Станислав Тарасов, Василий Ставицкий: "Город Солнца" Кампанеллы в Африке или плацдарм будущих межэтнических сражений: фоторепортаж
Весь мир, 23 ноября, 2011, 21:13 — ИА Регнум. Есть страны, которые лучше раз увидеть, чем прочитать о них множество книг. Потому что вычитанное представление не соответствует реальности. Одной из таких стран является Нигерия. Эта страна добывает в сутки 2,5 млн. баррелей нефти, занимает первое место в Африке и восьмое в мире по объему экспорта энергоресурсов. Налицо все условия, и прежде всего финансовые, для того, чтобы вырвать страну из отсталости и нищеты. Однако из бюджета страны, пополняемого на 90 процентов за счет экспорта энергоресурсов, в местные бюджеты почти ничего не попадает. Поэтому не удивительно, что в регионе действуют различные радикальные группировки, которые стремятся силовым путем добиться более широкой автономии для своих территорий и большего контроля над местными природными ресурсами. Это мы почувствовали в Абудже, где на улицах много военных постов и всевозможных проверок, и в воздухе которой чувствуется напряженность.
Видимая часть нигерийского айсберга - религиозные столкновения между мусульманами и христианами. Они начались в Нигерии еще во времена господства Британской империи. Сейчас согласно переписи населения в Нигерии, мусульмане составляют большинство (50,5%), христиане являются второй по величине конфессией и составляют 48,2%. Этническая принадлежность в этой стране - не абстракция. В стране живут разные народы со своими языками, культурой, обычаями, интересами. Этнический нигилизм и пренебрежение к нуждам отдельных народов при определении и проведении в жизнь программы экономического и культурного строительства наносят огромный вред межэтническим отношениям. Положение усугубляется еще и тем обстоятельством, что в Нигерии существует фактор сохранения традиционных структур и институтов: каст, религиозно-магических обществ, пережитков домашнего рабства, этнической иерархии, этнических предрассудков и предубеждений. Так что о нигерийцах как о единой нации можно говорить пока только условно.
Наиболее ожесточенный характер межконфессиональные отношения стали приобретать после того, когда в 1999 году северные части страны получили право жить по законам шариата, а христианское меньшинство стало подвергаться гонениям. 31 мая 1967 года власти Восточной области Нигерии объявили, что их территория отделяется от федерации и становится независимой Республикой Биафра. Это заявление было отвергнуто нигерийским правительством, что привело к гражданской войне, длившейся 32 месяца. Она унесла более миллиона человеческих жизней. Так родилась идея построить новую столицу страны Абуджу, которая 12 декабря 1991 года была объявлена столицей государства.
Расположившись практически в географическом центре страны, Абуджа считается нейтральным центром, в котором не должны преобладать никакие этнические или религиозные группы населения страны. Но и тут не все так просто. На этом месте в 1828 году был укрепленный лагерь Абу Джа, брата и преемника правителя государства Зария хаусанской династии.
Всё началось тогда, когда в 1807 году Великобритания запретила работорговлю. В 1804 Осман дан Фодио начал в хаусанских землях джихад, священную войну, стал выступать с критикой неправильного, по его мнению, применения норм ислама. Его сын Белло стал первым халифом халифата Сокото. Реформация ислама укрепила империю фульбе, и в 19 веке в Северной Нигерии наступил невиданный в истории расцвет мусульманской культуры. Но если государства дельты Нигера и население их внутренних районов переключились с работорговли на торговлю пальмовым маслом, то результатом завоеваний фульбе стало появление значительного числа рабов. Это было второе "африканское закрепощение".
К 1884 британская Национальная африканская компания установила монополию на торговлю пальмовым маслом в долине Нигера, а британские миссионеры обосновались в Южной Нигерии. На Берлинской конференции в 1884-1885 годах Великобритания потребовала признать ее право на территорию современной Нигерии. С 1906 года Лондон контролировал уже всю территорию современной Нигерии, а владения Зарии были значительно сокращены. На отторгнутых территориях англичане образовали новые провинции, которые впоследствии стали государствами.
Престол в Зарии перешел к эмиру Алиу, сыну Сиди Абд ал-Кадира из клана Малава. Он отстранил от должностей всех членов клана Борнава, заменив их своими сыновьями и ближайшими родственниками. В 1920 году Алиу низложили и власть вернулась к клану Борнава. Новым эмиром стал Даллатау, сын Йеро, а после его смерти в 1924 году - Ибрахим, сын Квассау, который скончался в 1936 году. Престол перешел к внуку Абдуллахи, Джаафару. В 1959 году эмиром стал Мухаммад Амину - представитель третьего соперничающего клана Катсинава. Именно при нем в 1960 году Зария - она же Нигерия - обрела независимость. Несколькими годами позже, в результате административной реформы 1966-1967 года все северонигерийские эмиры, включая эмира Зарии, лишились официальных прерогатив государственной власти. Так что современная Абуджа таит в себе множество многозначительных исторических и политических символов.
Любопытно, что она была спроектирована известным японским архитектором второй половины 20 столетия Кендзо Танге. В свое время Кендзо Танге был уверен, что японцы начали поиск свободы не через политику, а путем самовыражения в новых архитектурных формах. Поэтому, по мысли Танге, и архитектура Абуджи призвана символизировать появление не только в Нигерии, но и вообще в Африке нового общества. Действительно, ныне столица Нигерии имеет вид красивого и четко спланированного мегаполиса.
Но строительство зданий осуществляется легче и быстрее, нежели идет процесс формирования единой национальной общности. Поэтому дилемма - ускорит ли архитектура Абуджи консолидацию нигерийцев, или, наоборот, стимулирует их архаизацию в сторону набирающих силу первобытных религиозных представлений - до сих пор остается открытой. Вот почему судьба прекрасной Абуджи выглядит сейчас как судьба "Города Солнца" Кампанеллы, который размещал его где-то на острове около экватора. Но мысли Кампанеллы о наилучшем "городе мира" так и остались утопией. Постигнет ли подобная участь Абуджу - никто не знает.
Абуджа (Нигерия) - Франкфурт-на Майне (Германия) - Москва