На пути к признанию геноцида: кто заставил Эрдогана открыть ящик Пандоры?
Внешне интрига, связанная с перепиской между премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и лидером оппозиционной Республиканской народной партии (РНП) Турции Кемалем Кылычдароглу не обещала сенсации. Но она была загадочна, поскольку Кылычдароглу потребовал от правительства пролить свет на трагические события истории Турции, в частности, в Дерсиме (Туджели) в 30-х годах прошлого века. Почему вдруг всплыла эта история и почему именно сейчас? Сам лидер РНП родом из Дерсима и его семья, как пишут многие турецкие газеты, пострадала и была вынуждена бежать из Дерсима в Анкару. Жена Кылычдароглу рассказала о подробностях тех событий и даже своих убитых родственниках. Эрдоган призывал Кылычдароглу поддержать идею о расследовании резни и выявить виновных. Но лидер РНП отказывался. Это — первая загадка. Суть второй в том, что РНП является старейшей партией Турции. Она была основана Кемалем Ататюрком, ей принадлежит главная заслуга в провозглашении 29 октября 1923 года в Турции республики. До 1950 года эта партия была правящей.
Поэтому, раскручивая интригу с Дерсимом, Кылычдароглу не мог не понимать, что в случае предания гласности материалов турецких архивов политическая ответственность за все трагические события 30-х годов ляжет не только на его, правившую тогда в Турции, партию, но и лично на основателя Турецкой Республики Мустафу Кемаля. Но был другой расчет: что Эрдоган, если и готов политически растерзать своих оппонентов, то вряд ли осмелится поднять руку на авторитет Ататюрка. Плюс к этому оппозиция решила таким образом прощупать позиции Эрдогана в отношении возможностей урегулирования турецко-армянских отношений.
В последнее время функционеры РНП распространяли слухи о том, что люди Эрдогана якобы ведут секретные переговоры с представителями западной армянской диаспоры о предании гласности некоторых материалов турецких архивов, раскрывающих сюжеты, связанные с Геноцидом армян в 1915 году.
Эрдоган принял вызов. На расширенном заседании правящей партии «Справедливость и развитие» он обнародовал только четыре архивных документа из огромного досье, которое, как выясняется, оказалось в архиве общего доступа. Это — Закон 1935 года об администрации провинции Тунджели, отчет командования жандармерии от 2 ноября 1939 года о ходе расправы над восставшими курдами в Дерсиме, решение Совета министров Турции от 23 декабря 1938 года о высылке из Дерсима курдов, и, наконец, отчет о проведении войсковой операции 27 сентября 1938 года в Дерсиме за подписью министра внутренних дел Шюкрю Кая. В итоге, как выясняется, в 1936, 1937, 1938 и 1939 годах в Дерсиме правительственными войсками было убито 13.000 человек.
Но это, как свидетельствуют другие источники, далеко не полные данные. Тем не менее, Эрдоган оценил «выявленные им факты» как «большую драму» и впервые в новейшей истории Турции пошел на беспрецедентный шаг — принес от имени власти публичные извинения народу. В то же время, как сообщает Hurriyet Daily News, глава турецкого правительства настаивает и на том, чтобы РНП также извинилась перед нацией, поскольку в тот период находилась у власти и несет полную ответственность за военную операцию в провинции Дерсим.
Что же произошло тогда в Дерсиме? В середине 1930-х годов Анкара приступила к полному подчинению полунезависимых племён Дерсима. По предложению Ататюрка, центральные районы были преобразованы в вилайет с особой организацией, названный Тунджели. 6 июня 1936 года была создана зона так называемой четвертой генеральной инспекции, в которую вошли вилайеты Элязиг, Тунджели и Бингёль, где была сформирована специальная администрация во главе с генеральным инспектором генералом Альпдоганом. Он издал приказ о введении в вилайетах Тунджели, Элязиг, Бингель осадного положения и потребовал от курдов под страхом сурового наказания сдать оружие. Резкое возмущение курдов вызвала конфискация земель, передача их туркам-переселенцам. Вождь дерсимских курдов Сейит Риза направил генералу Альпдогану письмо, в котором потребовал, чтобы правительство отменило новый закон в отношении Дерсима. Но выступая 1 ноября 1936 года на открытии Великого Национального собрания Ататюрк заявил: «Самая важная проблема в наших внутренних делах — это дерсимский вопрос. Необходимо во что бы то ни стало очистить и с корнем вырвать этот нарыв, этот страшный фурункул… и правительству предоставлены широкие полномочия для принятия самых срочных мер по этому вопросу».
В этот район страны выехали премьер-министр Исмет Иненю и министр внутренних дел Шюкрю Кая, которые начали жестокие карательные операции. Летом 1937 года военные действия в Дерсиме приняли небывалые размеры, обе стороны несли значительные потери. 10 ноября 1937 года, после предательского ареста в Эрзинджане, 75-летний Сеит Риза и 11 его соратников были приговорены к смертной казни в Элязизе. Восстание продолжалось до 1938 года. Его лидеры были схвачены и повешены. Десятки тысяч жителей деревень были изгнаны из своих домов, а деревни уничтожены. Военное положение в Дерсиме продолжалось 10 лет, до 1948 года.
Так что премьер-министр Турции Эрдоган, предавая гласности эти ранее замалчиваемые турецкими историками факты, вроде бы совершил политический поступок, приоткрывая только небольшую часть трагических страниц истории страны. Более того, он также распорядился подготовить проект закона, который сделает возможным переименование Тунджели в Дерсим. Примут ли сейчас этот шаг по-прежнему борющиеся курды, стимулирует ли их новый ход турецкого правительства на отказ от вооруженной борьбы и на начало мирного переговорного процесса, сказать пока сложно.
Но сказав «А», Эрдоган рано или поздно вынужден будет произнести и «Б». Неслучайно сейчас некоторые турецкие политологи предполагают, что в ближайшее время правительство Турции откроет и архивы Генерального штаба. Именно в фондах этого учреждения хранятся тщательно скрываемые документы, касающиеся уничтожения армян в 1915 году.
Но и тут не все так просто. Кылычдароглу заявил, что приведенные Эрдоганом документы не являются новыми, и что он их читал еще в 70-х годах прошлого века. Поэтому лидер РНП потребовал «по-настоящему открыть архивы для того, чтобы высланные из Дерсима семьи получили назад свои земли и им возместили понесенные убытки». В то же время часть оппозиции, а точнее, зампред РНП Гюрсель Текин, заявил, что «премьер-министр заложил динамит в основу единства нашей нации». Именно в этом узле и скрывается вся интрига. Кылычдароглу требует вернуть его семье отторгнутые некогда земли в Дерсиме, из чего можно делать вывод о его курдском происхождении. Это — во-первых.
Во-вторых, фактически с такими же требованиями в последнее время стала выступать часть западной армянской диаспоры. Наконец, Кылычдароглу почему-то заподозрил Эрдогана в том, что «его менталитет совпадает с менталитетом армянской диаспоры», добавив, что он не удивится, если премьер в ближайшее время включит вопрос Геноцида армян в повестку обсуждений. В то время как сам лидер оппозиции фактически подыграл западной армянской диаспоре, спровоцировав Эрдогана на то, чтобы он открыл ящик Пандоры.
Что же, раз таким образом турецкие политики стали открыто сводить счеты с национальной историей, а в стране действительно назревают огромные политические перемены и на горизонте — новая эпоха.