Внутрицерковный конфликт, разгоревшийся в Северной Осетии, ведет не только к ослаблению позиций православия в этой республике с непростой конфессиональной ситуацией, но и к значительному усилению позиций исламистов и сектантов. Светские власти, открыто поддержавшие одну из сторон, увы, лишь способствуют такому развитию событий. Отрадно только то, что угроза жесткого силового противостояния, кажется, миновала. Точку в данном вопросе через несколько дней поставит Святейший.

15 ноября у собора Святого Георгия во Владикавказе собралось множество верующих, протестовавших против решения главы Владикавказской и Махачкалинской епархии владыки Зосимы (Остапенко) о переводе настоятеля Аланского Свято-Успенского мужского монастыря архимандрита Антония (Данилова) в Дагестан. Отец Антоний не отправлялся в ссылку, а становился благочинным церквей Тарумовского округа с рекомендацией к избранию во епископа. Однако собравшиеся, часть которых являлась духовными чадами отца Антония, требовали оставить его в республике. После того, как владыка Зосима не изменил своего решения, митингующие заблокировали выезд, пытались задержать его на территории храма, выкрикивали оскорбления в адрес епископа и владикавказского благочинного о.Василия Шауэрмана - в общем, показали себя во всей красе и христианском смирении.

Как пишет в своем блоге владикавказский священник о.Александр Пикалев, приехав "к шапочному разбору", он был потрясен увиденным: "матерящаяся толпа, выкрики, угрозы, пытались выломать дверь в гимназии, где находился архиерей". "Абсолютный неадекват и неуправляемая агрессия, - охарактеризовал он состояние собравшихся. - Ощущение какой-то... даже не знаю, как сказать... бесовщины, что ли... Люди, который кидаются бить архиерея, благочинного - верят во что угодно, только не в Христа, и представляют собою что угодно, но только не паству". Очевиден и другой настораживающий момент: "миряне (не монахи) пытаются присвоить себе право решать, кто станет настоятелем монастыря".

Действительно, заявления митингующих и их сторонников на осетинских форумах и в блогах демонстрируют непонимание ими сути происходящего, да и основ православной веры. Защитники о.Антония отрицают церковную дисциплину и каноны, обвиняют владыку Зосиму в том, что он - "чужак, вторгшийся в наше духовное пространство" (епископ был переведен в Осетию полгода назад из Калмыкии), безапелляционно требуют вернуть настоятеля...

Тем удивительней, что руководство Северной Осетии активно поддержало отца Антония и его сторонников. Председатель парламента республики Лариса Хабицова в ультимативном тоне потребовала от владыки Зосимы отменить его решение. После краткого разговора с епископом, прошедшего на повышенных тонах, Хабицова сообщила митингующим, что "если отцу Антонию все же придется уехать, то говорить с владыкой Зосимой будем на другом языке". Каком? Что означают эти неприкрытые угрозы? Позже она заявила прессе, что "как Владыка сможет нести свою службу дальше, это уже вопрос не к нам". "Кажется, ему трудно будет восстановить уважение людей к себе как к пастырю, - считает глава парламента Северной Осетии. - Я не знаю, какой выход здесь может быть. Патриарх может поменять Владыку, а народ мы поменять не можем".

Глава республики, представитель мусульманской общины Таймураз Мамсуров заявил, что если голос верующих не будет услышан, "может прекратиться всякое сотрудничество с епархией". 15 ноября он отказал в приеме владыке Зосиме. Как сообщает пресс-служба Мамсурова, "жесткая реакция главы республики объясняется тем, что накануне без каких-либо предварительных консультаций, без учета мнения православных жителей республики и позиции руководства Северной Осетии епископом было принято единоличное кадровое решение, вызвавшее негативный общественный резонанс". Таким образом, мусульманин Мамсуров публично заявил о необходимости согласования с ним сугубо внутрицерковных решений. Это действительно беспрецедентно.

Открытое вмешательство светской власти в церковные дела прямо нарушает Конституцию РФ. "Я не припомню более откровенного и хамского вмешательства чиновников в церковные дела за последние десять лет", - заявил "Интерфаксу-Религия" директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев. С этой оценкой трудно не согласиться.

Показательно, что пару лет назад Мамсуров отнюдь не спешил с оценкой деятельности тогдашнего муфтия РСО-А Али-хаджи Евтеева, который летом 2010 года вынужденно сложил полномочия после публикации ИА Regnum интервью, где сам же подробно рассказал о своих исламистских взглядах. Как раз наоборот: глава республики содействовал исламистам, о чем по наивности проболтался Евтеев. Отвечая на вопрос, действительно ли, как считают многие, с приходом Мамсурова ситуация изменилась в пользу мусульман, он констатировал: "Да, это правда". Отрицая существование негласного распоряжения, согласно которому все значимые посты в республике должны занимать мусульмане, Али-хаджи Евтеев подчеркнул, что "со стороны Мамсурова есть понимание". "На все наши предложения он отвечает только положительно, по крайней мере, так было до последнего времени, - поведал исламист. - Помогает, но он не может все делать".

Глава республики не извлек из истории с Евтеевым, позицию которого осудили практически все его товарищи-муфтии, никаких уроков. Таймураз Мамсуров проявляет совершенно не понятную медлительность в борьбе против усиления в Северной Осетии исламистского влияния, что особенно актуально после убийства 29 мая исламским радикалом народного поэта Шамиля Джикаева. Бывшая "правая рука" Евтеева, нынешний муфтий РСО-А Хаджимурат Гацалов продолжает занимать свой пост вопреки многократным рекомендациям по замене его на более подходящую фигуру. Упорство властей, особенно на фоне нездорового интереса к православным, выглядит более чем странно.

Вечером 15 ноября владыка Зосима выступил с обращением к жителям Северной Осетии, в котором напомнил о данном архимандритом обете послушания и назвал его защитников "разнузданными молодчиками, которые, пытаясь прикрыться якобы любовью к отцу Антонию, перешли к прямому насилию". Он призвал их остановиться и предупредил "власть предержащих", что "Церковь отделена от государства, и никто не вправе диктовать правящему архиерею его решения". "Именно власть должна остановить тех, кто прямо угрожает взорвать хрупкий гражданский мир", - напомнил архиепископ.

Почему владыка Зосима решил перевести отца Антония в Дагестан? Главная причина - укрепление позиций православия в этой мусульманской республике. Эта задача поставлена патриархом. Нежелание людей надолго расставаться с духовным отцом вполне понятно, но, во-первых, приказ есть приказ, во-вторых, Дагестан - не Камчатка, и добраться туда при желании не так сложно. Стремление же иметь духовника, что называется, "под рукой", отдает, мягко говоря, эгоизмом. Возникает вопрос, не связана ли истерика вокруг рядового кадрового решения просто с нежеланием утратить контроль над богатым монастырем, прихожанами и благотворителями которого являются многие госчиновники и крупные бизнесмены Северной Осетии?...

В начале открытого конфликта отец Антоний формально дистанцировался от своих защитников, призвав их не проводить акций протеста и заявив прессе, что подчиняется решению архиепископа и готов выехать к месту будущего служения. Однако вечером 16 ноября по окончании службы и проповеди он сказал, что не может "предать любовь" своих прихожан и останется в Осетии, "даже если меня лишат сана". Правда, отправляясь в Москву на встречу в патриархии, он вновь призвал активистов "разойтись и молиться". Напряжение несколько спало, однако силовое противостояние все еще возможно: очевидно, что кадровые решения главы епархии не могут отменяться толпой несогласных, и подобный прецедент может обрушить всю церковную вертикаль.

Настроения на Севере Осетии подхватили и на Юге. Там проходит сбор подписей под заявлением православных мирян и православного воинства, в котором решение о переводе о.Антония названо "глубоко ошибочным" и противоречащим "как интересам самого Владыки, который лишается поддержки и доверия со стороны осетинской паствы, так и коренным интересам осетинского и российского народа в целом". Православные РЮО просят владыку отменить свой указ. Их поддержал президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, в целом мало разбирающийся в особенностях церковной жизни. Духовная жизнь в РЮО, судя по обилию сектантов и лиц, принимающих ислам в его радикальных формах, оставляет желать много лучшего. Нынешняя политическая ситуация в Южной Осетии - прямое подтверждение этого вывода.

Происходящее во Владикавказе удивительно напоминает события в Абхазии. 15 мая в Новом Афоне (по странному совпадению, также в богатом монастыре) состоялось т.н. "церковно-народное собрание", зафиксировавшее раскол среди духовенства и верующих республики. На сегодняшний день раскольники, рукоположенные в РПЦ, запрещены на год, и конфликт несколько притух, однако принципиального решения абхазского церковного вопроса до сих пор не произошло. Конфликт нанес серьезный удар по авторитету православной церкви в и без того не особенно воцерковленной стране.

Аналогичных результатов следует ожидать и в Северной Осетии. Последние события уже вынудили епархию отказаться от проведения I Свято-Георгиевских епархиальных чтений. Они намечались на 24-25 ноября и должны были стать мощным миссионерским и культурно-просветительским мероприятием. Продолжение настроений негативно скажется не только на положении и престиже Русской православной церкви, но и на отношении к ней мусульманского меньшинства РСО-А. Тем более что владыка Зосима известен как сторонник активной миссии среди осетин, внедрения осетинского богослужения и перевода церковных книг на осетинский язык, разрешения церковного вопроса РЮО через принятие местных приходов в состав РПЦ, а также как последовательный противник радикального ислама.

Димитрий Гарм - эксперт аналитического центра "Русский путь"