Руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений Михаил Нейжмаков считает предложение Валентины Матвиенко упразднить институт полпредов не вполне четким. Об этом он заявил корреспонденту ИА REGNUM 27 декабря. "Кто же, по её мнению, должен заменить полпредов - "представительства Минрегиона" или "министры по делам территорий"? В её выступлении употребляется и тот, и другой термин. А это кое-что говорит о статусе этих чиновников. Если это просто подчинённые главы Минрегиона, то и они будут восприниматься на местах не столь серьёзно, и для многих нынешних полпредов (учитывая их прошлое в качестве губернаторов или крупных федеральных чиновников) это будет явным понижением", - подчеркнул Нейжмаков.

По его словам, после отмены губернаторских выборов полпреды из модераторов региональной политики всё больше превращались в кураторов экономического развития территорий: "Перед ними уже давно ставились в качестве приоритетных примерно те задачи, которыми предложила их наделить Матвиенко. Отсюда назначение на эти должности при Медведеве бывших губернаторов, что в начале 2000-х было бы нелогичным. Так что и изменение их статуса было вполне обсуждаемым. Но с идеей возвращения выборов глав регионов встает вопрос и о "второй жизни" института полпредов, которые будут курировать этот процесс. Правда, в этом случае встанет вопрос кадрового обновления корпуса полпредов. Насколько последовательно именно политическими "комиссарами" Центра будут некоторые бывшие губернаторы-"тяжеловесы" или насколько эффективно будут работать на этих местах люди, которым ранее не приходилось курировать выборы?".

Он также согласен с мнением, что "президентский фильтр" принесёт Кремлю больше проблем, чем преимуществ. "В соответствии с порядком, озвученным Владимиром Путиным в середине декабря, предполагается наделить правом выдвижения кандидатов в губернаторы только партии, прошедшие в заксобрания регионов. Значит, представителей внесистемной оппозиции в списке кандидатов всё равно не будет. К тому же, у властей достаточно рычагов воздействия на парламентские партии. С другой стороны, в этом случае за кандидатами будет стоять достаточно популярная в регионе сила. Снятие с выборов кандидата такой партии - уже скандал, а в случае с "президентским фильтром" всю волну критики за это примет на себя лично глава государства. Да, и для самого кандидата это повод для пиара на будущее: "Я снят с выборов, потому что меня сам президент боится". К тому же, как показал опыт региональных выборов последних лет, отстранение от участия в кампании популярных списков и кандидатов мало что дает властям. Отторжение между разными сегментами оппозиции сейчас не так велико. И избиратели снятых оппозиционных списков или кандидатов просто в знак протеста голосуют за единственного оставшегося. Примеров этому множество. Навскидку можно вспомнить хотя бы выборы мэра Иркутска в марте 2010 года, которые после снятия с дистанции проведшего громкую кампанию оппозиционного кандидата Антона Романова закончились победой выдвиженца КПРФ Виктора Кондрашова. Или выборы Тверской городской Думы в марте 2009 года, когда отстранение от выборов довольно популярных в городе списков "Яблока", объединений "Союз избирателей", "Родители за будущее детей" и "Союз народных депутатов" дополнительно спровоцировало громкую победу КПРФ", - отметил Нейжмаков.

При этом он назвал логичным сохранение за федеральным центром права отстранять от должности губернаторов даже при переходе к их выборам. По его мнению, возможно даже усилить эту норму оговоркой, что отстраненные решением президента главы регионов не имеют права принимать участие в первых ближайших губернаторских выборах.

Напомним, с предложением о реформировании системы власти в регионах, назвав институт полпредства "неэффективным с управленческой точки зрения", Матвиенко выступила в ходе заседания Госсовета 26 декабря. Ранее в декабре о намерении вернуться к выборности глав регионов заявили президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин.