Финансовый кризис, переросший в полноценный экономический кризис, стал основным событием для Белоруссии в 2011 году. На фоне экономического кризиса новости политики приобрели второстепенный характер. Наиболее яркими сюжетами СМИ в I полугодии прошедшего года стали очереди у пунктов обмена валют, ажиотажный спрос на потребительском рынке, сокращение ассортимента товаров на прилавках и очереди в магазинах.

По итогам 2011 года инфляция в Белоруссии составила 208,7% к уровню 2010 года. Курс нацвалюты снизился более чем в 2,5 раза - с 3000 бел. руб. за $1 по состоянию на 1 января 2011 года до 8590 бел. руб. по состоянию на 1 декабря 2011 года. Зарплаты белорусов в долларовом эквиваленте также снизились почти в два раза. Снижение покупательской способности жителей республики и административное вмешательство в экономические процессы повлияли на инвестиционную привлекательность белорусского рынка, который никогда не отличался большой ёмкостью. По показателю средней зарплаты по стране Белоруссия оказалась в числе беднейших стран Европы, зарплаты среднеквалифицированного персонала приблизились к уровню Украины. В 2011 году усилился отток бизнеса из Белоруссии, а также квалифицированной рабочей силы (преимущественно в РФ).

Белстат 29 декабря проинформировал о том, что по итогам января-ноября 2011 года Белоруссия снизила отрицательное сальдо внешней торговли товарами на 42,1% к уровню прошлого года - до $4,792 млрд. Согласно заявлениям Александра Лукашенко, председателя правительства и других высокопоставленных чиновников, а также привлеченных госэкспертов, кризиса в экономике Белоруссии в 2011 году не наблюдалось - были лишь "временные трудности", вызванные ввозом иномарок накануне повышения таможенных пошлин и ажиотажем на потребительском рынке, которые осложнили выход республики на положительное сальдо внешней торговли и повлияли на ослабление курса национальной валюты.

Нацбанк Белоруссии не теряет надежды в 2012 году увеличить ЗВР, сдержать инфляцию и удержать курс нацвалюты на психологически приемлемом уровне. Так, 6 декабря председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова заявила, что в 2012 году ЗВР будут увеличены до уровня, обеспечивающего три месяца поступления импорта (около $12 млрд на конец 2012 года). Однако репутация Нацбанка подорвана неоднократно нарушенными обещаниями и несбывшимися прогнозами.

В конце 2010 года независимые эксперты предсказали скорое и неотвратимое наступление негативных последствий для социально-экономической сферы вследствие реализованных в 2010 году популистских мер. Несмотря на вполне отчётливые тенденции, председатель правления Нацбанка Петр Прокопович (отправлен в отставку 18 июля президентским указом № 332) заверял в необоснованности пессимистических прогнозов, в частности - девальвации более, чем на 5%.

"Мы сегодня имеем достаточно золотовалютных резервов, примерно $6-7 млрд., для того, чтобы удовлетворить любой спрос на валюту. Нам нет необходимости сегодня девальвировать национальную валюту", - заявил Александр Лукашенко 17 января, посетив хранилища Нацбанка. "Никаких ограничений для населения мы не планируем и не предусматриваем. У нас сложилась такая ситуация, что население фактически валютой обеспечено в избытке", - заявил Прокопович 28 января. "Если сегодня в пределах страны все можно купить за белорусские рубли, то зачем идти и напрягать всю страну из-за того, что кому-то хочется сказать, что он не верит Национальному банку, что у нас не будет стабильного курса?, - убеждал население глава Нацбанка через госинформагентство БелТА. - И в этом году, и в целом за пятилетку курс белорусского рубля будет стабильным и предсказуемым".

Тем временем давление на валютный рынок лишь усиливалось. "Доступ населения к валюте всегда будет свободным, чтобы показать, что белорусский рубль - надежная и прогнозируемая валюта", - заявил 17 февраля зампред правления Нацбанка Тарас Надольный. В середине марта перебои с продажей иностранной валюты стали регулярными. 15 марта Нацбанк выступил с заявлением, отметив "провокационные слухи о возможной резкой девальвации национальной валюты, получившие широкое распространение благодаря отдельным средствам массовой информации и сети интернет". 17 марта Нацбанк снова выступил с опровержением слухов о девальвации. Госинформагентство БелТА распространило сообщение о встрече Прокоповича и Лукашенко, в котором, в частности, говорилось: "Вместе с тем Петр Прокопович констатировал, что в последнее время наблюдается повышенный спрос населения на иностранную валюту, который вызван провокационными слухами о якобы планирующейся разовой девальвации. Руководитель Нацбанка отметил: "Никакой разовой девальвации в Белоруссии не будет. Наш опыт говорит, что резкая девальвация - плохое решение для белорусов". При этом под разовой девальвацией он имел в виду одномоментное повышение курса иностранной валюты даже на 5%". Вскоре, 22 марта Нацбанк прекратил продажу инвалюты банкам для удовлетворения спроса населения через обменники.

23 мая Нацбанк объявил о девальвации белорусского рубля к доллару США на 56%, установив с 24 мая официальный курс 4930 бел. руб за $1 против 3155 бел. руб. ранее (неофициальный - до 7 тыс бел. руб. за $1). Состоялась первая, но не последняя официальная "шоковая" девальвация 2011 года. До 23 мая и после Нацбанк и Совмин пытались ограничивать предприятия и население в доступе к инвалюте, что еще больше увеличивало давление на валютный рынок.

В апреле госрегулятор принял решение о приоритетном доступе к валютным ресурсам импортёров нефти, газа и медикаментов - таковые имели право приобретать инвалюту по курсу Нацбанка. Ввиду очевидного дефицита инвалюты по "льготному курсу" все остальные субъекты хозяйствования были вынуждены обратиться к альтернативным схемам, а предприятия-экспортёры стали придерживать валютную выручку, в т.ч. на зарубежных счетах. Согласно действующим правилам, экспортёры обязаны продавать 30 % инвалютной выручки на Белорусской валютно-фондовой бирже, но сами они (за редким исключением) не могли попасть в список привилегированных приобретателей инвалюты - как и большинство других белорусских предприятий, зависимых от импорта комплектующих, подписавших контракты на поставку оборудования и т.д. Как вариант поддержки госпредприятий в данной ситуации возник своеобразный "валютный пул", где по рекомендациям профильных министерств госпредприятия договаривались между собой о купле-продаже инвалюты, выталкивая на "черный рынок" негосударственные предприятия. Проблемы доступа к валюте "частников" отчасти были решены в конце апреля, когда Нацбанк снял ряд ограничений на операции по продаже валюты на межбанковском рынке.

Весной-летом в Белоруссии наблюдался ажиотаж на валютном рынке, который был дополнен ажиотажем на рынке потребительском. По всей видимости, белорусы не поверили властям и с января активно скупали иностранную валюту и импортные товары. Ажиотаж на потребительском рынке продолжался до осени и его не в силах были остановить заявления высокопоставленных чиновников - ни Александра Лукашенко, ни кого-либо другого. Наоборот, заявления о стабилизации курса белорусского рубля (назывались даже конкретные сроки), о безосновательности слухов о повышении цен на сахар, бензин, мясомолочную продукцию и т.д. стимулировали ажиотажный спрос именно на эти товары. На ряд продуктов питания (молоко, мясо, рыба, растительное масло, фрукты и др.) цены выросли кратно. Попытки предпринимателей и граждан заработать валюту и повысить свои сократившиеся в долларовом эквиваленте доходы через вывоз белорусских товаров в сопредельные страны пресекался административными мерами. В частности, в начале июня были приняты правительственные постановления Совмина № 753 и № 755, ограничивающие вывоз из республики бензинов и дизтоплива, продуктов питания, бытовой техники и др.

В этот же период начался отток вкладов с банковских депозитов и капитала из страны. Действовала не только множественность официальных курсов валюты, но и "черный рынок" валюты со своими наличным и безналичным курсами, а также несколько "серых" официальных рынков валюты (на уровне госпредприятий, министерств и госбанков). Были изобретены и реализованы "серые схемы" для частных предприятий-импортёров, которые приобретали валюту через формальные сделки, через прибалтийские и российские банки, иными небезупречными способами.

Госрегулятор пытался жестко наказывать частные банки и предприятия за обход установленных правил, распространял ободряющие и оправдательные заявления, не в силах административными методами сдерживать рыночную стихию, стремясь не потерять лицо при начале работы дополнительной сессии Белорусской валютно-фондовой биржи. Допсессия понадобилась для того, чтобы узнать реальный курс белорусского рубля и рассчитывать на кредит МВФ. Возможно, пытаясь в очередной раз оказать давление на рынок и завлечь сбываемые населением доллары с "черного рынка" в обменные пункты, 9 сентября заместитель председателя правления Национального банка Тарас Надольный заявил о том, что курс в 5 тыс. бел. руб. за $1 "математически выверен и оправдан экономически".

Допсессия БВФБ начала работу 14 сентября и выявила курс доллара на уровне 8600 бел. руб. Привилегированные субъекты хозяйствования продолжили покупать валюту на основной сессии (куда также поступала валюта от обязательной 30%-й валютной выручки всеми импортёрами), а подавляющее большинство частного бизнеса стало ориентироваться на допсессию БВФБ, где комбанки приобретали валюту для них и для реализации населению через пункты обмена валют. С этого времени валюта начинает не сразу и везде, но очень быстро появляться в обменных пунктах, её можно свободно как купить, так и продать. Фактически, произошла вторая "шоковая" девальвация с начала года.

С 20 октября Нацбанк отменил допсессию и распорядился проводить торги на единой сессии по единому рыночному курсу, который установился на уровне 8680 бел. руб. за $1. Количество официальных экспертов, привлекаемых к озвучиванию позитивных прогнозов о курсе белорусского рубля на ближайшую перспективу, резко сократилось. Практически все, кто в начале года и даже летом высказался в масс-медиа с прогнозом о курсе белорусского рубля - от декана экономического факультета Белгосуниверситета Михаила Ковалёва до зампреда Нацбанка Тараса Надольного - все дали неверные прогнозы. Ни один из белорусских независимых финансовых аналитиков, опрошенных в начале года, даже отдалённо не приблизился в своих прогнозах к курсу белорусского рубля, сложившемуся к концу года. Таким образом, правомерно сделать вывод о том, что либо экспертное сообщество Белоруссии несостоятельно, либо ситуация в белорусской экономике является непредсказуемой.

С весны по осень белорусы пережили не только девальвации национальной валюты, но и возрождение таких реликтовых явлений, как "валютчики", "выброс" товаров на пустые полки магазинов и огромные очереди за ними. Примерно за полгода курс белорусского рубля к доллару США снизился почти в три раза, курс "черного рынка" кратно превышал официальный (доходил до 12 тыс. бел. руб. за $1). C весны была легализована множественность официальных курсов, предпринят ряд мер ограничения доступа к валюте "чистых импортёров", административного регулирования цен на потребительском рынке. Многие предприятия-импортёры были вынуждены сократить персонал, приостановить или прекратить деятельность, обратиться к "серым схемам" и "черному рынку" при проведении платежей.

Стремительный рост инфляции, дефицит товаров, "ценовой шок" - всё это пережили белорусы в год, официально провозглашенный "Годом предприимчивости". Ощутимые потери понесли не только субъекты хозяйствования, но и широкие массы населения, не сумевшие конвертировать стремительно обесценивающийся белорусский рубль в СКВ или товары долговременного пользования. Раскручивание "инфляционно-девальвационной спирали" привело к "вымыванию" оборотных средств у предприятий, обесцениванию банковских депозитов населения - их убытки оцениваются в миллиарды долларов. Точную сумму потерь держателей депозитов в белорусских рублях сложно подсчитать, но по приблизительным оценкам лишь по итогам майской девальвации такие депозиты обесценились примерно на $1,5 млрд. Ряд белорусских экспертов сравнили 2011 год с ситуацией начала 90-х годов прошлого века.

По прогнозам белорусских независимых экспертов, в 2012 году властям не удастся удержать инфляцию в пределах 19% - данный показатель будет превышен примерно вдвое, рост ВВП будет минимальным - от нуля до 4%, вырастет внешний долг, золотовалютные резервы сократятся или останутся на нынешнем уровне, продолжится выезд белорусов на заработки в другие страны (прежде всего - в Россию). Многие показатели зависят от решений Александра Лукашенко и действий Совета министров Белоруссии. Большинство независимых экспертов достаточно скептически оценили перспективы реализации официальных прогнозов социально-экономического развития на 2012 год. По мнению экспертов, уже сегодня ясна нереальность исполнения всего запланированного и утвержденного в госбюджете на 2012 год, властям придётся выбирать между экономической стабилизацией и выполнением социальных обязательств в неадекватном объеме.

Белорусско-российские "газовые" договоренности стали одним из важнейших событий для экономики Белоруссии в 2011 году. 18 и 25 ноября в Москве с участием Лукашенко прошло два саммита, на которых были подведены итоги развития Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана, заявлено о запуске Единого экономического пространства (ЕЭП) трёх стран с 1 января 2012 года, а также Евразийского союза (с 2015 года). Лидеры трёх стран сошлись во мнении, что ЕврАзЭС выполнило свою функцию и ему на смену приходит ЕЭП. Общий рынок Белоруссии, России и Казахстана насчитывает 165 млн человек, совокупный ВВП трех стран - около $2 трлн, объединившиеся страны могут с большей взаимной пользой использовать имеющиеся интеллектуальные, сырьевые и иные ресурсы, повышая степень благосостояния своих народов и самодостаточности интеграционного образования.

Белорусская оппозиция резко негативно восприняла договоренности с Россией о поставках газа в 2012 году и продаже российскому "Газпрому" 50% акций белорусского газотранспортного предприятия "Белтрансгаз". Данные соглашения рассматривались комплексно и, в итоге, Белоруссия получила российский газ с существенной "интеграционной скидкой", а половину акций "Белтрансгаза" продала за $2,5 млрд, пополнив ЗВР во время кризиса.

В 2012 году Белоруссия приобретет у "Газпрома" 22,5 млрд кубометров газа, контрактная стоимость которого составит $165,6 за 1000 куб. м. Александр Лукашенко 23 декабря заявил на пресс-конференции о том, что "$330-380 Белоруссия платила бы в 2012 году, если бы не были достигнуты газовые соглашения в РФ, включая продажу Белтрансгаза". Комментируя критику со стороны оппозиции, Лукашенко сказал: "Вы что, с Россией воевать собрались? Выхватить из земли трубу и, размахивая, броситься на Москву? Это идиоты только так могут заявлять".

В декабре Белоруссия и Россия подписали балансы топливно-энергетических ресурсов на 2012 год. "Баланс нефтяного сырья Белоруссии на 2012 год полностью обеспечивает потребности НПЗ, в том числе предусматривает поставку в республику 21,5 млн.т российской нефти трубопроводным транспортом, что на 3,5 млн.т больше, чем в 2011 году", - проинформировал 16 декабря белорусский госконцерн "Белнефтехим". При этом в 2011 году Белоруссия закупала российскую нефть без уплаты вывозных таможенных пошлин в российский бюджет - данное соглашение было достигнуто Москвой и Минском накануне начала работы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. В конце 2011 года белорусская сторона выказала желание увеличить объемы закупок российской нефти до 23 млн т, а представители российской стороны выказали намерение сохранить прежние объемы поставок (около 21, 5 млн т). В то же время Белоруссия не отказалась от планов закупать нефть у Венесуэлы и Азербайджана, выразила намерение участвовать в проектах по добыче нефти и газа в других странах, окончательно не отказалась от планов поставок сжиженного газа через Прибалтику.

Государственный долг Белоруссии по состоянию на 1 декабря 2011 года составил $14,8 млрд (124,313 трлн белорусских рублей) или 39,4% ВВП (установленный властями предел - 45% ВВП). Согласно данным Белстата, на 1 декабря 2011 года внутренний госдолг составил 21,3 трлн белорусских рублей ($2,5 млрд), а внешний - 102,995 трлн ($12,3 млрд), долг центрального правительства составил 104,478 трлн белорусских рублей ($12,44 млрд). Несомненно, зная об этом, 16 декабря министр финансов Андрей Харковец заявил, что внешний госдолг Белоруссии к концу 2011 года составит - $12,2 млрд, а к концу 2012 года - около $14 млрд.

Кризис финансовой системы Белоруссии в 2010 году стал результатом кризисных явлений в белорусской экономике, отмеченных гораздо ранее. Существенное снижение российских дотаций на протяжении последних лет и административное повышение зарплат и социальных расходов в "выборном" 2010 году вынудили официальный Минск искать внешние заёмные ресурсы. Таковые были привлечены через выпуск евробондов, размещение гособлигаций на российском финансовом рынке, получение "связанных" кредитов от КНР, кредитов МБРР, части стабкредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС ($1,24 млрд из $3 млрд). В 2012-2013 гг. Белоруссия ежегодно будет получать по два транша Антикризисного фонда ЕврАзЭС по $440 млн каждый (согласно графику - в феврале и октябре).

31 мая власти Белоруссии обратились к МВФ с просьбой о предоставлении стабилизационного кредита в размере $3,5-8 млрд., но не получили положительного ответа до сих пор. Понимая, что МВФ не собирается выделять кредит официальному Минску, Александр Лукашенко и новый председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова (назначена 27 июля) обвинили фонд в политизированном, предвзятом подходе к Белоруссии. "Знаете, до чего дошли они - экономисты, финансисты? Они уже требуют от нас освобождения политзаключенных. Так какое ж это отношение имеет к МВФ? Какие заключенные? Вы же занимаетесь финансами, экономикой! А они нам первым пунктом выдвигают это требование, - заявил Лукашенко 9 сентября. - Вот они и открыли свое лицо". Лукашенко сообщил также: "У нас есть план, по некоторым вопросам он совпадает с рекомендациями МВФ. Значит, это надо МВФ отмечать и помогать, если хотят. Если нет - пусть нам мозги не пудрят. Не хотят помогать - скажите, что не хотите".

Кредиты МВФ привлекательны для Белоруссии относительно невысокими процентными ставками, но выделение данных ресурсов обусловлено выполнением ряда условий, среди которых - приватизация госсобственности, структурная перестройка экономики и др. Именно в условиях фонда, точнее - нежелании их выполнять (при острой необходимости в многомиллиардной финансовой поддержке в условиях кризиса) кроется причина резкой риторики официального Минска. Предполагая такое развитие событий, власти Белоруссии начали проработку альтернативных каналов привлечения заёмных ресурсов. Так, летом 2010 г. Белоруссия разместила 5-летние дебютные евробонды на $1 млрд со средневзвешенной доходностью 8,7%. В конце 2010 года правительство Белоруссии разместило на фондовом рынке РФ государственные облигации на сумму 7 млрд. рос. рублей. В январе 2011 года Белоруссия осуществила размещение евробондов на сумму $800 млн со ставкой купона 8,95% и погашением в 2018 г.

Ряд белорусских экспертов сходятся во мнении, что увеличение госдолга и валового внешнего долга Белоруссии напрямую связано с сокращением российских дотаций. Согласно данным Нацбанка Белоруссии, по состоянию на 01.10.2011 валовой внешний долг Белоруссии составил $32,5157 млрд. (в т.ч. $13,2595 млрд - краткосрочный и $19,2562 млрд - долгосрочный). К концу года валовой внешний долг увеличился (уточненные данные будут опубликованы в январе 2012 года). На рост внешнего долга Белоруссии повлияли "связанные" китайские кредиты, предоставленные под проекты модернизации белорусской энергетики (в частности - Березовской и Лукомльской ГРЭС), строительство китайскими компаниями "китайского квартала" в Минске и др. Самым амбициозным из заявленных совместных проектов является Китайско-белорусский индустриальный парк стоимостью $30 млрд. Кроме того, Александр Лукашенко заявил о намерении построить в Белоруссии "Катарский остров".

Отказ от озвученных ранее планов приватизации и сдерживания социальных расходов стал знаковым событием конца 2011 года. С опозданием по графику, 30 декабря 2011 г. Белоруссия получила второй транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере $440 млн. Первый транш кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере $800 млн был переведен в Белоруссию 21 июня. Общий объем кредита составляет $3 млрд под 4,1% годовых, он предоставляется на 10 лет с мораторием на погашение основного долга в 3 года. Кредит выделяется шестью траншами в 2011-2013 годах, условиями его предоставления является выполнение официальными Минском программы экономических реформ, включающих приватизацию госсобственности, ужесточение кредитно-денежной политики. Именно от этого под конец года Александр Лукашенко отказался: 21 декабря вице-премьер Белоруссии Анатолий Калинин сообщил, что Лукашенко поручил временно воздержаться от продажи крупных предприятий страны.

Крупнейшей сделкой по приватизации стала продажа 50% акций белорусского газотранспортного предприятия "Белтрансгаз" российскойму "Газпрому" за $2,5 млрд. Такая же сумма была уплачена российским холдингом за первую половину акций. По мнению ряда белорусских и российских экспертов, после ввода в эксплуатацию нефтепровода "Северный поток" (по дну Балтийского моря в обход стран-транзитёров) покупку "Белстрансгаза" следует рассматривать как форму дотации находящейся в кризисе союзной Белоруссии. Вскоре после оформления сделки с "Газпромом" распоряжением президента №335рп от 30 декабря 2011 года акции госпредприятия ОАО "Оршанский авиаремонтный завод" были проданы украинскому ПАО "Мотор Сич" (контрольный пакет) и белорусскому ЗАО "Системы инвестиций и инноваций".

Ранее, в "Письме о намерениях" от 2 июня 2011 года на имя Алексея Кудрина (на то время - вице-премьера РФ, министра финансов, председателя Совета Антикризисного фонда ЕврАзЭС) председатель Совмина Белоруссии Михаил Мясникович и председатель правления Нацбанка Белоруссии Пётр Прокопович проинформировали о планах приватизации в республике. "Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2011 года № 348 принят трехлетний план приватизации 245 предприятий, находящихся в собственности Республики Беларусь, а также трехлетний план преобразования 134 республиканских унитарных предприятий в открытые акционерные общества для их последующей приватизации. В дальнейшем планируется расширить перечень предприятий, подлежащих приватизации и обеспечить системную работу в этом направлении. В текущем году Правительство разработает и опубликует перечень объектов государственной собственности, предлагаемых для продажи в 2011-2012 годах. До июня 2012 года этот перечень будет дополнен предприятиями, подлежащими приватизации в 2013 году. Программа приватизации направлена на привлечение в бюджет дополнительных ресурсов ежегодно на сумму не менее 2,5 млрд. долларов США (индикативный показатель), - говорилось в письме, содержащем просьбу выделить Белоруссии кредит в объёме $3 млрд из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС.

8 ноября заместитель министра экономики Александр Ярошенко заявил, что в 2012 году в экономику Белоруссии планируется привлечь $3,7 млрд. прямых иностранных инвестиций на чистой основе, в том числе $2,5 млрд. - за счет продажи госсобственности. Позднее, 30 декабря Ярошенко подтвердил планы правительства по привлечению $3,7 млрд. ПИИ в 2012 году. "Если говорить о внешней сбалансированности, то критически важным является то, что в 2012 году мы должны обеспечить положительное сальдо товаров и услуг. Мы прогнозировали эту цифру в размере 1,3-1,5 млрд долларов, - сказал замминистра. - Для того чтобы обеспечить такое положительное сальдо, указом главы государства предусмотрен прирост экспорта товаров и услуг на 11,6 - 12,3%". При этом сбалансированность на макроэкономическом уровне должна быть обеспечена поставками на внешние рынки 65% производимой в Белоруссии продукции, снижением затрат на уровне 2-3%, производительность труда должна опережать как рост доходов населения, так и рост реальной заработной платы. В 2012 году правительством прогнозируется рост располагаемых реальных доходов населения на уровне 3-3,5%, реальной заработной платы - на уровне 4,2%, производительности труда - порядка 7%. По итогам 2011 года Совмин ожидает поступление $3,9 млрд ПИИ.

Отмечая существенное снижение покупательской способности населения, власти Белоруссии решились на повышение зарплат бюджетникам - при том, что сдерживание социальных расходов является одним из условий предоставления республике кредитной помощи. В начале октября тарифная ставка I разряда была повышена на 28 % - до 151 тыс. бел. рублей, а под Новый год, 30 декабря Лукашенко одобрил постановление Совмина Белоруссии "Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций". Согласно документу, с 1 января 2012 года должно быть осуществлено повышение тарифной ставки I разряда с 151 тыс. до 200 тыс. белорусских рублей ($23,8), устанавливаются корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам (окладам) в размерах 3,72 - 0,92 для работников 1-27 разрядов. Таким образом, с 1 января 2012 года тарифная ставка I разряда увеличивается на 32,5%, уровень зарплаты бюджетников возрастёт в среднем на 19,4%. Кроме того, в подписанным Александром Лукашенко указе №616 "Об усилении социальной поддержки отдельных категорий граждан" от 30 декабря предусматривается увеличение с 1 января 2012 года размера пособий по уходу за детьми и инвалидами. В январе 2012 года бюджет прожиточного минимума (БПМ) в среднем на душу населения составит 574790 белорусских рублей ($68,5). Выплаты пособий будут осуществляться с февраля за счет средств Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) министерства труда и социальной защиты населения. Президентским указом №619, вступающим в силу с 1 января 2012 года повышается размер стипендий учащихся, студентов, аспирантов и докторантов. В среднем размер стипендий увеличивается на 19,4%.

Власти Белоруссии намерены сохранить социальную направленность госбюджета в 2012 году. Александр Лукашенко 23 декабря №590 и №591 утвердил основные параметры прогноза социально-экономического развития и основные направления денежно-кредитной политики на 2012 год. По утверждённым планам, в 2012 году рост ВВП Белоруссии составит 5-5,5%, 6-7% - увеличение промышленности, 11,6-12,3% - рост экспорта товаров и услуг, привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе - в объеме $3,7 млрд.

Накануне Нового года (30 декабря) Лукашенко подписал закон "О республиканском бюджете на 2012 год". Доходы и расходы республиканского бюджета в 2012 году предусмотрены в размере около $10,98 млрд, общая сумма доходов и расходов консолидированного бюджета около $16,78 млрд (27,8% к ВВП). Госбюджет сформирован как бездефицитный, сохранена социальная направленность расходов. Основными источниками налоговых доходов консолидированного бюджета станут: налог на добавленную стоимость - 33,2%, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности - 17,9%, подоходный налог - 10,8%, налог на прибыль - 10%, акцизы - 8%. При этом в 2012 году руководство республики намерено снизить налоговую нагрузку на 0,4% ВВП, в частности - за счет снижения ставки налога на прибыль с 24% до 18%. Объединения белорусских предпринимателей просят Совмин рассмотреть вопрос о снижении ставки НДС с 20% до уровня РФ (18%) и упростить процедуры уплаты налогов, отмечая, что в противном случае субъекты хозяйствования Белоруссии будут в неравных конкурентных возможностях на рынке ЕЭП.

Несостоятельность прогнозирования и планирования остаётся хронической проблемой властей Белоруссии. Независимые эксперты постоянно обращают внимание на расхождения между планами властей и итогами их деятельности, что отчасти можно объяснить издержками "ручного управления" экономическими процессами и отсутствием эффективных саморегулирующихся механизмов. В ситуации, когда важнейшие решения принимаются одним чиновником, когда от его воли зависит слишком многое, когда общественность, эксперты узнают о важнейших решениях властей из зарубежной прессы, прогнозирование представляется делом весьма неблагодарным. Тем не менее, данное обстоятельство не снимает ответственности с госэкспертов, обосновывавших реалистичность выполнения прогнозных показателей на 2011 год.

Выступая на заседании Совета министров 27 декабря, вице-премьер Белоруссии Сергей Румас констатировал: лишь 8 из 15 важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Белоруссии в 2011 году выполнены. "Поступления прямых иностранных инвестиций на чистой основе провалены. При прогнозе на 2011 год $6,4-6,5 млрд. фактически поступило $1,3 млрд., или всего 20%", - заявил вице-премьер.

О расхождении заявлений представителей экономического блока правительства с реальностью могут свидетельствовать не только несбывшиеся прогнозы стабилизации ситуации в финансовом секторе, но и ряд других заявлений - например, о том, что к концу 2011 года средняя зарплата работников промышленных предприятий достигнет $400 (заявление вице-премьера Владимира Семашко 30 июня). В таких условиях сложно говорить о том, будут ли реализованы прогнозные показатели на 2012 год, но ряд белорусских экономистов уже обратили внимание на противоречия в планах властей проводить умеренную денежно-кредитную политику, удержать инфляцию в рамках 19% и выполнить взятые на себя обязательства в социальной сфере.

В конце 2011 года обострилась "война рейтингов". Крупнейшие аудиторские компании мира - "PricewaterhouseCoopers", "Deloitte Touche Tohmatsu Limited" ("Deloitte"), "Ernst&Young", "KPMG" рекомендовали применять для Белоруссии в IV квартале 2011 года "гиперинфляционный учет" в соответствии с МСФО 29". В связи с этим белорусские компании (белорусские банки, действующие в Белоруссии иностранные предприятия и др.), использующие международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), будут обязаны применять стандарт 29 "Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике".

В начале ноября негативные прогнозы развития экономики Белоруссии опубликовали международные рейтинговые агентства: 9 ноября агентство Standard & Poor's оценило Белоруссию как страну с самым высоким уровнем экономического риска - наряду с Грецией и Вьетнамом, а 11 ноября агентство Moody's подтвердило ранее поставленную "негативную" оценку развития банковской системы Белоруссии на 1-1,5 года. Moody's подтверждает прогноз развития банковской системы Белоруссии, характеризующийся как "негативный" с июня 2009 года.

В ответ власти Белоруссии заключили с китайской рейтинговой компанией "Dagong Global Credit Rating Co. Ltd" договор, которым предусматривается предоставление услуг по присвоению Белоруссии суверенного кредитного рейтинга. До этого, в сентябре крупнейший белорусский госбанк ОАО "АСБ Беларусбанк" заявил о том, что приостанавливает отношения с международным рейтинговым агентством Moody's Investors Service Limited. Кроме того, совместным постановлением Совета министров и Национального банка Белоруссии №1725/24 от 22 декабря 2011 года было решено самостоятельно присваивать рейтинги по национальной шкале юридическим лицам и эмитированным ими ценным бумагам.

По итогам 2011 года можно сделать вывод о том, что в 2012 году власти Белоруссии будут последовательно отказываться от "социальной ориентации" и, как следствие - от белорусской модели "рыночного социализма": продолжится рост цен на услуги ЖКХ - не менее 35% затрат планируется покрыть за счет населения в 2012 году, рост цен на услуги пассажирского транспорта - не менее 85% планируется покрыть за счет населения в 2012 году, сократится объем строительства "льготного жилья", расширяется сеть платных автодорог, платных услуг госучреждений (в т.ч. медицинских, образовательных) и т.д. Все эти меры отражены в постановлениях Совета министров Белоруссии, принятых в 2011 году.

В то же время Белоруссия получает существенный финансово-энергетический грант от России и большие возможности для своих субъектов хозяйствования на более ёмком рынке ЕЭП. Ничего подобного в краткосрочной перспективе никто Минску предложить не может - ни Евросоюз, ни иные партнёры. С одной стороны, внутренний кризис и внешнеполитическое давление побуждают руководство Белоруссии к усилению командно-административных методов экономикой. С другой стороны, поддержка РФ, возможности ЕЭП и интересы субъектов хозяйствования подталкивают официальный Минск к реформам, которые возможно провести менее болезненно при кредитной и иной поддержке России и Казахстана. Многое зависит от того, какую стратегию изберет Александр Лукашенко.