Белорусский священник: В Белоруссии вполне сформировались условия для отмены смертной казни
Белоруссия, 25 декабря, 2011, 18:20 — ИА Регнум. Президент Белоруссии
"Отношение Православной Церкви к смертной казни не связано с виновностью или невиновностью Ковалева и Коновалова"
ИА REGNUM: Почему Белорусская православная церковь высказалась о смертной казни не сразу? Почему это произошло спустя почти 10 дней после реакции со стороны католической церкви в лице митрополита
Принципы нашей работы исключают какую бы то ни было спешку. Я думаю, нет и не может быть никакого регламента, который бы нас обязывал отреагировать через конкретный промежуток времени. Здесь нет никаких нормативов, и уж тем более гонок на опережение с белорусскими католиками - хотя бы потому, что в подобных вопросах мы союзники, а не соперники.
Мы очень благодарны тем, кто искренне интересовался позицией БПЦ - нам очень важно это внимание, и я рад, если "Разъяснения" (13 декабря 2011 года Белорусская Православная Церковь высказалась о проблеме смертной казни (1). "Разъяснения пресс-службы БПЦ" стали реакцией на запросы верующих, которые участились в связи с вынесением смертного приговора Дмитрию Коновалову и Владиславу Ковалеву - ИА REGNUM) с сопутствующими материалами послужили ответом на этот интерес.
ИА REGNUM: Почему авторы текста абстрагировались от конкретного судебного процесса, результаты которого и послужили информационным поводом для "Разъяснений"?
На самом деле письма, о которых говорилось в преамбуле документа, в своем большинстве просили нас разъяснить отношение православия к смертной казни. Что, собственно, пресс-служба и сделала: разъяснила. Конечно, были и провокационные письма, которые навязывали нам определенные оценочные эмоционально-негативные суждения о власти и правосудии, пытались взять нас "на слабо" и вовлечь в политические интриги. Но я думаю, что нежелание белорусской церкви вестись на подобные провокации понятно и не нуждается в дополнительных объяснениях. Отношение православной церкви к смертной казни никоим образом не связано с виновностью или же невиновностью Ковалева и Коновалова. Это частный случай, на который распространяются принципы нашего отношения к казни вообще: отмена смертной казни предпочтительна.
"Митрополит Филарет - давний противник смертной казни"
ИА REGNUM: Комментаторы сетевых ресурсов выказывают недоумение по поводу такого положения "Разъяснений", как: "В церковном вероучении мы не находим исчерпывающих сведений, которые бы сделали христианское отношение к данной проблеме однозначным". Можно ли пояснить позицию БПЦ?
В вероучении церкви есть только то, что есть, а не то, что хочется мне или кому-то. Целесообразность или нецелесообразность смертной казни не есть предмет веро- и нравоучения церкви.
У отдельно взятого верующего человека может быть своя гражданская позиция, своя позиция может быть и у церкви (назовем ее социальной). Если мы посмотрим на историю христианской церкви (как Восточной, так и Западной), то мы увидим много мнений по данному вопросу, в том числе противоположных. Поэтому врать в угоду определенным общественным настроениям и с популистской претензией на всеобщность говорить, что смертная казнь полностью исключается христианским обществом - по крайней мере, некрасиво. В принципе, и католический митрополит Тадеуш Кондрусевич сказал то же самое: традиционное учение не исключает смертной казни при определенных условиях. И вот о том, что это за условия, мы сейчас и говорим.
Я не буду пересказывать содержание Основ социальной концепции РПЦ и повторять текст "Разъяснений", но сегодня мы можем констатировать: условия для отмены смертной казни вполне сформировались. Если говорить о позиции Церкви в данном вопросе - она поддерживает стремления к ее отмене, если говорить о позиции нынешнего и предшествующего патриархов - они за отмену смертной казни, если говорить о позиции митрополита Филарета - он вообще давний противник смертной казни, к отмене которой призывает уже не одно десятилетие. Обратите внимание на его "Тезисы о смертной казни" (2), приложенные к "Разъяснениям пресс-службы". Владыка (глава БПЦ митрополит Филарет - прим. ИА REGNUM) еще в 1996 году призывал поддержать ее отмену накануне референдума. Обо всем этом сказано в "Разъяснениях". Я сам лично принимал участие в конференциях и круглых столах, посвященных этой теме, задолго до теракта и еще не будучи пресс-секретарем. Суммирую: социальная позиция Церкви - поддерживает отмену смертной казни, гражданские позиции патриархов и митрополита - против смертной казни! Какие тут еще могут быть недоумения?!
ИА REGNUM: А как насчет заповеди "Не убий!" - имеет ли она отношение к смертной казни?
Это очень сложный специальный вопрос. Отвечу кратко и упрощенно. Если понимать заповедь в контексте, в котором она была дана, то нет, не имеет (кроме тех случаев, когда суд выносит заведомо ложный смертный приговор). Если считать, что заповедь "Не убий!" запрещает судам вынесение смертных приговоров, то тогда заповедь не судить должна требовать упразднение судов - абсурдность этого, думаю, понятна всем.
Есть случаи, на которые заповедь "Не убий!" действует с ограничением - о чем и говорят катехизисы православной, католической и, я подозреваю, многих других церквей. Например, при самообороне, при защите Отечества применение силы и оружия оправдано (не без оговорок, конечно). Смертный приговор законного суда в качестве крайней меры защиты безопасности общества традиционно изымается из сферы действия этой заповеди, ее "буквы". Поэтому даже противники смертной казни если и ссылаются на нее, то только потому, что по причине несовершенств земного правосудия могут быть убиты невиновные. То есть, при таком подходе смертная казнь недопустима не потому, что нельзя казнить преступников, а потому, что нельзя казнить невиновных.
"С мнением простого народа нужно еще работать и работать"
ИА REGNUM: "Разъяснения" апеллируют к предполагаемой народной поддержке исключительной меры наказания. В 1996 году на общереспубликанском референдуме за сохранение смертной казни проголосовало свыше 80% белорусов. Насколько велика эта поддержка сегодня?
Я не могу назвать других цифр, кроме тех, что уже приводились. У нас нет никаких оснований предполагать, что за это время отношение обывателя к смертной казни радикальным образом изменилось - тем более в лучшую сторону. Большинство - за. С этим соглашаются и белорусские правозащитники, а не только прогосударственные источники (3). И белорусы в этом отношении, кстати, не являются народом-исключением.
Мое участие в дебатах на соответствующую тему убедило меня в повсеместном преобладании одобрения смертной казни среди населения чуть ли не всего мира, особенно среди наименее образованной и наименее активной его части. Поэтому, в принципе, выносить вопрос о смертной казни на референдум - то же, что выносить на всенародное обсуждение вопрос об увеличении зарплат и пенсий. Результат предсказуем. Приведу пример: смертная казнь в ФРГ была отменена в 1949 г., хотя 74% немцев были за смертную казнь (а именно юристов - 83%!). Отмена смертных приговоров - почти всегда волевое решение власти, а не народа.
Тот, кто браво заявляет о всеобщем настроении белорусов в пользу отмены смертной казни - или лжет, или сам обманут. Нужно посмотреть правде в глаза: с мнением простого народа нужно еще работать и работать. Обманываясь, мы не сделаем ничего.
ИА REGNUM: А как же интернет-форумы? Это тоже определенный срез населения. Судя по данным источникам, противников смертной казни в белорусском обществе достаточно много.
Форумы? Давайте предположим, что представители инопланетной цивилизации решили узнать отношение землян к мясной пище, для чего они и решили почитать форумы. Что получится? Проблема мясоядения, как правило, не волнует тех, кто просто ест мясо. Она волнует тех, кто его не ест. Последние об этом очень много пишут на форумах. Таких меньшинство, но именно их позиция будет наиболее заметной. И это закономерно: нередко меньшинство компенсирует нехватку количества качеством - активностью, экспрессией или даже агрессией.
Повторюсь: я бы очень хотел, чтоб белорусы проявляли свои лучшие качества и в отношении к смертной казни, но, увы, пока, судя по всему, это не так. Активизация противников смертной казни не может не радовать, настораживают и разочаровывают лишь некоторые формы этой активности. Это мое личное мнение.
"Иногда мы имеем дело с банальным политиканством"
ИА REGNUM: На Ваш взгляд, можно ли сделать вывод о том, что в белорусском обществе неоднозначное отношение к последнему смертному приговору - Коновалову и Ковалёву?
На мой взгляд, да. И может ли оно быть иначе? Всегда один за, другой против. Но, как бы то ни было, давайте не путать две разные проблемы: отношение к смертной казни вообще и отношение к конкретному судебному решению. Это ведь не одно и то же! Думаю, что далеко не все из тех, кто рьяно настаивает на справедливости или, наоборот, несправедливости приговора, лично знакомились с 470 томами уголовного дела, посещали заседания суда или, хотя бы, просто разбираются в судопроизводстве. Речь идет, таким образом, о вере, чувствах, эмоциях, предубеждениях, но никак не о знании. И я подозреваю, что окажись на скамье подсудимых хоть сам Сатана, нашлись бы и те, кто оспаривал бы судебное решение в пользу обвиняемого. Почему? Да потому что дело не всегда в личности обвиняемого. Часто речь идет о недоверии к системе вообще - по разным причинам.
А иногда, что самое печальное, мы имеем дело с банальным политиканством, желанием набрать политических бонусов на чужой беде. Где были все противники смертной казни летом, когда состоялась казнь двух человек, приговоренных Гродненским областным судом (4)? Этот случай не особо заинтересовал сетевых крикунишек. А почему? А потому что там было очень мало места для политических маневров: овчинка не стоила выделки! Реальные противники смертной казни, умеющие отстаивать свою позицию невзирая на лица осужденных и в отвлечении от политики, высказывались и тогда, но было их, мягко скажем, значительно меньше...
Еще раз подчеркну: Белорусская Православная Церковь приветствует общественные стремления к отмене смертной казни, но лить воду на чью-либо мельницу пропаганды она не намерена. Я не имею ввиду, что кто-то не имеет права на собственные политические взгляды или же на выражение и пропаганду таковых - я о том, что и Церковь имеет свои права, в том числе и право не примыкать ни к чьим политическим акциям и рассматривать наличие смертной казни только как этико-социальную проблему.
Как сообщало ИА REGNUM, 15 декабря Комитет ООН по правам человека зарегистрировал индивидуальное сообщение о нарушении права на жизнь и право на справедливый суд от имени
Напомним, процесс по делу о теракте длился с 15 сентября по 30 ноября: 25-летние жители белорусского города Витебска Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев были приговорены к высшей мере наказания (расстрелу) по обвинению в организации взрыва в минском метро 11 апреля 2011. В результате теракта погибли 15 человек и около 200 получили ранения. В самой республике итоги процесса по делу "Коновалова-Ковалёва" вызвали неоднозначную реакцию. Ряд экспертов выразил сомнения в выводах следствия и правомерности вердикта Верховного суда. Ковалёв и его мать обратились к Александру Лукашенко с просьбами о помиловании.
Также напомним, 9 декабря представитель организации
Отметим, что в ноябре 1996 года на республиканском референдуме граждане Белоруссии высказались по семи поросам, предложенным конфликтующими президентом и парламентом. За отмену смертной казни высказались около 18% проголосовавших, против - около 80,5% (около половины населения - почти 5 млн чел.).