Заявление НКО "Список Кленского"

Эстонское правительство либерал-националистов не удовлетворило просьбу 15 гимназий Таллина и Нарвы вести обучение на русском языке, несмотря на то, что ходатайство основано на предусмотренном Конституцией страны и Законом ЭР "Об основной школе и гимназии" праве учебных заведений выбирать язык обучения.

Игнорирование властью Закона позволяет продолжить борьбу. И она будет продолжена. Но это только ухудшит имидж Эстонии за рубежом. В то же время губительным для Эстонского государства и эстонского народа станет очередное пренебрежение властью волей трети населения страны - русских и русскоязычных жителей.

Власти и отравленное моноэтнизмом эстонское общество считают, что эстонизация русского образования защищает эстонский язык, культуру и народ. Но каким образом и от кого?

Не приходилось слышать, чтобы английский язык или цветущая в стране американизация угрожали Эстонии.

Как же может угрожать ей треть собственных жителей? Они не турки в Германии, индусы в Великобритании или арабы во Франции. Для русских и русскоязычных жителей Эстонии страна их проживания - такая же родина, как и для эстонцев! Это - Родина всех русских и русскоязычных жителей Эстонии.

А потому права русских и эстонцев не могут отличаться по определению.

Отрицание этого означает признание того, что многонациональная Эстония - с благословения Запада, и особенно США, строит моноэтническое государство, для чего параллельно реализуются две политические линии: это - ассимиляция неэстонцев и еще - их фактическая люмпенизация с последующей сегрегацией, даже несмотря на то, что более трети неэстонцев стали гражданами ЭР.

Обе задачи трудно решаемы, так как власть задумала совместить несовместимые "вещи" - славянско-европейскую ментальность русского населения и провинциально-протестантское мироощущение эстонцев. Но надо отдать должное упорству властей и эстонского общества. За 20 лет восстановленной независимости они сумели, по мнению одного из Комитетов ООН, "отодвинуть неэстонское население на окраины общественно-политической и социально-экономической жизни страны".

В первой половине 90-х годов русских и русскоязычных лишили возможности получить гражданство наравне с эстонцами. Во второй - их отстранили от бизнеса и финансов. Следующая пятилетка отмечена ликвидацией самостоятельного русского парламентского представительства в Рийгикогу. Последние пять лет власть занялась вытравливанием русскости - исторической памяти русских (переписывание истории и "Бронзовые ночи"), а также языка и культуры (реформа русскоязычного образования - ее эстонизация).

Политическая и культурная элиты Эстонии, в силу специфического исторического развития эстонского народа, обуреваемы национальным комплексом неполноценности. Они мстят местным русским, приняв их за своих "холопов", коими сами эстонцы были семь веков хозяйничанья в Прибалтике остзейских немцев. При этом себя прибалтийская элита видит ни меньше, ни больше "баронами XXI века".

Такая, присущая трайбализму мстительность противоречит всем западным ценностям, христианской нравственности. В итоге треть жителей, по сути, своеобразно, но вовсе не виртуально, оккупирована на собственной земле, в собственной стране. В стране, ставшей членом Евросоюза, с ними обращаются как с людьми второго сорта, то есть очень похоже на то, как в гитлеровской Германии относились к евреям еще до создания нацистами концентрационных лагерей и газовых камер.

На все это спокойно взирает Евросоюз. Потому что унижают славян? Не забудем: вместе с Гитлером против Советского Союза массово воевали представители почти всех европейских народов.

Но так или иначе такое отношение к царящему в Эстонии межэтническому неравноправию, это - медвежья услуга самоуверенного Запада. Вместо того, чтобы содействовать построению в Эстонии гражданского, пусть даже двуязычного общества, Запад помогает Таллину создавать мину замедленного действия - новое общественное недовольство русских. И это по соседству с их второй родиной - Россией?! Эстонизация русских гимназий, это повторение операции "Бронзовый солдат".

Разделяя идеологию моноэтнизма, писатель и социолог Урмас Эспенберг пишет на портале Delfi.ee: "Наши русские должны нести ответственность за сохранение Эстонского государства и культуры". Наивность несусветная! Об этом можно мечтать только в случае полного и реального (не только по закону) равноправия всех постоянных жителей страны.

Национализмом же страдает, чуть ли, не вся просвещенная часть эстонского общества - вроде здраво рассуждающие люди, умные и образованные, даже культурные, но как только речь заходит о национальном вопросе - выноси всех святых: дремучее средневековье. Именно это в эпоху глобализации представляет реальную угрозу эстонскому языку, культуре и народу, да и Эстонской государственности. Те, кто сегодня "через колено" эстонизирует русское образование, рубит сук, на котором сидит. И в этом смысле мы, граждане Эстонии, откликаемся на пожелание Урмаса Эспенберга: понимая свою ответственность перед Эстонией, мы призываем именно эстонский народ и честную интеллигенцию приструнить, пока не поздно, зарвавшуюся националистическую элиту. Ибо в нынешнее время слово русских в Эстонии, что голос вопиющего в пустыне.

Для начала эстонцы должны добиться от своих правителей отказа от эстонизации русскоязычных гимназий и основной школы! В интересах же Эстонии и эстонского народа.

При этом руководителям государства стоит напомнить, что принятая в 1918 году Декларация о независимости ЭР "Манифест. Всем народам Эстонии" заявляла и о защищённости перед законом независимо от национальности, вероисповедания и политических пристрастий".

Таллин, 22 декабря 2011 года