Борис Асаров: Подтексты "снежной революции" в Южной Осетии
События, происходящие в Южной Осетии, породили ряд серьёзных вопросов, в том числе об оправданности позиции, занимаемой представителями администрации
Возникает закономерный вопрос, в чём заключается причина того, что с таким упорством администрация Медведева непременно желает продвинуть своего протеже, отказываясь признавать права победившего кандидата? Джиоева абсолютно лояльный Москве пророссийский политик, так же, как проигравший Бибилов, так же, как и практически все принимавшие участие в выборах кандидаты. Предположение о том, что Бибилов, являясь человеком из команды
Для того, чтобы получить реальное представление о том, чем мотивировано такое напряжённое нежелание Москвы признавать победу Джиоевой и упорное стремление добиться того, чтобы президентом республики стал протежируемый кандидат, следует рассмотреть эту ситуацию как "сквозь призму" интересов Москвы на Южном Кавказе, так и в контексте причинно-следственной связи, т.е. для чего это может быть использовано в будущем и, соответственно, осуществляется в настоящее время.
В 2013-м году предстоят президентские выборы в Грузии. О своих претензиях на пост президента дал понять бизнесмен
Для того, чтобы у Иванишвили появились шансы на победу, он должен будет заручиться поддержкой большей части электората, что, в свою очередь, в Грузии невозможно сделать, опираясь только на комплекс пиар-технологий, - без обещания вернуть в состав Грузии Абхазию и Южную Осетию кандидат не сможет выиграть выборы. Но, кроме самих обещаний, которые может дать любой кандидат, он обязан будет убедить избирателей в том, что именно он сможет это сделать.И здесь образ "крупного бизнесмена-миллиардера, который обладает авторитетом в России, позволяющим решать вопросы самого высокого уровня", раскрученный соответствующим образом, может произвести известное впечатление на избирателей. Однако, если представить, что Иванишвили сможет стать президентом, то в таком случае он должен будет исполнять данные обещания, в противном случае он не только не будет переизбран президентом, но и та политическая сила, которую он будет возглавлять, потерпит поражение на парламентских выборах 2016-го года (на парламентских выборах 2012-го года силы,которые он возглавит, в любом случае, имеют небольшие шансы на значимый успех), не дав сформировать желательную для Москвы соответствующую парламентскую "повестку" в Грузии. Таким образом, в случае победы Иванишвили для его закрепления на посту президента Грузии и усиления влияния возглавляемой им политической силы он будет обязан продемонстрировать, что может вернуть в состав Грузии Абхазию и Южную Осетию. И здесь Москве и понадобится такой глава Южной Осетии, который согласится на вхождение республики в состав Грузии на конфедеративной основе, конечно, с сохранением российского военного присутствия. Само по себе, в случае, если оно состоится, избрание Иванишвили президентом Грузии не даст гарантий того, что Грузия окажется прочно встроенной в сферу интересов Москвы, но "заякорение" Грузии через институционализацию российских военных баз в Южной Осетии, вошедшей на конфедеративной основе, станет очень серьёзным фактором. Реализация такого варианта развития событий приведёт к плотному включению Грузии в сферу интересов Москвы, как через усиление позиций лояльного президента, так и через "заякорение" путём легализации военных баз на территории Грузии на длительный срок. И ещё в придачу с реакцией
Относительно Абхазии у Москвы не будет резона реализовывать подобный сценарий, да и осуществить это будет на порядок сложнее, чем в случае с Южной Осетией.
Однако осуществление на практике означенного развития событий станет практически невозможным, если во главе Южной Осетии будет находиться не поставленный "смотрящим" протеже Москвы, а человек, искренне полагающий, что избран главой независимого государства. Жители Южной Осетии поверили в то, что являются гражданами независимого государства, являющегося союзником России. Однако для Москвы эта маленькая республика в центре Кавказа имеет ценность как военно-политический феномен, позволяющий проецировать своё влияние в регионе. Кроме того, что территория Южной Осетии является классическим военным плацдармом, который представляет ценность в известных условиях, маленькая республика может быть использована как фактически разменная карта, сброс которой позволит выиграть "более крупную партию". Такое отношение цинично, но дружба, - это та категория, которая является значимой на чаше весов в политике крупных международных игроков до тех пор, пока её не перевешивают соображения большей выгоды. Осознание происходящего будет горьким и обидным для жителей Южной Осетии, которые, как и все кавказцы, особенно чувствительны к вопросам чести, но кто сказал, что будет легко?
Преимущество победившей на выборах Джиоевой и её сторонников в том, что Москва не может "вскрыть карты" раньше наступления потенциального "часа икс" столь же категорически, сколь и не приемлет "не своего" человека на посту президента. Удержание ситуации в рамках "внутриюгоосетинского межкланового диалога" и развитие её с упором на гарантии "несведения счётов" с Кокойты и его людьми может позволить Джиоевой стать президентом в случае, если она и её сторонники окажутся готовыми идти до победы. Доводить ситуацию до вооружённого конфликта Москва не будет, так как это стало бы серьёзным имиджевым риском для российской политики. Единственной причиной, по которой в республике может возникнуть серьёзный конфликт, может стать страх Кокойты за свое будущее, несмотря на гарантии, когда он в порыве страха может попытаться использовать то, что Москва отвлечена на события, связанные с прошедшими выборами в