Давид Арутюнов: "Ормузский кризис" в глобальной игре США
В конце 2011 - начале 2012 года резко обострилась обстановка в регионе Персидского залива. Начало нынешнему этапу роста напряженности в ситуации вокруг Ирана было связано с проведением ИРИ крупных военно-морских учений в районе и прозвучавшими в их ходе заявлениями иранской стороны относительно готовности при необходимости перекрыть Ормузский пролив. В ответ США начали концентрацию в регионе военно-морских сил. В свою очередь Иран осуществил ряд испытаний баллистических ракет и выступил с новой порцией угрожающих заявлений. В январе 2011 года Иран объявил о начале работ по обогащению урана на комбинате в Фордо. Свою лепту в обострение обстановки внес и ЕС, согласовав санкции в отношении нефтяного экспорта ИРИ. Параллельно продолжилась тайная война вокруг иранской ядерной программы: в конце декабря был убит очередной, уже четвертый за два года иранский ученый-ядерщик.
В первую очередь, необходимо отметить, что новый виток напряженности вокруг иранской ядерной программы в действительности начался значительно раньше и был тесно увязан в единый комплекс с ролью Тегерана в регионе. Начало давлению на Иран было положено еще осенью, когда разразился скандал вокруг якобы готовящегося иранскими спецслужбами покушения на посла Саудовской Аравии в США. Затем Вашингтон начал активное ужесточение санкционного режима, достигшее своего пика в конце 2011 года, когда были введены санкции в отношении Центробанка Ирана, что создало сложности для нефтяной торговли с ИРИ и активизировало девальвацию иранской валюты. Затем был опубликован доклад
Таким образом, очевидно, что инициатива в очередном обострении ситуации в регионе принадлежит не Ирану, а скорее США и их региональным союзникам - Израилю и Саудовской Аравии. В то же время, эскалация напряженности явно не является игрой в одни ворота. Этому активно способствует и Иран, по крайней мере влиятельная группировка в его руководстве. Так, заслуживает доверия версия о том, что за разгромом британского посольства в Тегеране стояла наиболее консервативная группировка в иранской правящей элите, заинтересованная в отсечении контактов с Западом и закручивании гаек внутри страны. Отметим, что в свое время захват посольства США в Иране в 1979 года также имел внутриполитическую направленность. Цель акциисостояла в изоляции либерально-буржуазных политических сил внутри страны. Этот фактор проявился и в ходе нынешнего кризиса.
В иранской линии, вообще отличавшейся некоторой противоречивостью, переплетались курс на конфронтацию и более прагматичная линия, выразившаяся, в частности, в предложении по возобновлению диалога по иранской ядерной программе. В целом Тегеран маневрирует, пытаясь не потерять лицо и в тоже время не доводить ситуацию до решительной конфронтации с Западом, тем более, что введенные санкции оказывают все более негативное воздействие на экономику страны, прежде всего, в виде сокращения валютных поступлений. Во внешнеполитическом курсе Тегерана в ходе нынешнего кризиса также необходимо выделить еще несколько направлений. Так, Иран попытался прорвать дипломатическую блокаду в ходе турне иранского президента по странам Латинской Америки, где он получил ожидаемую поддержку. Затем любопытный ход был сделан в российском направлении: сразу после введения санкций со стороны ЕС состоялся телефонный разговор президентов Ирана и России, в ходе которого обсуждалась, в том числе и проблема статуса Каспия. Нельзя исключать, что Иран пойдет на своего рода размен - сближение позиций по каспийской проблеме в обмен на дипломатическую поддержку Москвы. Возможно, что схожий размен, но уже по Сирии обсуждался и с Турцией. И, наконец, со стороны Тегерана делается попытка ответить и на развязанную израильскими и американскими спецслужбами тайную войну против исламской республики. Не случайным выглядит арест в январе в Ливане предполагаемого израильского агента, что, скорее всего, стало попыткой ответить по линии движения "
Не менее интересны и побудительные мотивы США в ходе очередного и на этот раз крайне острого кризиса в регионе. Отметим, что подобной ситуации прямого военно-морского противостояния США и Ирана не наблюдалось с 1980-х гг. В американском курсе можно выделить два уровня: глобальный и региональный. В первом случае, решающее значение имеет новый виток конкуренции между США, ЕС и Японией. Действия Вашингтона ощутимо направлены против двух последних центров, и в этом плане ситуация очень напоминает события 1980-х гг., когда США также использовали угрозу судоходству, возникшую в ходе ирано-иракской войны для того, чтобы осуществить концентрацию военно-морских сил в регионе и использовать эту ситуацию как рычаг давления на западноевропейский центр силы.
Теперь США успешно использовали заявления Тегерана относительно возможности перекрыть Ормузский пролив для того, чтобы выступить в качестве защитника коллективных интересов стран Запада и, в конечном счете, навязать Японии и ЕС нефтяные санкции в отношении Ирана, с введением которых последние долгое время не соглашались. Это позволило резко ограничить способность ЕС и Японии к маневру в энергетической сфере, а также сократить их значение в ближневосточных процессах. Вновь была продемонстрирована зависимость европейцев и японцев от США, при том, что заявленная готовность Саудовской Аравии компенсировать поставки нефти из Ирана также означает большую привязку ЕС и Японии к этому региональному союзнику США.
В случае с ЕС, давление США и зависимость европейского центра силы от Вашингтона в военных вопросах наложились на прогрессирующий "еврокризис", что также предопределяет растущую пассивность и управляемость европейского объединения, в конечном счете - понижение уровня самостоятельности ЕС на международной арене. В то же время, сами США в меньшей степени, чем их конкуренты из Европы и Восточной Азии зависят от поставок ближневосточной нефти и колебаний цены на нее, обладая как собственными запасами, так и в силу наличия альтернативных каналов поставок энергоносителей из Латинской Америки. В этом плане для них даже перекрытие Ормузского пролива не представляет критической угрозы, тем более, что с чисто военной точки зрения американский флот в состоянии быстро разблокировать пролив.
Второй уровень - это региональные проблемы. Здесь выделяется два направления. В первом случае, США стремятся в большой степени изолировать Иран и минимизировать его роль в событиях в Сирии и начавшемся внутриполитическом кризисе в Ираке. Второе направление связано со стремлением США удержать Израиль от односторонних действий в отношении Ирана. Хотя возможная военная акция против Ирана имеет влиятельную оппозицию в израильском кабинете, однако часть правящей элиты страны, похоже, рассматривает операцию против Ирана как выход из кризисных процессов, как во внешней, так и внутренней политике страны. В этих условиях США превентивно нагнетают обстановку вокруг Ирана и тем самым в значительной степени лишают Израиль возможности обвинить Вашингтон в мягкотелости в отношении Тегерана и, в конечном счете, пытаются тем самым удержать Израиль от односторонних шагов. Особенно это актуально для американской администрации в год президентских выборов, когда Обама явно не готов жестко конфликтовать с Израилем по иранской проблеме, учитывая значение и влияние еврейской общины США.
В то же время, все это не означает неизбежность военного конфликта вокруг Ирана. В частности, против подобного сценария выступает