Глава Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Хопкинса Фредерик Старр в интервью узбекским СМИ заявил, что новая стратегия США сконцентрирована на развитии интегрированной стратегии экономического и социального развития Афганистана, подразумевающего формирование новой системы транспортных и энергетических маршрутов вдоль линии древнего "Шелкового пути", передает корреспондент ИА REGNUM.

По его словам, подход США к экономическому возрождению Афганистана будет, как и прежде, направлен на создание рабочих мест, предоставление основополагающих социальных услуг, строительство инфраструктуры и развитие финансовой устойчивости. Однако эти цели будут сконцентрированы вокруг более целенаправленной комплексной стратегии, которая будет охватывать расширение транспортного и торгового потенциала в качестве основной движущей силы экономического роста.

"При этом применение военных мер будет являться лишь средством, а не конечной стратегической целью. Возрождение в новых условиях древних транзитных маршрутов через территорию Афганистана может решить нынешнюю стратегическую дилемму США и стать подлинным ключом к успеху их региональной стратегии в случае эффективного использования лидерского потенциала и возможностей США в этом вопросе", - отметил известный американский эксперт.

По его мнению, новая экономическая стратегия признает тот факт, что афганский вопрос носит региональный характер и затрагивает интересы остальной части Центральной Азии, Пакистана, Индии, Китая, Ирана и других стран, и, следовательно, должен решаться на региональном уровне. "Такая стратегия принесет пользу всем и не направлена против какой-либо стороны. Приоритетные проекты стратегии включают в себя завершение прокладки афганской кольцевой дороги (работы по модернизации 3 тыс. км кольцевой дороги, соединяющей города Мазари-Шариф, Кабул, Кандагар и Герат, уже способствовали росту национальных внутренних перевозок: эксперты МВФ и афганские власти подсчитали, что по сравнению с 175 тыс. в 2002 году в настоящее время в Афганистане передвигаются более 600 тыс. автомобилей по 13 тыс. км построенным или восстановленным дорогами) и шоссе Кабул-Герат, которые будут связаны с континентальными маршрутами, в частности с пакистанским портом в Гвадаре, строительство трансафганских железнодорожных линий, связывающих Европу и Азию, запуск трубопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) и ввод в действие высоковольтных линий электропередач, связывающих Среднюю Азию, Афганистан, северный Пакистан и Индию", - пояснил Старр. Он также сообщил, что США придают сегодня важнейший приоритет реализации концепции "Нового Шелкового пути".

"В связи с этим, Соединенные Штаты недавно назначили уполномоченного президентом специального посланника, который возглавит специальную межведомственную группу с целью координации работы военных и гражданских представителей в США, в Афганистане, странах-партнерах по коалиции и государствах региона. Параллельно предполагается использовать все инструменты, имеющиеся в распоряжении правительства США для привлечения ресурсов частного сектора", - подчеркнул американский политолог. Он обратил внимание на то, что восстановление "Нового шелкового пути" будет стимулировать взаимовыгодную международную и региональную торговлю.

"Проект уже поддерживают все соседние государства. С Америкой или без нее они стремятся к получению тех выгод, на которые, по их мнению, они имеют исторические права. В частности, Узбекистан при финансовой поддержке Азиатского банка развития, расширил свою железнодорожную систему до Мазари-Шарифа и отправляет электроэнергию для освещения Кабула. Соседний Таджикистан открыл с помощью Китая и Ирана дорогу через высокогорный Памир из Китая к новому, построенному американцами мосту в сторону Афганистана, и также намерен провести железнодорожную линию от своей столицы Душанбе к афганской границе. Туркмения, в свою очередь, рассматривает возможность прокладки сети автострад и железных дорог, соединяющих его с афганской кольцевой дорогой. Пакистан и Китай восстанавливают проходящую через пакистанскую территорию основную северо-южную дорогу, которая обеспечивает Афганистан ключевым соединением через Хиберский перевал в сторону Китая и Аравийского моря. На южной конечной станции в Гвадаре они уже построили новый порт, который обеспечит наиболее эффективное морское сообщение между центральноазиатскими странами, Афганистаном и быстро развивающимися экономиками Юго-Восточной Азии. Китай также надеется на расширение доступа Афганистана на восток с помощью строительства железной дороги через Хиберский перевал с дальнейшим подключением к восточно-западной линии через Пакистан. Иран, между тем, расширяет свою железную дорогу и систему автострад в Герат, ключевой город западной части Афганистана. Тегеран также строит новый порт в Чабахаре, способный соперничать с Гвадаром. Индия оказала содействие в строительстве дороги, которая свяжет Чабахар с кольцевой дорогой Афганистана. Северо-западный сосед Афганистана, богатый газом Туркменистан, тем временем, построил новый порт Туркменбаши на Каспийском море, через который грузы будут поставляться из Афганистана и Востока в Азербайджан и далее к Черному морю и Европе. Туркмения подписала соглашение с Афганистаном, Пакистаном и Индией о строительстве газопровода для доставки туркменского газа через Афганистан в нуждающиеся в энергии северо-западные районы Индии, а также в Пакистан. И как упоминалось, Соединенные Штаты потратили $1,8 млрд. на переустройство 635 км афганской кольцевой дороги и 2700 км других дорог, объединяющих первичные и вторичные рынки", - резюмировал автор концепции "Современный Шелковый путь".