Ануш Левонян: Великобритания хочет заменить Францию и вытеснить Россию из карабахского вопроса
Очередной визит в регион карабахского конфликта послов-сопредседателей Минской группы ОБСЕ прохладно воспринят в Баку. "От этого визита Азербайджан не ждет ничего нового" - заявил замминистра иностранных дел
По мнению Араза Азимова, "после Казанской встречи в переговорах возник некоторый застой", однако причины этого он не назвал. Между, тем не секрет, что во время встречи в Казани 24 июня нынешнего года президентов России, Армении и Азербайджана
В этой связи симптоматично, что сразу после встречи в Казани регулярно стали раздаваться настойчивые призывы относительно необходимости существенного повышения в процессе урегулирования роли Евросоюза. Об этом с той или иной степенью убедительности говорили, в частности, руководитель группы "Евронест" в Европарламенте Кристиан Вигенин, директор известного британского аналитического центра LINKS
Цель данной интриги ЕС вполне очевидна. Речь идет о создании т.н. Южного коридора поставок энергоносителей в Европу, диверсификации как маршрутов поступления нефти и газа, так и списка их поставщиков на Запад. На Южном Кавказе необходимо поэтому создать "пространство стабильности и мира", где ничто бы не угрожало новым нефте- и газопроводам, а карабахский конфликт несет в себе потенциальную и достаточно высокую угрозу таким намерениям.
Разумеется, все эти предложения были встречены прохладно и Россией, усмотревшей в этом непосредственную угрозу своим военно-политическим и экономическим интересам в Закавказье, и Арменией, и - не в последнюю очередь, Францией, совершенно не намеренной отказываться от своей роли одного из ведущих миротворцев. Возможно, Париж более лояльно отнесся бы к этой идее, если бы ему предложили представлять в Минской группе не только себя, но и ЕС в целом (такие намеки также прозвучали), но о том, чтобы уступить свое место наднациональным европейским структурам, и речи быть не может. Ведь ясно, что в этом случае ведущая роль де-факто достанется Великобритании в лице той же Кэтрин Эштон. Лондон, как известно, имеет на Апшероне большие интересы и позиции в области энергетики, Дальнейшее расширение и укрепление позиций британских фирм никак не может вдохновлять французскую сторону. Неслучайно Франция поменяла своего представителя в Минской группе. Разговоры об этом велись давно, а официально было объявлено лишь на днях - посла
Все это объясняет, почему и по чьей указке Баку спровоцировал провал казанского саммита. Но возникает вопрос: если Азербайджан в принципе согласен подписать согласованные принципы урегулирования, то какая разница, под чьей эгидой это произойдет - России или ЕС? Ведь суть документа от этого не меняется. Однако разница есть, причем существенная. Рамочное соглашение - лишь первый шаг к миру. После его заключения предстоит длительный и сложный этап переговоров вокруг т.н. Большого мирного договора. А под патронажем ЕС, тем более - Британии, эти переговоры могут принять совершенно невыгодный для армянской стороны ход. Напомним, что в согласованной части рамочного соглашения речь, помимо прочего, идет также о поэтапном выводе частей Армии обороны Карабаха из ряда районов вокруг собственно НКР (т.н. "зона безопасности"). При этом Карабах получает "отложенный статус не ниже существующего", окончательное определение которого должно состояться в среднесрочной перспективе путем имеющего обязательную юридическую силу референдума. Однако целый ряд деталей, связанных со сроками и принципами проведения плебисцита пока не согласован. И может получиться так, что армянская сторона выведет войска с хорошо оборудованных и защищенных, стратегически важных позиций, заметно понизив уровень своей безопасности, а вопрос статуса при этом не решится. Что ослабит позиции Еревана и Степанакерта на переговорах и одновременно повысит риск возобновления военных действий, но уже в условиях, более выгодных для Баку.
Но и Азербайджан, и его европейские (не исключено, что и американские) советчики сильно промахнулись. Надежда на реализацию столь далеко идущих планов могла возникнуть лишь на пике "перезагрузки" отношений Россия-Запад. Да и в этом случае она была бы достаточно эфемерной. Сегодня обстановка кардинально изменилась. В связи с сирийским и иранским кризисом, российско-американскими противоречиями в вопросе ЕвроПРО НАТО аналитики заговорили о возможности начала новой "холодной войны". Кроме того, позиция Турции в сирийском вопросе ведет к нарастающему охлаждению отношений Москвы с Анкарой, а это, в свою очередь, заведомо исключает все возможности для даже косвенного участия Турции в решении региональных вопросов.
Что и объясняет нескрываемую растерянность, демонстрируемую азербайджанской дипломатией накануне визита сопредседателей МГ ОБСЕ. Как пишет та же газета "Зеркало", "слова о том, что Баку ничего не ждет от очередного визита посредников, но мы готовы продолжить мирные переговоры в рамках МГ ОБСЕ, есть лишь завуалированное признание того, что Баку не знает, как быть и что делать дальше". К слову, газета прямо обвиняет в этом правящий режим, которому в течение многих лет "так и не удалось добиться даже изменения подходов ведущих держав к урегулированию армяно-азербайджанского конфликта". Однако сама надежда на "изменение подходов" миротворцев выглядит наивно. Несомненно, крайне трудно достичь результата, когда речь идет о совмещении принципов территориальной целостности и права наций на самоопределение. Но и предполагать, что международное сообщество открыто станет защищать один из этих принципов в ущерб другому, не приходится.
Подходы посредников не изменятся, как и состав сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Политическая роль Турции в Закавказье в обозримой перспективе не возрастет. Все это, насколько можно понять, перечеркивает многие планы и надежды азербайджанской стороны и сильно её нервирует, чем и объясняется очередной виток спровоцированной Азербайджаном "снайперской войны" на линии противостояния и ужесточение милитаристской риторики. Впрочем, определенным утешением для Баку может служить тот факт, что одновременно с послами-сопредседателями МГ ОБСЕ в регион прибывает также Специальный представитель ЕС на Южном Кавказе
Ануш Левонян - политический комментатор (Ереван)