сторона должна пройти свой путь. Россия этому будет способствовать и дальше".
Сложно понять, в каком из заявлений Ильхама Алиева, сделанных за последние годы, можно найти хотя бы намек на "добрую волю". Наоборот, в Баку, кажется, сделали ставку на тотальное давление. Ситуация для Армении отягощена тектоническими сдвигами международного и регионального масштабов - эскалацией ситуации на Ближнем Востоке, сближением России и Турции в энергетической сфере, возможностью дестабилизации ситуации вокруг Ирана, принципиально новой внутриполитической реальностью в России и Грузии. На "карабахскую карту" Азербайджаном поставлена и судьба Габалинской РЛС.
"Для защиты Карабаха Армения сделает все, что в ее силах", - говорит Томас де Ваал. Но здесь есть принципиальный момент. Силы Армении на сегодняшний день во многом зависят от стабильности политической линии Кремля. И речь в данном случае не о том, что Москва попытается оправдать свой оптимизм за счет интересов Армении. Хотя и этот сценарий полностью нельзя исключать. Опасность кроется в попытках действующей российской власти демонстрировать влияние и предпринимать шаги там, где эффективность этого влияния весьма сомнительна, а необдуманные шаги ведут не к успеху, а к провалу и конфузу. Скандальное вмешательство в ход президентских выборов в Южной Осетии и ничем не оправданная тактика уступок в Приднестровье, осуществляемая путем давления на политическую элиту этой республики, целиком и полностью зависящей от Москвы, не должны оставлять у Еревана каких-либо иллюзий относительно источников оптимизма российского президента. И это та ситуация, когда выход из жесткого силового клинча с Азербайджаном может обернуться для армянской стороны весьма плачевными результатами, а для России - потерей последнего военно-политического союзника в регионе. Так стоит ли для этого устраивать переговоры в Сочи?