Генштаб вспомнил старые и нашёл новые территориальные претензии к России и Белоруссии
В последние дни широкий резонанс в СМИ Польши вызвал доклад начальника Генштаба России
Рассматривая угрозы военной безопасности Российской Федерации, Макаров в сопровождавшей доклад презентации (её слайды опубликованы на сайте Общественной палаты) выделил территориальные претензии ("притязания") к России со стороны Норвегии, Финляндии, Эстонии, Германии и Литвы, Японии, а также территориальные притязания Польши к союзной Белоруссии.
Однако фактически из перечисленных территориальных претензий таковыми можно считать лишь две - со стороны Японии и Эстонии. Япония претендует на российские Курилы, которые считает своими "северными территориями", оккупированными СССР, а ныне находящимися под оккупацией России. Эта позиция официального Токио оформлена и представлена во всех внешнеполитических доктринах Японии, в официальных документах и СМИ Японии российские Курилы именуются как японские "северные территории".
Эстония претендует на Печорский район России (на карте в презентации начальника Генштаба ВС РФ место данного района указано неверно). Данная позиция официального Таллина оформлена и представлена в преамбуле парламента Эстонии к закону о ратификации пограничного договора с Россией, где дано указание на Юрьевский договор, по которому Печорский район был в межвоенный период в составе Эстонии.
Остальные "территориальные претензии" в презентации Макарова можно классифицировать на неофициальные и мифические. К неофициальным относятся такие претензии, которые не оформлены в официальных документах органов государственной власти и управления, не опубликованы и не представлены на уровне МИД. К неофициальным претензиям относятся случаи, когда государство поддерживает свои НПО и политиков, публично выдвигающие территориальные претензии своей страны к России, например: Финляндии - на российскую Карелию, Литвы - на Калининградскую область.
К мифическим относятся такие претензии, которые не имеют под собой иной основы, кроме предположений или верований. В случае мифических претензий государство-"претендент" не только само не обнаруживает покушений на территориальную целостность другого государства, но и не поддерживает НПО, выдвигающие территориальные претензии, например: Германии - на Калининградскую область, Польши - на Брестскую и Гродненскую области Белоруссии.
Отдельной разновидностью актуальных территориальных претензий от Генштаба ВС РФ можно назвать скандальные "территориальные претензии", когда в качестве притязаний указаны те, что уже удовлетворены Москвой. Например, притязания Норвегии на часть акватории Баренцева моря, уже переданную до 17 ноября 2011 года Норвегии в соответствии с решением, принятым президентом РФ
Как сообщало ИА REGNUM, до осени 2011 года официальный Минск утверждал об отсутствии угроз своей территориальной целостности, что было закреплено в Концепции национальной безопасности и Военной доктрине Белоруссии. Однако 30 сентября
Позднее, 7 октября Александр Лукашенко заявил российским журналистам о том, что Польша проводит шовинистическую политику в отношении Белоруссии, претендует на Западную Белоруссию. Такая стратегия официальной Варшавы нашла отражение на последнем саммите стран-участниц программы
Напомним, 11 октября МИД Польши вызвал белорусского посла