Республика Беларусь - относительно молодое государство, возникшее в результате расчленения Союза Советских Социалистических Республик. Одной из этих республик была БССР, ныне известная как Республика Беларусь. Формирование белорусской нации пришлось на период новейшей истории, этот процесс развивается и каков будет его результат - можно лишь предполагать. Вины белорусов в том, что большевики решили вычленить их в отдельную нацию и наделить земельным наделом, на протяжении XX века укрупнявшимся - нет. Белорусы не проявляли сепаратистских устремлений ни в Российской империи, ни в СССР, и то, что произошло в 1991 году, они восприняли как статисты. Во всяком случае, ни один офицер-белорус не выступил с оружием в руках в защиту своей Родины, ни один трудовой коллектив не бастовал за или против "незалежности".

Судя по публикациям в российской прессе, Белоруссия воспринималась как "Вандея перестройки", некий "медвежий угол" и едва ли не "заповедник социализма". В значительной мере такие утверждения были обоснованы, но за 20 лет ситуация кардинально изменилась. Четверти века вполне достаточно, чтобы из любой обособленной на определенной территории группы людей образовать нацию, сформировать если не отдельный народ и полноценное государство, то нечто более-менее похожее. Сегодня мы можем наблюдать поколение людей, которые совсем не помнят СССР, которые выросли в период постсоветской "независимости" на совершенно иной системе ценностей, и нашу Родину воспринимают так, как им об этом рассказали родители или школьные учителя, так, как им кажется.

Ревизионизм стал нормой постсоветской историографии. Пресловутая "переоценка ценностей" получила свое логическое продолжение в науке и культуре, оказала сильнейшее влияние на все сферы жизнедеятельности обществ каждой из постсоветских республик. Белоруссия не стала исключением: с периода "перестройки", медленнее, чем в иных республиках, но неотвратимо здесь происходили те же процессы, что и в Прибалтике, на Украине, в Азербайджане, других постсоветских республиках.

Со временем и в Белоруссии, не дождавшейся от России ясного сигнала, стали происходить сложные процессы конструирования своей политической системы, экономической системы, наконец - государственной идеологии. О том, что из себя представляет идеология белорусского государства - дискуссия идет до сих пор. По "идеологической тематике" написано немало книжек разной толщины и защищено немало диссертаций разной степени научности, но вопрос о сущности госидеологии на современном этапе остаётся открытым.

Ряд белорусских ученых, общественных деятелей в разное время отмечали, что на основной вопрос госидеологии - о целях развития общества и путях достижения этих целей - невозможно дать ответ без ясного представления о прошлом. Иначе говоря, не зная свое прошлого мы не можем адекватно помыслить завтрашний день. Поэтому конец XX - начало XXI веков можно небезосновательно назвать битвой за историю, сражением за символы, схваткой за влияние над умами.

С приближением юбилейных дат всё более явно обнаруживается, что о них либо мало кто помнит, либо вкладывает в них некое совершенно неожиданное содержание. Так обстоит дело с Отечественной войной 1812 года, которая для чиновников и ряда ученых Белоруссии уже не является Отечественной. В современной белорусской историографии её называют "русско-французской", "франко-русской", "наполеоновской на территории Белоруссии", "войной 1812 года" и т.п. В полной мере данный подход отражен в школьных и вузовских учебниках по истории Белоруссии, учебно-методической литературе, публицистике и художественной литературе, кинематографе.

Недавно, 26 декабря белорусская газета "Гомельская праўда" опубликовала заметку "Совет в Филях перенесен в Гомель" [1], которая начинается так: "Помните у Лермонтова? Ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана. В этом году отмечается 200-летняя годовщина войны 1812 года. В Гомельском областном музее военной славы открыта экспозиция, рассказывающая о тех событиях". В публикации речь идет не только об экспозиции, но и о международном научном мероприятии, посвященном юбилейной дате. Обращает на себя внимание не столько заголовок, сколько то, что Отечественная война 1812 года для белорусского госиздания - не Отечественная, что является нормой для современной белорусской историографии. По этой же причине - из-за именования войны 1812 года Отечественной - белорусский исторический госархив долго не мог подписать договор о сотрудничестве с российским архивом в деле совместной подготовки и издания сборника архивных документов к юбилею 1812 года - даже при том, что российские коллеги предлагали финансирование. Почему так происходит?

Дело в том, что в белорусской исторической науке ревизионизм стал нормой. После 1991 года Белоруссия столкнулась не только с экономическим кризисом, который во многом предопределил пресловутый "разрыв экономических связей", но с системным кризисом, частью которого стал кризис гуманитарной сферы. Гуманитарный кризис не только не преодолён, но и продолжает усугубляться в условиях полуавтаркии. За период 90-х годов в Белоруссии произошло становление поколения деятелей культуры и науки, построивших свою карьеру на обосновании и тиражировании "национальных мифов" - например, о том, что Отечественная война 1812 года для белорусов не является Отечественной, или о том, что 17 сентября 1939 года - трагическая для белорусов дата, или о том, что в 1863 году белорусы поддержали "восстание Калиновского", или о "тысячелетней истории белорусской государственности"... Всех раскрашенных "белых пятен" белорусской истории не перечесть.

На состоянии белорусской науки негативно повлияло не только хроническое недофинансирование, что привело к снижению мотивации молодежи влачить нищенское существование вузовского преподавателя или научного сотрудника, но и консервация сложившейся системы подготовки и продвижения научных кадров, со всеми её недостатками, частью озвученными Александром Лукашенко 16 декабря на заседании постоянно действующего семинара руководящих работников госорганов, 28 ноября - на встрече с Анатолием Рубиновым (бывший глава ВАК), 24 ноября - на встрече с группой белорусских ученых. И до этого Лукашенко неоднократно критиковал состояние белорусской науки и образования, например - 21 апреля, выступая с обращением к народу и Национальному собранию.

Время упущено и поздно говорить о проблемах - настало время их решать, если есть ясное понимание сущности проблем. Однако именно здесь обнаружился камень преткновения. Какие именно проблемы, кому и как решать - в этом вопросе власти Белоруссии не определились. Во всяком случае, кроме призыва к помощи в агитационно-пропагандистской работе на гостелевидении чего-то более чёткого явлено не было. Едва ли реструктуризация Академии наук Белоруссии и уменьшение бюджетного финансирования положительно скажется на состоянии белорусской науки и народном просвещении.

Несомненно, помощь союзной Белоруссии могло бы оказать научное сообщество России. Проблема, однако, в том, что белорусские ученые - не частые участники российских научно-практических мероприятий. Часто белорусская сторона ограничивается отправкой на зарубежные научные конференции не молодых исследователей, а чиновников, озвучивающих приветственные послания и предложения дружить вузами, кафедрами, в индивидуальном порядке. В свою очередь, российские ученые не считают особо важным посещать научные и околонаучные мероприятия в бывших советских республиках.

Российские государственные структуры финансируют отдельные локальные мероприятия в постсоветских республиках и оплачивают участие в них местных деятелей, далеко не симпатизирующих России - типа некоторых из тех, кто был приглашен минским отделением Россотрудничества на Международный круглый стол на тему: "Отечественная война 1812 года в исследованиях белорусских и российских учёных" (22-23 декабря, г. Гомель). Об этом мероприятии написала 26 декабря белорусская газета "Гомельская праўда", проинформировал сайт минского представительства Россотрудничества [2], умолчав, однако, о том, за чей счет и у какой организации был арендован автобус для доставки ревизионистов в Гомель, за деньги налогоплательщиков какой страны были зарезервированы номера в гостинице, за чей счет была организована пьянка по окончании "круглого стола".

Стоит надеяться, что руководитель представительства Россотрудничества в Белоруссии Александр Ломакин опубликует стенограмму выступлений всех приглашенных им на круглый стол лиц, в частности - представителей исторического факультета БГУ. Возможно, тогда общественности станет более понятно, почему Отечественная война 1812 года в школьном учебнике для 9 класса, соавтором и редактором которого является Владимир Сосно, не именуется как Отечественная [3]. Данный учебник издан Белорусским государственным университетом в 2011 году. Сосно с группой коллег участвовал в круглом столе в Гомеле по приглашению минского отделения Россотрудничества.

Уже в самом учебнике под редакцией Сосно содержатся такие утверждения, как: "Во время отступления российские войска применяли так называемую "скифскую тактику" или тактику "выжженной земли". Её сущность заключалась в том, что на территориях, которые оставлялись противнику, уничтожению подлежали все продовольственные и иные ресурсы" (с.16 учебника). Параграф 3 учебника называется "Беларусь у перыяд вайны 1812 г.", в нем также приводится цитата из записки польского аристократа Михаила Огинского с предложением образовать автономию Литвы, в которую вошли бы владения бывшего Великого княжества литовского - в т.ч. и белорусские земли "со времени присоединения к России отнятых польских земель". Белорусским школьникам дается указание усвоить термины "автономия" и "план Огинского".

Партизанское движение на оккупированных наполеоновскими войсками белорусских землях авторами учебника предстает в неоднозначной эклектике с элементами штампов советской историографии. Так, на с. 19 утверждается, что в тылу наполеоновских войск действовали небольшие отряды лёгкой кавалерии российской армии. "Такие отряды захватывали пленных, сжигали продовольственные запасы, инициировали создание отрядов народной самообороны среди местного населения", - утверждают авторы учебника. В то же время, пишут авторы, в отдельных уездах, захваченных наполеоновскими войсками, крестьяне отказывались выполнять феодальные повинности и защищали свое имущество от команд заготовителей, создавали отряды самообороны. Таким образом, авторами подчеркивается антифеодальный, классовый характер крестьянского сопротивления, которое носило не всенародный, а локальный, эпизодический характер. В эту картину совершенно не вписывается приводимый авторами эпизод нападения на наполеоновские войска крестьянского отряда, сформированного из жителей села Жарцы Полоцкого уезда (с.19). Наверное, авторы учебника не могли обойти стороной этот хрестоматийный эпизод, который существенно подпортил обоснование идеологемы, внедряемой ревизионистами в сознание белорусских школьников.

В 2010 году Белгосуниверситет издал учебное пособие для 9 класса школы коллеги Сосно по истфаку - доктора исторических наук, профессора Владимира Кошелева [4]. В этом учебнике Отечественная война 1812 года именуется как Отечественная, в ней враг называется врагом, партизанская война - партизанской войной в тылу врага, подчеркивается участие в ней простых крестьян (с.105-106) и неслыханный героизм русских войск в Бородинской битве. Работа Кошелева разительно контрастирует с учебником под редакцией Сосно, где подчеркивается "тактическая победа" Наполеона в Бородинской битве, партизанское движение не именуется таковым и представлено как эпизоды то ли организованного извне, то ли стихийного бандитизма. Именно так, кстати, представлено партизанское движение в годы Великой Отечественной войны пропагандистами германских оккупационных войск.

На одном и том же факультете одного и того же вуза уживаются разные историки - и это нормально. Ненормально то, что Россотрудничество поощряет участие в своих мероприятиях откровенных ревизионистов, тех, кто к юбилею Отечественной войны 1812 года подготовил школьный учебник, отрицающий характер данной войны как Отечественной. Кстати, это вопрос не только к Россотрудничеству, но и к Минобразу РБ, декларирующему взаимодействие с Минобразования и науки РФ в рамках Союзного государства Белоруссии и России. Замечательный результат взаимодействия явлен к юбилейной дате.

Дело идёт к тому, что Великая Отечественная война скоро будет называться "германо-советской войной на территории Республики Беларусь". Уже тиражируются клише типа "белорусы освобождали Республику Беларусь от немецко-фашистских захватчиков". Так, в 2004 году была учреждена юбилейная медаль "60 год вызвалення Рэспублікі Беларусь ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў" ("60 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков"). А 04.12.2008 г. в указом президента Белоруссии № 670 учреждена юбилейная медаль "65 год вызвалення Рэспублікі Беларусь ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў" ("65 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков") [5].

Любому более-менее образованному человеку понятно, что ранее 1991 года "Рэспублікі Беларусь" не было и в помине, в годы Великой Отечественной Белоруссия официально именовалась БССР. Для того, чтобы вышеуказанные госнаграды не воспринималась как явный ревизионизм, госидеологи пошли на откровенное кощунство: в ленту медалей включили элемент "Георгиевской ленты" (ленты ордена (креста) Св.Георгия), использовавшейся также в советском её аналоге - солдатском Ордене Славы. Этими медалями награждают как ветеранов Великой Отечественной войны, так и чиновников, годящихся ветеранам в правнуки - в т.ч. госидеологов-ревизионистов, о чем свидетельствуют не только положения о медалях, но и практика награждения ими.

К сожалению, поколение ветеранов, живых кавалеров Ордена Славы в Белоруссии с каждым годом становится всё меньше и меньше, о них вспоминают лишь на 9 мая и используют как элемент видеоряда при освещении официозных мероприятий. Некому рассказать о значении "Георгиевской ленты" в государственных СМИ, зато десятки "лицьвiнских" изданий тиражируют мифы о бело-красно-белом символе нынешней прозападной оппозиции, штандарте "белорусизаторов" XXI века и их идейных предшественников из Белорусской Центральной рады (БЦР), Белорусской народной республики (БНР).

Сложно припомнить, когда ветераны Красной Армии, партизанского и подпольного движения выступали на государственном радио, на государственном телевидении. Изредка, по случаю обнаружения останков погибших в годы Великой Отечественной упомянут о тех, кто освобождал СССР от немецких оккупантов и их пособников. Кстати, государственные СМИ гораздо чаще вспоминают именно коллаборантов, а не советских солдат и партизан. Дело не в том, что Радослав Островский милее госпропагандистам, а в том, что пособники оккупантов использовали ту же символику, что и русофобствующие оппоненты Александра Лукашенко - бело-красно-белый флаг и литовский герб "Погоня". Под этими символами коллаборанты вешали белорусских партизан в годы Великой Отечественной, под этими символами (в тех или иных вариациях) прозападные партии Белоруссии третий десяток лет проводят свои мероприятия. В частности, данную символику использовал "Белорусский народный фронт "Адраджэньне" с 80-х, а с 1991 года по 1995 год БНФ и отпочковавшиеся от него структуры использовали её модифицированный вариант.

В 1991 году партийно-советская бюрократия была в состоянии шока и глубокого разложения, чем воспользовалась небольшая, но хорошо организованная фракция "БНФовцев" в Верховном Совете, навязав белорусам и новую символику - бело-красно-белый флаг, и литовский герб "Погоня", а также законодательно закрепленное "одноязычие" и новое название республики: 19 сентября 1991 года Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР) была переименована в Республику Беларусь, 19 сентября 1991 года Верховный Совет Республики Беларусь принял законы "О Государственном флаге Республики Беларусь" (бело-красно-белый флаг) и "О Государственном гербе Республики Беларусь" ("древний белорусский герб "Погоня"). Законы подписал председатель Верховного Совета РБ Станислав Шушкевич, он же подписал и "беловежские соглашения" об уничтожении СССР.

Таким образом, с осени 1991 года по весну 1995 года символика пособников немецко-фашистских оккупантов и разрушителей СССР, ярых русофобов и вестернизаторов стала официальной символикой Республики Беларусь. Именно в этот период - в начале 90-х годов - в РБ реализуется очередной этап насильственной "белорусизации". На волне народного недовольства в 1994 году президентом РБ избирается Александр Лукашенко, в предвыборной платформе которого - объединение с Россией, придание русскому языку статуса государственного, борьба с коррупцией, насильственной "белорусизацией" и прочими возмущающими белорусов явлениями "незалежности". Лукашенко побеждает с огромным перевесом голосов своего основного конкурента - главу правительства Вячеслава Кебича, декларировавшего похожую, но более умеренную программу и не так ясно высказавшегося по вопросу прекращения насильственной "белорусизации". Участвовали в выборах 1994 года также те, чьими стараниями был уничтожен СССР, мир и согласие в белорусском обществе: лидер БНФ Зенон Позняк набрал без малого 13 % голосов белорусских избирателей, Станислав Шушкевич - 10 %.

Вскоре после своего избрания Александр Лукашенко инициировал общенациональный референдум, на который вынес четыре принципиальных, наиболее обсуждаемых в белорусском обществе вопроса. На вопрос "Согласны ли вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским?" 83,3% ответили "да" ( более 4 млн чел. - т.е. более половины имевших право голоса), против проголосовало 12,7% (электорат "белорусизаторов"). На предложение об установлении новых госсимволов - принятии нового флага и герба (нынешней символики РБ), положительный ответ дали 75,1% при 9,39% против (были и те, кто не поддерживал ни модернизированный вариант символики БССР, ни символику БНР-БЦР-БНФ). На вопрос "Поддерживаете ли Вы действия президента Республики Беларусь, направленные на экономическую интеграцию с Российской Федерацией?" 83,3% голосовавших ответили положительно и 12,5% - отрицательно. Четвёртый вопрос касался внесения изменений в действующую Конституцию РБ, которые предусматривавших возможность досрочного прекращения президентом полномочий Верховного Совета в случаях систематического или грубого нарушения Конституции - по этому вопросу Лукашенко получил поддержку 77,7% участников голосования. В итогах голосования обращает на себя внимание тот факт, что и по вопросу статуса русского языка, и по вопросу экономической интеграции с Россией практически одно и то же количество белорусов высказалось однозначно за и однозначно против.

Результаты референдума 14 мая 1995 года вскоре были закреплены в Конституции. Согласно ныне действующей Конституции РБ решения, принятые народом на референдуме, могут быть отменены только на референдуме, а не постановлениями правительства или парламента, указами или декретами президента. Именно поэтому русофобы и латентные "незалежники" сменили тактику, сконцентрировались на работе с интеллигенцией, молодежью, чиновниками.

Со второй половины 90-х стало понятно, что Александру Лукашенко чрезвычайно трудно опереться на интеллигенцию, сплотить вокруг себя ядро интеллектуалов. Достаточно сказать, что из ближайшего окружения президента с 1995 года начался исход наиболее свободомыслящих, молодых интеллектуалов и профессионалов, часть из которых ушла в оппозицию (Анатолий Лебедько, Станислав Богданкевич и др). Их сменили те, кто "всегда поддерживал действующую власть" - представители партийно-советской бюрократической прослойки, которую в годы "перестройки" называли "номенклатурой". Именно старая бюрократия стала опорой молодого президента. Те самые люди, которые пассивно соучаствовали в уничтожении СССР и "белорусизации", что называется, "по долгу службы" - они же предложили свои услуги, свой управленческий опыт Александру Лукашенко. Эти люди не умели работать по-новому, даже сегодня многие из них не в состоянии самостоятельно включить компьютер, набрать и распечатать страницу текста. Но у Лукашенко не было других управленцев, других "креативщиков".

Постепенно Администрация президента Белоруссии, МВД, Минобороны, КГБ, Минкультуры, Нацбанк, другие министерства и ведомства пополнялись новыми кадрами, более молодыми и даже более образованными. К этому времени "старая гвардия" уже сформировала корпоративную культуру, принципы отбора на руководящие должности. В итоге получился странный симбиоз старых подходов и современной техники, старых идей в новых вариациях, новых идей в старых вариациях. Всё это наглядно представлено в истории БПСМ и БРСМ (не случайно эти ГОНГО в народе именуют "лукомолом" - по аналогии с комсомолом), кондовой архаике "идеологической работы" госпропагандистов в трудовых коллективах (в ходе возрождённых советских "политинформаций"), в государственных СМИ, даже в плакатах. Попытки вливать новое вино в ветхие мехи вызывают естественное общественное возмущение.

Иначе не могло получиться в силу объективных причин. Но были и субъективные причины, о которых уместно рассуждать, переходя на личности "ответственных за идеологию" в Администрации президента, в Академии управления при президенте, Информационно-аналитическом центре при президенте и личном вкладе каждого руководителя многочисленных президентских и околопрезидентских центров, институтов, временных научных коллективов и постоянных ненаучных консультантов.

Политическая система современной Белоруссии несовершенна и одним из наиболее явных её недостатков является отсутствие "социальных лифтов", обеспечивающих, помимо прочего, качественное улучшение показателей работы центра выработки управленческих решений. Те, кто получает зарплату из госбюджета за разработку государственной идеологии и её реализацию не могут предложить ничего, кроме ремейков советского наследия, откровенного паразитирования на идеологическом багаже идейных оппонентов "режима Лукашенко". Госидеологи давно не предлагали ничего нового, оригинального, эффективного. Сегодня они реализуют тактику "перехватывания знамён", представляя её как действенное средство борьбы с прозападной политической оппозицией. Вольно или невольно, госпропагандисты своими руками реализуют программу непримиримых оппонентов Александра Лукашенко, стилизуя символику и лозунги его оппонентов, распространяя созданные ими мифы.

Миф о том, что белорусы в годы Великой Отечественной войны освобождали не Советский Союз, не БССР и союзные республики, а "Республику Беларусь", стал общим местом. Достаточно включить поисковик и он сразу выдаёт огромное количество, на первый взгляд, "ляпов" - от раздела научных публикаций до раздела финансовых новостей. "В преддверии Дня Независимости ЗАО "Трастбанк" спешит поздравить всех белорусов, а также гостей нашей Родины с 65-летием освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков. Вечная слава героям Великой отечественной войны: тем, кто в жестоких боях с врагом не щадил свои жизни в борьбе за свободу и счастье будущих поколений", - говорится в сообщении белорусского банка от 02.07.2009. Из сообщения следует, что в годы Великой Отечественной войны солдаты Красной Армии освобождали именно постсоветскую республику, а не республики СССР, БССР в частности. Также обращает на себя внимание то, что в названии войны слово "Отечественная" пишется уже не с заглавной [6].

Не является случайностью и то, что ряд СМИ давно ввели в оборот еще одну норму русского языка - слово "беларусы", производное от "Беларусь". Ранее чиновники РБ решили, что именно "Беларусь" является правильным именованием страны по-русски, теперь же готовится почва для очередной политической редакции русской грамматики. Мнения о том, что в данном случае имеет место банальная "описка", представляются несостоятельными: не может сетевое издание несколько лет использовать название с "опиской" [7], не могут годами тиражироваться русофобские тексты на русском языке со старательно выправленной "опиской" в каждом случае упоминания о белорусах [8].

В рамках тактики "перехватывания знамен" госидеологами постепенно возвращается отвергнутая белорусами символика: в 2009 году в качестве герба Витебской области чиновниками был утвержден стилизованный вариант литовского герба "Погоня" (отдельными деталями отличается от официального герба нынешней Литовской Республики) [9]. Формально, данное решение было принято на уровне облисполкома, фактически же оно было принято в Минске. Видимо, госидеологов ничему не научил период начала 90-х.

За последние годы повсеместно были заменены указатели населенных пунктов - отнюдь не из-за ветхости табличек, названия переписаны с русского на белорусский манер (хотя в республике два государственных языка), повсеместно заменяются вывески с названиями улиц, официальные объявления и т.д. - всё переписывается на "мове" вопреки узаконенному двуязычию и элементарной рациональности использования средств налогоплательщиков. Почему не на двух государственных языках? Почему не на русском, белорусском и английском - для удобства всех, в т.ч. зарубежных гостей? Почему не проводятся местные референдумы по вопросам геральдики, установки памятников, переименования улиц?

Попытки "удревнить" белорусскую историю, насытить её именами выдающихся военачальников, деятелей науки, культуры порой принимают трагические и нелепые формы: то утопят в речке Дриссе новодел деревянного языческого идола и потом найдут его с помощью аквалангистов [28], то Адама Минцкевича запишут в "деятели белорусской культуры" (причем отметят это в учебниках), то конкурс на памятник "тысячелетию белорусской государственности" объявят [29]. На несуразность этих мероприятий, реализуемых министерством культуры, министерством образования, местными властями говорили и писали многие, например - Яков Трещенок, Александр Бендин, Александр Гронский и многие другие [10; 11]. Но власти не считают нужным прислушиваться к общественности, точнее - считают необходимым потакать идеологам "лицьвинизма", "перехватывать знамёна" у "белорусизаторов".

Помимо "перехватывания знамен", госидеологи прибегают к откровенному шельмованию русской истории, что совершенно не вписывается ни в рамки политической целесообразности, ни элементарной этики. Так, 20 декабря Первый телеканал Белтелерадиокомпании продемонстрировал телефильм о Ярославе Мудром из документального цикла "Эпоха. События и люди". Продукт выдержан в традициях русофобской пропаганды "лицьвинов" начала 1990-х и является экранизацией произведения "Имя в летописи" минского самодеятельного исследователя Виктора Черепко (он же Вітаўт Чаропка) [12]. За основу повествования о Ярославе Мудром писатель Черепко берёт скандинавскую "Сагу об Эймунде" ("Эймундова сага") - этот же источник цитируют и создатели телефильма [30]. Личность Ярослава Мудрого подаётся телезрителям как личность физически неполноценного, психически ненормального человека, который убил своих братьев Бориса и Глеба (признанныхправославной церковью святыми), в борьбе за престол привлёк викингов на разграбление и сожжение Киева, ненавидел своего отца (Владимира Великого) и присвоил себе его достижения (в частности - строительство киевской Софии). Согласно версии создателей телефильма, Ярослав Мудрый был насильником, убийцей, инициатором усобных войн, тщеславным и во всех отношениях порочным человеком. В эпизодах телефильма князь в припадке царапает стены и иконы церкви, пугает играющую на дудочке девочку-нищенку, совершает множество отвратительных деяний. По утверждениям создателей телефильма, под диктовку Ярослава написана Повесть временных лет и только поэтому личность князя представлена в русской истории как положительный образ. О "Русской правде" Ярослава Мудрого и возвышении статуса Древнерусского государства до уровня равноправного партнёра в диалоге с Византией практически не говорится, об объединении им русских земель и устранении угрозы набегов печенегов - вскользь, под конец повествования, словно в оправдание. Фильм показан в послеобеденное время, когда учащиеся школ возвращаются с первой смены и могут приобщиться к сценам изнасилований, батальным постановкам, коими телефильм изобилует.

Представленные в телефильме инсинуации не находят подтверждения ни в ПВЛ, ни в "Саге об Эймунде", ни в ряде других исторических источников. Выбор в пользу скандинавской саги понятен: в ней содержатся указания на то, что Ярослав послал варяжских наёмников убить своего брата Бориса, а также ряд других сведений, которые Черепко и создатели телефильма интерпретируют с целью создания инфернального образа Ярослава Мудрого. Авторов фильма совершенно не интересуют работы таких белорусских историков, как Юрий Заяц, или таких российских и советских историков, как Алексей Шахматов, Андрей Никитин, Борис Рыбаков при реконструкции исторических событий. Они опираются на произведение Черепко, комментарии Андрея Максимчика (?), текст скандинавской саги и полёт фантазии.

В принципе, изучать русскую историю по скандинавским сагам - это всё равно, что шведскую историю изучать по русским былинам. У исследователей скандинавских саг неоднозначное отношение к данным текстам как к историческим источникам. Специалист разберется в языке мифа, но профан не в состоянии провести профессиональный анализ и адекватно воспринять образ. Поэтому, когда гостелевидение вбрасывает в массы "документальные фильмы", созданные на основе древних скандинавских мифов и современного политического фольклора "лицьвинов", то впору ставить вопрос: мы имеем дело с сознательной идеологической диверсией или профнепригодностью госидеологов? Этот же вопрос правомерно поставить не только перед руководством "Белтелерадиокомпании", но и руководством "Беларусьфильма" [13].

В 2009 году отдел культуры витебского горисполкома провел конкурс проектов памятников княгине Ольге (Святой равноапостольной, княгине Киевской), Александру Невскому и литовскому князю Ольгерду. В первом случае конкурс длился 1,5 месяца, во втором - 1 месяц, в третьем - 3 дня. Все три личности имели отношение к городу Витебску. Общественность города организовала кампанию "Город княгини Ольги" и на протяжении нескольких лет добивалась установки памятника православной святой, которая, согласно легендам и мнению ряда историков (в частности, академика Б.Рыбакова), могла иметь непосредственное отношение к основанию города [14]. Когда вопрос был практически решен, выяснилось, что власти решили поставить памятник не Ольге, а Ольгерду.

В 2010 году поступила информация о том, что памятник литовскому князю уже отлит, напротив Свято-Воскресенской церкви на улице Ленина (в центре Витебска) был установлен постамент, расположенное неподалёку кафе названо именем литовского князя. Событие вызвало возмущение среди православной общины города и русских организаций, началась кампания писем. Витеблянам было непонятно, почему русская княгиня, признанная в РПЦ святой, не удостоена памятника и, напротив, этой чести удостоен литовский князь, получивший Витебск с приданным (от брака с Марией - дочерью удельного князя Ярослава Васильевича), виновный в убийстве месточтимых православных Виленских мучеников, вероисповедание которого - весьма запутанная история, и роль которого в церковной истории, мягко говоря, неоднозначна.

Почему власти пошли против мнения общественных объединений, православной общественности города и решили установить памятник литовскому князю, а не русской православной святой княгине - вопрос непростой. По мнению общественных активистов, решение об установке памятника литовскому князю было принято в Минске в разгар информационно-пропагандистского противостояния с РФ (период "торговых войн"). По неофициальной информации, "притормозить" установку памятника св.Ольге и А.Невскому и форсировать установку памятника Ольгерду приняли глава президентской администрации Владимир Макей и министр культуры Павел Латушко. О решении патриаршего экзарха всея Белоруссии митрополита Филарета по данному вопросу ничего неизвестно; по неофициальной информации, ответ на письменное обращение витеблян экзархатом подготовлен. Снова возникает вопрос: есть ли в у "идеологической вертикали" адекватное восприятие общественных настроений?

Страсть госидеологов к символам монархии, авторитаризма, "сильному государству" и "образцу президентской республики" понятна. Непонятно другое: почему источник легитимации они видят именно в Западе, Костёле, ВКЛ, а не в Древнерусском государстве, православной церкви, БССР, белорусах? До решения установить памятник очередному литовскому князю, 23 сентября 2010 года в деревне Пелеса Вороновского района Гродненской области был открыт памятник князю ВКЛ Витовту. Автор памятника - литовский скульптор Альгимантас Сакалаускас, в открытии памятника участвовали посол Литвы в Белоруссии Эдминас Багдонас, депутаты сейма Литвы, представители ряда министерств Литвы и общественных объединений литовцев Белоруссии, чиновники Вороновского района. Открытие памятника было приурочено к празднику святого Линаса - второму папе римскому после апостола Петра [15]. До этого, в 2008 году в Могилёве установили памятник папе римскому Иоанну Павлу II (Каролю Войтыле) [16]. Личность Витовта неоднозначно оценивается белорусскими историками [17], но, в данном случае, местные власти пошли навстречу литовской общине и католической церкви.

В 2011 году Минкультуры Белоруссии объявило о конкурсе на создание памятника еще одному литовскому князю - Миндовгу [18]. Очевидно, особое расположение госидеологов к литовским князьям имеет под собой более серьёзную основу, нежели случайный выбор, шаг навстречу литовской или католической общинам. На это обращают внимание Александр Бендин [19], Николай Малишевский [20] и др. По неофициальной информации, памятник будет представлять собой пятиметровую бронзовую скульптуру. Расходы на установку памятника составят, по приблизительным подсчетам, около $150 тыс. О том, согласны ли белорусские пенсионеры, студенты, вынужденно находящиеся в отпусках рабочие оплатить этот прожект - ни Минкультуры, ни Гродненский облисполком не посчитали нужным поинтересоваться. Зачем? Есть гениальные "слуги народа", которые лучше народа знают, что нужно народу, когда и в каком виде. "Раб должен страдать", как говорил классик.

С Витебском, точнее - с витебским писателем Андреем Геращенко и главой Союза писателей Белоруссии Николаем Чергинцом связана еще одна примечательная история, имеющая отношение к государственному ревизионизму и тактике "перехватывания знамён" у "лицьвинов". В 2010 году Геращенко в интервью российскому порталу "Материк" (ресурс Института стран СНГ, который возглавляет Константин Затулин) заявил о единстве русских и белорусов, высказал мнение о том, что Белоруссия ему видится "скорее ещё одним русским государством, нежели инонациональным образованием", а также отметил, что белорусский язык не имеет в Белоруссии широкого распространения [21].

"Поэтому государственность русского языка в Белоруссии - дань здравому смыслу. Если бы сегодня предложили перевести на белорусский язык всё делопроизводство, это просто привело бы к параличу государственного управления и даже социальному взрыву. Сегодня это просто невозможно. Русский язык - это язык молодёжи, язык инженеров, рабочих и врачей, сельских тружеников и военных - то есть родной язык белорусского народа. Но пример Украины говорит о том, что в случае активной белорусизации, точнее дерусификации в отдалённой перспективе вполне возможно увеличить сферу употребления белорусского языка и затем оторвать белорусов от русской цивилизации. Поэтому пересмотр прежней политики России в Белоруссии, смещение крена сотрудничества от попыток наладить отношения с проевропейскими белорусами-литвинами к поддержке русских белорусов является непременным условием сохранения Белоруссии в качестве ближайшего союзника России", - сказал Геращенко. Этого было достаточно для возникновения "дела Геращенко": витебского писателя преследовали до конца декабря 2011 года и, в конце концов, уволили.

К политически мотивированному увольнению отношение имел глава созданного властями писательского союза Чергинец. Отставной милицейский генерал, автор ряда литературных произведений о Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года и сексуальных похождениях Билла Клинтона практически сразу же в интервью "Еврорадио" заявил о намерении "расправляться" с такими, как Геращенко [22; 27]. В декабре 2011 года с Геращенко расправились. В отличие от "дела Беляцкого" [23], когда Евросоюз, США и даже приближенные к Дмитрию Медведеву правозащитники высказали свое осуждение приговору в отношении руководителя организации, перераспределявшей финансовые ресурсы в пользу оппонентов Лукашенко, "дело Геращенко" не вызвало даже многозначительного моргания представителей МИД России, Координационного совета организаций российских соотечественников в Белоруссии, Московской Хельсинкской группы и т.п.

Примечательно: Геращенко, судя по его биографии [24], награждён вышеупомянутыми медалями "за освобождение Республики Беларусь", как и многие чиновники. Что неудивительно: сегодня более-менее продвинутый чиновник предъявит целый иконостас таких медалей. В этом смысле Геращено не хуже многих своих коллег. Например, у министра обороны РБ Юрия Жадобина есть даже орден Красной Звезды и общественность, наверное, вправе знать, на каких фронтах г-н Жадобин проливал кровь, заслужив боевой орден. Но это частности. В "деле Геращенко" Чергинец, как записной сторонник Александра Лукашенко, декларирующего знаменитый тезис "белорус - это русский со знаком качества" [25], солидаризировался с врагами русского народа.

В декабре 2011 года Чергинец активно присоединяется к "перехватыванию знамён" у "лицьвинов" и в интервью "Комсомольской правде в Белоруссии" предлагает "для всех желающих, ненавязчиво, организовать курсы белорусского языка. Причем такие курсы могут быть в каждой организации, в воинских частях" [26]. Он считает важным "не ущемлять русский язык" и, при этом, " чтобы не дать погибнуть родному языку, нужно привлечь народ к изучению белорусского. А стимулом может стать сокращение на час рабочего дня". Как это следует понимать?

Льготы, как правило, предоставляются немощным (в т.ч. умственно неполноценным), убогим, инвалидам, несознательным малолетним. Выступая с инициативой предоставления льгот для "народа", Чергинец подвергает сомнению равенство прав граждан Белоруссии, предлагает расширить категорию льготников за счет белорусов, изучающих "беларускую мову". Выходит, что белорусы, считающие русский язык своим родным языком, должны подвергаться дискриминации? Мыслящие и говорящие на русском должны работать на час дольше и оплачивать реализацию сентенции, озвученной отставным милиционером (а также футболистом, заседателем палаты Нацсобрания, писателем и пр.)? Чергинец озвучил свою мысль или чью-то ещё?

В интервью "Комсомолке" обращает на себя внимание последний вопрос Чергинцу. "Николай Иванович, а вы сами запишитесь на курсы белорусского?", - спрашивает корреспондент. Чергинец отвечает: "Я уже нет, время прошло. И писать на белорусском не начну - поздно. Но в белорусскоязычной компании разговор поддержать могу, хоть в большинстве случаев общаюсь на русском языке". Иначе говоря, Чергинец заявляет о спецкурсах, в которых отнюдь не собирается принимать участие в качестве слушателя. Мало сомнений в том, что при организации данных курсов не будет злоупотребления административным ресурсом, как это было при большевистской "белорусизации" в 1920-х или при рекрутировании в БРСМ.

Есть очень простой способ отрезвить подобного рода инициаторов: экзамен по "беларускай мове" у Чергинца должен принять публично, в письменной форме, лично руководитель "Товарищества белорусского языка им. Ф.Скорины" Олег Трусов. Если инициатор спецкурсов неудовлетворительно пройдёт испытание - должны быть предусмотрены санкции на усмотрение ТБМ. После этого блажь отдельных латентных "белорусизаторов" сойдёт на нет.

Ревизионисты и "белорусизаторы" считают белорусов неполноценными, "Иванами, не помнящими родства", нуждающимися в шоковой терапии. Именно поэтому "белорусизаторы" всех мастей настаивают на насильственной "белорусизации" и себя видят руководителями данного процесса. Они желают видеть себя распределителями потоков бюджетных средств, направляемых на возведение монументов откровенным русофобам, кураторами курсов по изучению "мовы", "основ идеологии" и, возможно, чего-то еще, что даст возможность не трудиться на пользу обществу, а банально поиметь гешефт с перераспределения средств налогоплательщиков.

Но готовы ли белорусы к очередной насильственной белорусизации? Белорусов об этом как-то позабыли спросить. Но если вспомнить итоги состоявшихся общереспубликанских референдумов, то выходит, что и "лицьвiны", и "госидеологи" действуют сообща против воли белорусского народа, постоянно апеллируют к административному ресурсу, методам тоталитаризма. Высказываются также суждения о том, что таким незамысловатым способом госидеологи пытаются "перехватить знамёна" у "лицьвинов" и прочих идейных оппонентов. Но на поверку оказывается, что у госидеологов нет ничего конструктивного, кроме пресловутой "многовекторности" и "перехватывания знамён". Вопрос о том, что собой представляют "Основы идеологии белорусского государства", остаётся открытым.

Источники:

1. Совет в Филях перенесен в Гомель // "Гомельская праўда". - 26.12.2011. - http://gp.by/section/culture/36041.html

2. 22-23 декабря в Культурной столице СНГ 2011 года - в Гомеле прошёл Международный круглый стол на тему: "Отечественная война 1812 года в исследованиях белорусских и российских учёных" // Представительство Россотрудничества в Республике Беларусь - http://blr.rs.gov.ru/node/756

3. Марозава С.В., Сосна У. А., Паноў С.В. Гісторыя Беларусі, канец XVIII- пачатак XX ст. 9 клас: вучэбны дапаможнік / пад рэд. У. А. Сосны. - Мінск: Выд. цэнтр БДУ, 2011.

4. Кошелев В.С. Всемирная история Нового времени, XIX - начало XX в.: учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. - Минск, БГУ, 2010.

5. Юбилейная медаль "65 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков" // Юбилейные медали Республики Беларусь. - http://belawards.narod.ru/MOsvob65.htm

6. С 65-летием освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков / Финансовые новости // ЗАО "Трастбанк". - 02.07.2009. - http://www.trustbank.by/news/finance/56.html?print=1

7. Беларусский Репортер | Новости Беларуси | экономические, спорта, политические новости беларуси - http://reporter.by/

8. Деникин А. Заблуждения // "Аналитическая газета "Секретные исследования". - http://www.secret-r.net/publish.php?p=214

9. Золотницкий А. Грядёт очередная белорусизация? - 23 февраля 2011. - http://www.imperiya.by/authorsanalytics19-9206.html

10. Трещенок Я.И. Две белорусские национальные идеи (католический национал-сепаратизм и православная национальная идея). Заметки историка // VII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры: Материалы чтений (Минск, 22-24 мая 2001 г.). В 2 ч. Ч. 1, кн. 2 / Европейский гуманитарный ун-т, Бел. гос. ун-т культуры; отв. ред. и сост. А. Ю. Бендин.- Мн.: ООО "Ковчег", 2002. - 255 с. / Центр просвещения и милосердия Белорусского Экзархата - http://sobor.by/zametki.php

11. Трещенок, Я. И. История Беларуси. В 2-х ч. Ч. 1: Досоветский период / Я. И. Трещенок. - Могилев: МГУ им. А. Кулешова, 2003. - 176 с.

12. Вітаўт Чаропка. Iмя у летапису. - Мн.: "Полымя", 1994. - 559 с.

13. FAQ "Беларусьфильм". - 03.03.2011. - http://www.belarusfilm.by/faq/p5/

14. "Город княгини Ольги"// БРСМ в Витебске. - http://brsm.vitebsk.biz/news/801/

15. В Вороновском районе открыт памятник великому князю ВКЛ // Mogilev.by. - 25-09-2010. - http://www.mogilev.by/news/10977-v-voronovskom-rayone-otkryt-pamyatnik-velikomu-knyazyu-vkl-vitovtu.html

16. В Витебске повредили памятник Папе Римскому Иоанну Павлу // Mogilev.by. - 2-07-2010. - http://www.mogilev.by/news/8292-v-vitebske-povredili-pamyatnik-pape-rimskomu-ioannu-pavlu-ii.html

17. Гигин В. Чем Сталин хуже Витовта? // БелТА. - 08.11.2011. - http://www.belta.by/ru/blogs?auth_ID=16&art_ID=115

18. Аб конкурсе на стварэнне эскізных праектаў помніка Міндоўгу ў Навагрудку // Мiнiстэрства культуры Рэспублiкi Беларусь. - 10.12.2011. - http://www.kultura.by/news/ab-konkurse-na-stvarenne-esk-znykh-praekta-pomn-ka-m-ndo-gu-navagrudku

19. Белорусский историк: Истоки белорусской государственности - в Древней Руси, а не в Литве // ИА REGNUM. - 20.12.2011. - http://regnum.by/news/1481329.html

20. Белорусский политолог: "Мероприятия по "белорусизации" - это такая хитроумная колхозная дипломатия" // ИА REGNUM. -15.12.2011. - http://regnum.by/news/1480112.html

21. "Русский дом" в Белоруссии // "Материк": Информационно-аналитический портал постсоветского пространства. - 28.01.2010. - http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=8414

22. Геращенко - не Чергинец // "Белорусский Партизан". - 16.02.2010. - http://www.belaruspartisan.org/bp-forte/?page=102&news=57552

23. Лукашенко: В Америке Беляцкий получил бы 17 лет, а не 4 с половиной // ИА REGNUM. - 02.12.2011. - http://regnum.by/news/1474498.html

24. Геращенко Андрей Евгеньевич // Забарона на прафесію. - 26 февраля, 2010. - http://zabarona-na-prf.livejournal.com/12281.html

25. Халип. И. Лукашенко мерещатся негры на границе // Новая газета. - 22.09.2003. - http://2003.novayagazeta.ru/nomer/2003/70n/n70n-s03.shtml

26. Николай Чергинец предложил на час раньше отпускать с работы изучающих "мову" // KP.RU - Беларусь. - 13.12.2011. - http://kp.by/daily/25803/2784107/

27. Віцебскія чыноўнікі абароняць незалежнасць краіны ад свайго калегі // 2010-02-23. - http://old.euroradio.fm/by/1134/reports/44380

28. Россонский идол - подделка! // Еврорадио. - 14.11.2011. - http://euroradio.fm/ru/report/rossonskii-idol-poddelka-73267

29. Мемориальные композиции "1000-летие белорусской государственности (личности в истории Беларуси)" / Описание памятников // Официальный интернет-портал Минского горисполкома. - http://minsk.gov.by/ru/freepage/other/20111018/

30. Эймундова сага / О. И. Сенковский // Norrœn Dýrð (Северная Слава). - http://norse.ulver.com/src/konung/eymund/ru.html