Валерий Янчук: 20 лет спустя: от Беловежской катастрофы к Евразийскому союзу
8 декабря 1991 года в Беловежской пуще руководители Республики Беларусь, РСФСР и Украины заключили соглашение, в котором констатировали, что СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование. Одновременно было решено образовать некое подобие межгосударственного объединения под названием Содружество Независимых Государства (
Однако вопреки замыслу организаторов переворота идея экономической и политической реинтеграции на постсоветском пространстве стала пробивать себе дорогу как зеленая трава через асфальт. В 1994 г. президент Казахстана Н. Назарбаев озвучивает идею создания
В результате у Белоруссии с Россией достигнута глубокая интеграция в ряде смежных и родственных отраслей народного хозяйства. В настоящее время, например, машиностроительный комплекс Белоруссии интегрирован с аналогичным российским комплексом - на 85%, сельскохозяйственный - на 65, строительный - на 80. Один из крупнейших в Европе производителей большегрузных автомобилей, автопоездов и другой автомобильной техники минский автомобильный завод около половины стоимости комплектующих получает из России. Продукция же в основном реализуется в России (более 60%), потребности же самой Белоруссии в названной продукции оцениваются в 20%. Белорусский автомобильный завод, который входит в число семи ведущих мировых концернов по производству карьерной техники, более 70% всей продукции отгружает в Российскую Федерацию для горнодобывающих предприятий.
Однако после смены высшего руководства России в конце девяностых годов интеграция притормозила свой бег и развивалась в вяло текущем режиме. Были, в частности, попытки отделить "мух от котлет", что негативно сказалось на темпах интеграции.
В 2010 году начинает набирать силу интеграция уже трех государств, экономики которых дополняют друг друга. С 1 июля 2010 г. вступил в силу единый Таможенный кодекс России, Белоруссии и Казахстана. В пределах Единой таможенной территории были отменены таможенные пошлины и ограничения экономического характера.
И вот, наконец, происходит долгожданное событие - президенты трех стран Александр Лукашенко,
Важным итогом встречи руководителей трех государств в Москве является учреждение такого межгосударственного органа, как Евразийская экономическая комиссия. По этому поводу был подписан соответствующий договор. Эта комиссия станет преемницей Комиссии
Комиссия, на мой взгляд, также должна способствовать разработке и реализации крупных проектов в пространстве ЕЭП. Таковыми, к примеру, являются проекты, как об этом говорил президент А. Лукашенко, по созданию ТНК. Можно привести и другой пример. В настоящее время в практическую плоскость переходит реализация такого стратегического проекта ХХI века - строительства транспортного коридора из Западной Европы через Белоруссию, Россию и Казахстан в Юго-Восточную Азию. Этот проект может стать важнейшим для развития Евразийского союза. Далее, таковыми могут стать и крупные инновационные проекты. Совместное участие в них трех государств создаст синергический эффект и станет интегрирующей силой.
Вместе с тем, очевидно, что руками разработчиков Декларации и договора Евразийской комиссии водила тень эдакой доброй старушки Европы в лице ЕС и суровых, но справедливых США. Проявляется это как в малом, так и в большом. Термин комиссия заимствован у ЕС, хотя есть и другие термины, например, Совет министров, Исполнительный комитет. Зачем, спрашивается, нужно было подчеркивать, что "государства ЕЭП намерены руководствоваться нормами и правилами
Вслед за принятием Декларации о евразийской экономической интеграции напрашивается следующий шаг: формирование полноценного Евразийского союза, разработка и принятие соответствующий договора.
Враги у экономической и политической интеграции были, есть и будут. В первую очередь, это ЕС и США - им сильный конкурент, к тому уже обладающий большими запасами жизненно важных для экономики природных ресурсов, не нужен. Значительным влиянием в странах-союзниках обладает и пятая колонна. Однако собаки пусть лают, а караван Евразийской интеграции пусть идет вперед.
Валерий Янчук (кандидат экономических наук, г.Витебск, Белоруссия)