Узбекский политолог: "В Узбекистане не дадут осуществить планы по перекрою Центральной Азии"
Завершающийся год был богат для планеты на политические катаклизмы. Одним из самых "жарких" сезонов стала весна, получившая даже название "арабской", когда в результате революций уходили правящие режимы в Тунисе и Египте, акции протеста прошли в Сирии, Йемене, Бахрейне и еще ряде государств региона. Ну и, безусловно, к этому же ряду стоит отнести также вспыхнувшие беспорядки в Ливии, которые переросли в вооруженное противостояние между властями и противниками режима Каддафи. Практически сразу же некоторые политологи стали проецировать происходящее на Центральную Азию, утверждая, что подобный сценарий может вполне повториться в каждой из стран региона. При этом немалая их часть указывала в качестве одного из наиболее вероятных в этом отношении государств Узбекистан. Тем не менее, эти прогнозы не только не сбылись, но не было даже намека на дестабилизацию политической или социальной ситуации в этой республике. О несостоятельности таких "чревовещаний" и о ближайшем развитии событий в Узбекистане в этом плане корреспондент ИА REGNUM побеседовал с узбекским политологом Ботиром Хабибуллаевым.
ИА REGNUM: Страны арабского пояса в этом году стали катализатором весьма серьезных изменений, которые впоследствии обязательно скажутся как на их внутреннем, так и на внешнеполитическом положении. Вокруг этого было много разговоров, которые проводили параллели с Узбекистаном. Насколько, по-вашему, такие прогнозы состоятельны?
Прежде всего, давайте обратим внимание на саму природу возникновения этих событий. Ведь, как сегодня это уже очевидно, это не были какие-либо социальные потрясения. Это были акции, развернутые группой людей, преследующих определенные интересы и цели. В данном случае речь идет о религиозно-экстремистских организациях, обративших свое внимание на Большой Ближний Восток и Северную Африку. Здесь по их расчетам должна начать формироваться новая база, форпост исламского экстремизма.
Ведь что творилось в том же Египте? Погромы, массовые беспорядки, изнасилования, убийства. Все это типичная картина якобы бесконтрольного, но в глубине преследующего определенные цели и управляемого хорошими организаторами процесса, который только создает видимость народного волнения.
И все это было вполне ожидаемо. Вспомните, кто по сути эти самые "братья-мусульмане" - это тесно переплетенная с известной "
И сегодня в некогда процветающем и цивилизованном Египте полным ходом идет построение государства на основе шариата. Не думаю, что народ Египта стремился к такому исходу событий и что он видел свою будущность именно в этих тонах. В круговороте событий по тихому произошла подмена понятий и сегодня египтяне, на мой взгляд, еще сами до конца не осознают, с чем столкнулись.
Что касается населения Узбекистана, то существующая в государстве стабильность, социальная защищенность граждан, сбалансированная политика по сдерживанию и предупреждению всех негативных факторов, по-моему, сделали свое дело. Это уже не Узбекистан 90-х годов прошлого столетия, сегодня у населения уже сложилась, если хотите, своеобразная модель поведения, иммунитет против всевозможных ухищрений со стороны. Мы нацелены на созидание, а отнюдь не на разрушение. Поэтому говорить о повторе арабских событий здесь не приходится.
ИА REGNUM: Но не будем отрицать того, что временами и Узбекистан становится точкой напряжения...
Согласен, но опять же, подчеркну, что корни каждой деструктивной вылазки лежат не в стране, а таятся за ее пределами. За рубежом в данное время проживает большое количество преступников, некогда покинувших страну и сегодня пытающихся извне замутить чистую воду, но в силу уже обозначенных мною причин такие попытки заранее обречены на провал.
ИА REGNUM: А если более конкретно? Кому сегодня выгоден нестабильный и слабый Узбекистан?
Таких немало. Но есть среди них так сказать знаковые фигуры. Знаковые в том смысле, что любое их появление означает только одно - желание внести раздрай в Узбекистан, ввергнуть его в пучину хаоса, крови и слез. Последнее подобное образование - так называемое народное движение Узбекистана (НДУ), сформированное на Западе и на деньги ряда западных структур небезызвестным Салаем Мадаминовым и организацией "Таянч". До последнего времени в НДУ состояли также члены террористической организации "Акрамия", в 2005 году устроившие кровавые беспорядки в Андижане. Сегодня акрамисты отпочковались от НДУ по вполне тривиальной причине - финансовые разногласия. И нет никакой абсолютно речи об идейной мотивации - только деньги.
Знаковым в этой ситуации выглядит и то, что группировка Салиха не вызывает доверия даже у лиц, которые так же называют себя оппозиционерами. Подобное отношение объясняется подозрительностью идей, как впрочем, невнятностью и самих функционеров НДУ, лозунги которых сводятся к построению в Узбекистане государства с шариатской формой правления. Разумеется, подобное никак не устраивает, скажем так, светскую оппозицию, которая выступает за демократию и права человека.
К примеру, президент Общества по правам человека Узбекистана Абдужалил Бойматов заявляет, что Мухаммад Салих не является демократическим лидером. Настораживает Бойматова и то, что костяк объединения составляют исламские организации, вынашивающие планы строительства в Узбекистане исламского государства.
Аналогичной позиции придерживается лидер движения "Бирдамлик" Баходир Чориев, по мнению которого в самом НДУ много противоречий. Более того, "Бирдамлик" настаивает на ненасильственной борьбе за свои права, в рамках закона. Не захотел "мараться" о НДУ и "Клуб пламенных сердец", руководимый правозащитницей Мутабар Таджибаевой.
Следует заметить небеспочвенность подобного рода сомнений: согласитесь, недавние демонстративные изнасилования западных журналисток братьями-мусульманами на площади Тахрир в Каире не особо вяжутся с демократией.
Но все же остались в движении те, кто стоял у истоков его создания - Мадаминов и "Таянч". А кто такой Салай Мадаминов? От литературного деятеля сегодня уже ничего не осталось. Его место занял расчетливый, циничный и жестокий авантюрист.
Не секрет, что у истоков терактов в 1999 году в Ташкенте стоял именно этот человек, который ради достижения цели готов войти в сговор с самим дьяволом. Сейчас это "Таянч", а когда-то, по его же признанию, это были главари террористической организации ИДУ
Пресловутая организация "Таянч" тоже состоит далеко не из святых людей. Активный участник организации Мухамадсалих Абутов разыскивается в Узбекистане как инициатор, идейный вдохновитель попытки совершения терактов на немецкой базе в Термезе, о чем, к слову, осведомлены в Германии. В то же время нельзя не вспомнить, что нынешний ярый демократ из "Таянча" Мухамадсалих Абутов в свое время, будучи членом религиозно-экстремистской группировки, во всеуслышание утверждал, что "демократия - религия неверных".
Не менее опасны и другие члены "Таянча", в том числе Хасан Темиров и Акмал Хайдаров, которые являлись идеологами джихадизма для террористов-камикадзе, совершивших самоподрывы и взрывы в 2004 году у зданий генеральной прокуратуры Узбекистана, посольств США и Израиля в Ташкенте, в Бухарской области. Тогда в Узбекистане погибли более 30 человек. Тогда же Хасан Темиров по указанию уже своего "гуру" Обида Назарова пытался через подставных лиц закупить полтонны аммиачной селитры. Целью, как выяснилось позже, должны были стать объекты жизнеобеспечения в Кашкадарьинской области, а также действовавшая в то время авиабаза "Ханабад", арендованная в те годы США для транзита невоенных грузов в Афганистан.
ИА REGNUM: Судя по вашим словам, сегодня Запад, ряд европейских стран, пестуют у себя террористов, вынашивающих против Узбекистана разрушительные планы. Но ведь каким-то образом они сумели получить там статус беженцев...
Я не склонен говорить о том, что делается это намеренно. Здесь дело, как видится, в другом - в образе мышления и поведения. Цивилизованный Запад берет на веру практически все, что говорят те, кто любыми средствами хочет получить статус беженца. Во многих странах Европы достаточно просто обратиться с соответствующим заявлением о якобы религиозных преследованиях на Родине и через какое-то время вчерашний экстремист становится легальным беженцем. При этом никто не проверяет истинные мотивы, которые заставили человека покинуть семью и дом, никто не удосуживается хотя бы сделать запрос в правоохранительные органы с тем, чтобы выяснить, не отъявленного ли преступника собираются пригреть.
Большинство преступников пользуются именно этой схемой, утверждая, что в Узбекистане их преследуют по религиозным мотивам. Но, извините, достаточно хотя бы однажды побывать в Узбекистане и убедиться, что в стране возведены сотни мечетей, которые никогда не пустуют. И что же получается, всех этих правоверных мусульман преследует государство? Более того, в стране открыто и успешно функционирует несколько религиозных ВУЗов, в которых религиозное образование получают молодые граждане страны. О каких религиозных преследованиях может идти в данном случае речь?
В отношении же европейских стран могу подчеркнуть другое. Более чем уверен, никто там экстремистов из Узбекистана намеренно не пригревает. Сегодня, наоборот, наблюдается тенденция, когда к таким "беженцам" стали проявлять интерес правоохранительные органы. И это правильно. Как показывает практика, в том числе опыт с теми же Мадаминовым, Абутовым, Назаровым и иже с ними, сколько волка не корми - все равно в лес смотрит.
ИА REGNUM: Так что же все-таки Узбекистан ждет в будущем?
Однозначно могу сказать, что в стране будет продолжена работа по борьбе с терроризмом во всех его проявлениях. Развернуться им здесь не дадут, как не дадут осуществить вынашиваемые где-то за пределами государства планы по перекрою страны и региона Центральной Азии.
Понятно, что для отработки денег им нужен будет другой плацдарм. И в этом отношении я не стал бы завидовать той же Европе, которая сегодня напоминает сосуд, в который сбросили скорпионов, ядовитых пауков, змей и т.д. и в который уже никто не решится сунуть руку. Боюсь, что не за горами террористические акции в самой Европе, которые осуществлять будут все те же "беженцы".
И случай с планами осуществить ряд террористических актов в Северной Европе с участием "беженца" из Узбекистана - яркое тому подтверждение.
Замечу, что один из трех мужчин, подозреваемых норвежским правосудием в связях с